Конспект урока русского языка «Что такое причастие: место причастия в системе частей речи» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Молоковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока русского языка в 6 классе
Что такое причастие: место причастия в системе частей речи.
Выполнила: учитель русского
языка и литературы
Головина Ольга Григорьевна
Тема: «Что такое причастие: место причастия в системе частей речи.»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные; составление связного устного рассказа на лингвистическую тему, обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
Задачи:
Образовательные:
приобретение знаний учащихся о грамматических признаках причастия;
овладение умениями и навыками нахождения причастий в тексте и отличие их от слов других частей речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствование умений и навыков письменной речи;.
Развивающие:
развитие внимания;
осуществление системно-деятельностного подхода;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
развитие коммуникативных УУД:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки в результате учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;
Предметные: получение знаний о причастиях, их особенностях, умение распознавать причастия в текстах и различать причастия и прилагательные;
Метапредметные:
познавательные: овладение умениями и навыками нахождения причастий в тексте и различия их от слов других частей речи;
регулятивные: умение осуществлять анализ и выделять существенные признаки, делать выводы;
коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с заданной темой, приобретение навыков самоконтроля и самооценки в результате учебной деятельности.
Межпредметные связи: литература.
Используемые методы, технологии: конкретизация целей обучения, проблемное обучение, частично-поисковая деятельность, ИКТ-технологии.
Формы учебной деятельности: самостоятельная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, интерактивная доска.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык 6 класс», М.М. Разумовская и др., презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями; тетради, ручки, карандаши.
Структура урока:
1.Организационный момент. (1 мин.)
2.Проверка домашнего задания. (3 мин.)
3.Актуализация знаний. (4 мин.)
4.Целеполагание и определение темы урока. (3 мин.)
5.Объяснение нового материала. (10 мин.)
6.Закрепление материала (12 мин)
7.Проверочная работа (6 мин.)
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) (4 мин.)
9.Информация о домашнем задании (1 мин.).
10.Выставление оценок (1 мин.).
Эпиграф к уроку: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". В.И.Даль. (слайд №2)
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово.
- Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
- Какое у вас настроение, ребята? (Хорошее)
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2.Проверка домашнего задания
Вызванный к доске учащийся разбирает по составу выделенные в домашнем упражнении 358 глаголы. Один из ребят готовит сообщение о глаголе как части речи. Для подтверждения положений ответа шестиклассник должен привести свои примеры, либо может воспользоваться примерами из домашнего упражнения.
- Запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Пропустите одну строчку, чтобы мы могли позже записать тему урока.
3. Актуализация знаний.
К доске выходят два ученика и выполняют морфологический разбор имени прилагательного яркого(солнца) и глагола заиграла.
- Как вы думаете, почему наш урок мы начали с повторения морфологических признаков именно этих частей речи? (С ними будет связана работа на уроке).
- Правильно.
4. Целеполагание и определение темы урока.
- Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного" (слайд №2) (Один из учащихся читает его вслух.) Опираясь на слова В.И.Даля и на то, что вы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока и его цель. (Учащиеся формулируют тему