Конспект урока по музыке «Музыкальный язык. Композиторская и народная музыка» (3 класс)
Аудиофайл 1
MP3 / 1.51 Мб
/data/files/p1599661306.mp3 (Аудиофайл 1)
Аудиофайл 2
MP3 / 775.52 Кб
/data/files/l1599661330.mp3 (Аудиофайл 2)
Видеофайл 3
MP4 / 10.99 Мб
/data/files/u1599661390.mp4 (Видеофайл 3)Тема урока: Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора
Цель: Создание условий для усвоения и закрепления понятия «фольклор», «народная и композиторская музыка» учить пользоваться понятием «музыкальный язык» и определять его особенности.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
научить внимательному слушанию и пониманию музыкального языка; закрепить представление о жанрах фольклора; закрепить понятие «народная и композиторская музыка»; закрепить умение узнавать характерные особенности народной и композиторской музыки; познакомить с фрагментами современной народной и композиторской музыки. | Организовать деятельность по познанию музыкального языка; Сформулировать характерные признаки народной и композиторской музыки; Развивать музыкальный слух; Развивать умение слушать и понимать народную и композиторскую музыку. | Высказывать собственное мнение и аргументировать его; Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; Формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; Воспитывать эстетический вкус и любовь к прекрасному. |
Планируемые результаты:
Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | |
формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о характерных особенностях композиторской и народной музыки. | Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; |
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: аудио и видеофайлы музыкальных произведений из открытого доступа сети интернет, учебник по музыке, кубик Блума.
Источники информации:
Для обучающихся | |
Методические рекомендации программы, реализация ЦОС, интерактивной доски | Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; В.О. Усачева, Л.В. Школяр; М., «Вентана – Граф», 2013. |
Описание этапов урока
Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный | Приветствие Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. Будем слушать и читать, чтобы много-много знать. Говорю официально, Что урок наш музыкальный. | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. - проверяют наличие необходимых предметов на столе. | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II. Мотивация учебной деятельности | Нам известно, что с помощью произведений искусства творцы выражают свои чувства: любовь к Родине, воспевают о добре и созидании, восхищаются природой и людьми. Художники выражают свои чувства при помощи полотен, скульпторы при помощи фигур, кондитер при помощи своих сладких произведений, а музыкант при помощи музыки. В этом им помогает музыкальный язык. Как вы думаете, в чем разница между музыкантом и композитором? Обязательно ли владеть музыкальным инструментом, чтобы исполнить музыку композитора? Что может исполнить человек, не владеющий музыкальным инструментом? Да, друзья, никто из нас не живет без, музыки и все умеют общаться на музыкальном языке. Что такое музыкальный язык? | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы Композитор сочиняет музыку, а музыкант исполняет ее на музыкальных инструментах. Да, это обязательно, потому что композиторская музыка предназначена для исполнения оркестром или музыкальной группой. Обычные люди могут петь песни, подпевать, когда слушают музыку, напевать кому-нибудь мелодию, мотив. Музыкальный язык – это мелодии, которые выражают чувства людей. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
III. Актуализация новых знаний | Откройте учебники на с. 5 и прочитайте фрагмент стихотворения Ильи Львовича Сельвинского. О чем этот фрагмент? Рассмотрите репродукцию картины Ивана Шишкина и ответьте на вопрос, почему именно эта репродукция украшает фрагмент стихотворения? Как вы думаете, с помощью какой музыки мы начнем изучать музыкальный язык? Каждый из вас очень хорошо знаком с устным народным творчеством. На уроках литературного чтения мы говорили о жанрах фольклора. Как вы думаете, о каком жанре устного народного творчества пойдет речь сегодня? Что такое песня? Давайте узнаем, что говорится о песне в учебнике на с. 11. Какие характерные особенности есть у песни? Как вы думаете, можем ли мы изучать на уроке музыки стихи, которые сочинил народ? Так как ваши мнения разделились, давайте попробуем разобраться, кто же оказался прав. Послушайте стихотворение, которое сочинил русский народ и подумайте, можно ли его превратить в песню. Во кузнице, во кузнице. Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы. Они куют, они куют. Они куют, приколачивают, К себе Дуню приговаривают. Пойдем, пойдем, Дуня, пойдем, Дуня. Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок, Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок. Сошьем, сошьем Дуне, Сошьем, сошьем Дуне. Сошьем Дуне сарафан, сарафан, Сошьем Дуне сарафан, сарафан. Носи, носи, Дуня, Носи, носи, Дуня. Носи, Дуня, не марай, не марай, По праздникам одевай, одевай. Во кузнице, во кузнице. Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы. Какие чувства у вас вызывают эти стихи? Послушайте фрагмент музыкального произведения: Аудиофайл 1 Какой характер у этой музыки? Как вы думаете, подходит ли эта музыка для наших стихов? Давайте попробуем положить эти слова на музыку и послушать, что получилось. Аудиофайл 2 Что же получилось в итоге? Давайте попробуем выразить свое настроение под эту русскую народную песню. | О любви к Родине. Шишкин изобразил русскую природу, а в стихотворении говорится о России. Мы начнем знакомство с русской музыки. На уроке музыки мы будем говорить о песнях, которые сочинил народ. Слова, положенные на музыку. Слова должны рифмоваться, некоторые несколько раз повторяться (припев). Можем изучать все жанры фольклора, которые можно положить на музыку / нет, это невозможно. Стихи похожи на закличку / на хороводную песню / на плясовую песню, хочется стихи петь и водить хоровод. Они вызывают радость и веселье. Озорной, хочется петь и плясать. Да, она такая же веселая, добрая, как и слова. Получилась веселая песня, которую хочется исполнять, а под задорную музыку хочется плясать. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
IV. Физминутка | Инструментальное сопровождение – русская народная песня «Во кузнице» | Двигаются под музыку, выполняют движения-подсказки, которые дает учитель. | |
V. Закрепление новых знаний | Откройте учебники на с. 9. Прочитайте четверостишие. Кто автор данного стихотворения? А сейчас я предлагаю вам послушать русскую песню, музыку которой написал Михаил Глинка, а слова Николай Кукольник. Видеофайл 3 По каким признакам можно определить принадлежность песни к фольклору или композиторскому творению? Какие признаки еще позволяют нам распознать и различить композиторскую музыку от народной? Работа с кубиком Блума. Ваша задача – сформулировать вопрос или суждение на тему композиторской и народной музыки, а ответ должен дать ваш сосед. Почему Назови Объясни Предложи Поделись Придумай | Кукольник В композиторской песне есть автор музыки и автор слов. В народной песне – и слова и музыка принадлежит народу. В народной музыке используются простые народные музыкальные инструменты, часто подручные, а в композиторской музыке нужны для исполнения технически сложные, настроенные музыкальные инструменты. Почему музыка является неотъемлемой частью жизни людей? Назови три известных русских народных песни.
Объясни, в чем различие композиторской и народной музыки. Предложи вариант стихотворения, который можно положить на музыку. Поделись впечатлениями о прослушанной музыке. Придумай ритм, под который можно прочитать стихотворение. (пробуем это сделать, взяв простое четверостишие). | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
VI. Итог | Сегодня мы вспомнили, какие бывают жанры фольклора, узнали, что музыка бывает народной и композиторской, учились понимать музыкальный язык русского народа. | Записывают домашнее задание | Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности |
VII. Рефлексия | С каким жанром фольклора вы сегодня работали? Зачем нужны народные песни? Для чего созданы композиторские песни? Кто может сочинять стихи и музыку? Что нужно знать, чтобы различать композиторскую и народную музыку? я узнал… я научился… мне было трудно… мне было интересно… | -рассуждают, - отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы. | Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. |
7
Колышкина Елена Владимировна
Этника27