12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головина Ольга Григорьевна75


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Молоковская средняя общеобразовательная школа»



Конспект урока русского языка в 6 классе




Что такое причастие: место причастия в системе частей речи.









                                                                                             Выполнила: учитель русского

                                                                                             языка и литературы

                                                                                             Головина Ольга Григорьевна










Тема: «Что такое причастие: место причастия в системе частей речи.»


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные; составление связного устного рассказа на лингвистическую тему, обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.


Задачи:

Образовательные:

приобретение знаний учащихся о грамматических признаках причастия;

овладение умениями и навыками нахождения причастий в тексте и отличие их от слов других частей речи;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствование умений и навыков письменной речи;.

Развивающие:

развитие внимания;

осуществление системно-деятельностного подхода;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

развитие коммуникативных УУД:

приобретение навыков самоконтроля и самооценки в результате учебной деятельности.


Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Предметные: получение знаний о причастиях, их особенностях, умение распознавать причастия в текстах и различать при­частия и прилагательные;

Метапредметные:

познавательные: овладение умениями и навыками нахождения причастий в тексте и различия их от слов других частей речи;

регулятивные: умение осуществлять анализ и выделять существенные признаки, делать выводы;

коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с заданной темой, приобретение навыков самоконтроля и самооценки в результате учебной деятельности.


Межпредметные связи: литература.


Используемые методы, технологии: конкретизация целей обучения, проблемное обучение, частично-поисковая деятельность, ИКТ-технологии.


Формы учебной деятельности:  самостоятельная, групповая, фронтальная работа.


Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, интерактивная доска.


Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык 6 класс», М.М. Разумовская и др., презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями; тетради, ручки, карандаши.


Структура урока:

1.Организационный момент. (1 мин.)

2.Проверка домашнего задания. (3 мин.)

3.Актуализация знаний. (4 мин.)

4.Целеполагание и определение темы урока. (3 мин.)

5.Объяснение нового материала. (10 мин.)

6.Закрепление материала (12 мин)

7.Проверочная работа (6 мин.)

8.Рефлексия (подведение итогов занятия) (4 мин.)

9.Информация о домашнем задании (1 мин.).

10.Выставление оценок (1 мин.).



Эпиграф к уроку: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". В.И.Даль. (слайд №2)

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово.

- Встали тихозамолчали

Всёчто нужновы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

- Какое у вас настроение, ребята? (Хорошее)

- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.Проверка домашнего задания

Вызванный к доске учащийся разбирает по составу выделенные в домашнем упражнении 358 глаголы. Один из ребят готовит сообщение о глаголе как части речи. Для подтверждения положений ответа шестиклассник должен привести свои примеры, либо может воспользоваться примерами из домашнего упражнения.

- Запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Пропустите одну строчку, чтобы мы могли позже записать тему урока.

3. Актуализация знаний.

К доске выходят два ученика и выполняют морфологический разбор имени прилагательного яркого(солнца) и глагола заиграла.

- Как вы думаете, почему наш урок мы начали с повторения морфологических признаков именно этих частей речи? (С ними будет связана работа на уроке).

- Правильно.

4. Целеполагание и определение темы урока.

- Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного" (слайд №2) (Один из учащихся читает его вслух.) Опираясь на слова В.И.Даля и на то, что вы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока и его цель. (Учащиеся формулируют тему и цель урока).

- Молодцы, правильно, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое причастие: место причастия в системе частей речи.» (слайд №1). Цель нашего урока познакомиться с грамматическими признаками причастия, научиться различать причастия и прилагательные, составлять связный устный рассказ на лингвистическую тему, обогатить синтаксический строй речи путем использования причастий (слайд № 3).

5. Объяснение нового материала.

Для объяснения нового материала используем теннисный мячик (слайд № 4).

- Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? (Учащиеся называют имена прилагательные: маленький, круглый, теннисный).

- Что мы можем сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета – постоянные или временные- называют они (слайд № 5)? (Постоянные).

- Произведем с этим мячом некоторые действия, подбросим его вверх. Какие признаки приобретает мяч (слайд № 6)? (Летящий, падающий, упавший – это признаки мяча по тем действиям, которые мы с ним совершаем.)

- Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч – тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший – тот, который упал, время прошедшее.)

- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным (слайд №7)? (Причастие обозначает временной признак по действию, он не является постоянным).


Запись на интерактивной доске и в тетрадях (слайд № 8):

x1595045404.jpg

  какой?        х                        какой? х                                                                                   Маленький мяч                 летящий мяч – мяч, который летит (наст.вр.)

  какой?    х                    какой?       х                                                                           круглый мяч                    падающий мяч – мяч, который падает (наст.вр.)

   какой?       х                        какой?      х                                                                           теннисный мяч                     упавший мяч – мяч, который упал (прош.вр.)

По мере объяснения материала под столбиками делается следующая запись:

Постоянный признак          временной признак (наст. и пр.вр.),вид(сов.и несов.),возвр.или  изменяется по родам,          невозвр.                                                                                   числам и падежам.             изменяется по родам, числам и падежам                                 

- Ребята, обратите внимание на то, что причастие можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.» (слайд №9), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же – от глаголов. Например: проведем словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова (слайд № 10):


Теннисный теннис+ -н-

Летящий лететь +-ящ-


- Посмотрите на слова, записанные в первом столбике. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч).

- Посмотрите на экран и скажите, как изменяются прилагательные? Причастия? (слайд №11) (Прилагательные и причастия изменяются по родам, числам и падежам).

- Что общего у причастия и прилагательного, в чем различия этих частей речи (слайд № 12)? (Причастия отвечают на те же вопросы, что и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам, согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже. Причастия отличаются от прилагательных тем, что обозначают временной признак. )

- Мы с вами сказали и доказали, что причастия образованы от глаголов и имеют глагольные признаки, такие как время (настоящее и прошедшее) (слайд № 13). Помимо времени причастия имеют вид, посмотрите на слова, записанные во втором столбике, определите вид причастий (Причастия летящий, падающий (несов. вид), так как образованы от глаголов несовершенного вида лететь и падать, а причастие упавший (сов.вид) – от глагола упасть (сов.вид).

- Причастие также, как и глагол имеет возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса –ся- .

- Ребята, что же общего у причастия и глагола? (Время, вид, возвратность).

- Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи (слайд №14). Вот почему некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. Большинство лингвистов считает, что причастие- это особая форма глагола, и мы с вами будем придерживаться этого же мнения (слайд № 15).

- Как мы уже с вами сказали, причастие образуется от глаголов с помощью специальных суффиксов (слайд № 16): -ущ- (-ющ-): бегущий, колющий;

                                         -ащ- (-ящ-): дышащий, клеящий;

                                        -ем- (-ом-), -им-: озаряемый, видимый;

                                        -вш-, -ш-: растаявший, нёсший;

                                        -енн-, -нн-, -т-: освещенный, услышанный, вымытый.


- А теперь, давайте подумаем, как же мы с вами будем различать прилагательные от причастий? Посмотрите на словосочетания и постарайтесь указать на признаки, помогающие отличить причастие от прилагательного (слайд №17). (Качественное прилагательное , как правило, можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глагол, от которого оно образовано, в настоящем или прошедшем времени).

-Имя прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные могут иметь суффиксы –уч-(-юч-), -ач-(-яч-); причастия - -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-) (слайд № 18).

- Выполним синтаксический разбор предложения (запись на интерактивной доске и в тетрадях) (слайд № 19):

f1595049251.jpg
синтаксический разбор предложения

сущ.          гл.      гл.          прич.     прил.   сущ.                                                             Мороз не может сковать бушующую водную стихию.


- Ребята, какими частями речи выражены определения? Какова синтаксическая роль причастия в предложении? (Определения выражены причастием и прилагательным. Причастие, как и прилагательное, может выступать в роли определения).

- Возвращаясь к эпиграфу нашего урока ("Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного" В.И.Даль) и подводя итог сказанному, давайте сделаем вывод о признаках прилагательного и глагола у причастия. (Ученики делают вывод о признаках прилагательного и глагола у причастия).

6. Закрепление материала.

- Откройте учебник на стр. 151 параграф 34 «Что такое причастие», прочитайте правило (учащиеся читают правило). Составьте связный рассказ, ответив на вопросы: что такое причастие; что общего у причастия с именем прилагательным и глаголом: чем они отличаются; какова роль причастия в предложении. (Учащиеся составляют устный связный рассказ, отвечая на вопросы).

- Откройте учебник на стр. 153, выполним упражнение 392. (Учащийся читает задание: «Разберите выписанные причастия, обозначая признаки, указанные в таблице; выполните морфемный разбор причастий». Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях).


                  х             Прич.+сущ.

От какого глагола образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

вид

время

возвратность

число

род

падеж

Защищающиеся войны

защищаться

Несов.

Наст.

Возвр.

Мн.

_

И.п.

Пронизанных туч








Озаривший луч








Гаснувший луч








Горящий свод








Пылающею бездной








- Выполним задания, записанные на мультимедийном экране, самостоятельно, затем проверим, все ли справились с данными заданиями.

Задание 1. Записать в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия, выделить суффиксы причастий (слайд №20).

Образец: тёмный лес – прилагательное, можно заменить синонимом мрачный; темнеющий лес – причастие, можно заменить – лес, который темнеет.

Синий горизонт (синеющий небосклон), желтая кувшинка (желтеющая нива), колючий ёж (колющий предмет), шумный поток (шумящий поток).


Задание 2. Подобрать к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделить суффиксы прилагательных и причастий (слайд № 21).

Ползущее, ползучее; горящее, горячее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.


- Давайте сравним пары предложений и сделаем вывод о роли причастий в речи (слайд №22) (Работаем устно). (Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой и выразительной).

7. Проверочная работа.

В конце урока проводится проверочная работа по карточкам с разным уровнем заданий: карточка I рассчитана на слабо успевающих по предмету учащихся, карточка II – на более сильных, карточка III – на сильных учащихся. Работа проверяется на уроке.

- Ребята, обратите внимание на то, что в каждой группе заданий может быть не один, а несколько положительных ответов.

Карточка I

Карточка II

Карточка III

I. Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Темнеющее небо;

2.Спелая вишня;

3.Темная ночь;

4.Сильный ветер.

5.Зеленого цвета;


Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Холодное утро; 2.Лаявшая собака;

3. Яркое солнце;

4.Черная ночь;

5.Поспевающая вишня.


III.Найти словосочетание «прил.+сущ»

1.Бегущий мальчик;

2. Голубое небо;

3.Вспаханное поле;

4. Собранные ягоды;

5.Летящая птица.


IV. Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Горячий хлеб;

2. Последний лист;

3.Спеющая земляника;

4. Теплая вода;

5.Мелкий брод.


I. Найти словосочетание «прил.+сущ»

1.Желтеющая рожь;

2. Желтый лист;

3. Висячая лампа;

4. Серебристая ива;

5. Висящая лампа;

6. Летучая мышь.

II.Найти словосочетание «прил.+сущ»

1.Зеленеющая рожь;

2. Свинцовые облака;

3.Зеленый дуб;

4. Скошенная трава;

5.Льющийся дождь; 6.Созревающие зерна.

III.Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Деревянный дом;

2. Горячий шоколад;

3.Высохшая трава;

4. Горящий костер;

5.Кипящее молоко;

6. Смелый боец.

IV. Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Идущий вперед; 2.Поющие птицы;

3.Пахучая жидкость; 4.Смеющийся мальчик;

5.Пахнувшее белье;

6. Молчаливые люди.



I. Найти словосочетание «прил.+сущ»

1.Черная смородина; 2.Горячая печь;

3.Чернеющая пропасть;

4. Горящий костер;

5.Светлеющее небо;

6. Колосистая рожь.

II.Найти словосочетание «прич.+сущ»

1. Белый платок;

2.Желтевшим листом;

3.Мокрый снег;

4.Желтым листом;

5. Заросший пруд;

6.Тающим снегом.

III.Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Свежие семена;

2. Седеющие волосы;

3.Стареющий человек; 4.Склонившаяся береза;

5.Чернеющая смородина; 6.Пожелтевшая рожь.

IV. Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Горячее молоко;

2. Дремлющий старик;

3.Горящее полено; 4.Летучий газ;

5.Дремучий лес; 6.Летящий шар.

V. Найти словосочетание «прич.+сущ»

1.Белый лист; 2.Колосящиеся всходы;

3.Белеющий снег; 4.Седой старик;

5. Седеющие пряди;

6. Колосистая рожь.

Контрольный листок учителя к I карточке: I.1; II.2,5;III.2;IV.3.

Контрольный листок учителя ко II карточке: I.2,3,4,6; II.2,3;III.3,4,5;IV.1,2,4,5.

Контрольный листок учителя к III карточке: I.1,2,6; II.2,5,6;III.2,3,4,5,6;IV.2,3,6;V.2,3,5.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Давайте подведем итоги. Продолжите утверждения

Особая форма, обозначающая признак по действию, называется …(причастием)

Причастие отвечает на вопросы …

Причастие образуется от …(глаголов)

Причастие образуется с помощью каких морфем …(суффиксов –ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ), -ем-(-ом), -им-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-,-т-)

Признаки каких самостоятельных частей речи имеет причастие …(признаки глагола и прилагательного)

В предложении является…(определением)

Вопрос к причастию задается от …(существительного, местоимения)

9. Домашнее задание (слайд №23).

Стр. 151-153 прочитать правило и подготовить сообщение о причастии. Учащиеся, допустившие ошибки при выполнении проверочной работы, выполняют задание на карточках с другим вариантом, остальные выписывают из художественной литературы 10 предложений с причастиями, определяют синтаксическую роль причастий, выделяют их суффиксы, вид и время.

10. Выставление оценок.

- Писатель А. И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

- Вы все сегодня молодцы!!! Но наиболее успешно себя проявили….

ОЦЕНКИ!!!

Урок окончен, до свидания!







Используемая литература:

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Мнемозина, 2000, - 256с.








Презентация
PPTX / 4.5 Мб

Презентация
PPTX / 4.5 Мб
Презентация
PPTX / 4.5 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 18.07.20 в 21:34 1Ответить Пожаловаться
Ольга Григорьевна, Вы представили грамотный урок, но забыли прикрепить презентацию, на которую ссылаетесь. Пожалуйста, дополните публикацию.
Головина Ольга Григорьевна, 20.07.20 в 09:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий
Головина Ольга Григорьевна
Комментарий был удалён пользователем 20 июл 2020 в 10:19
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.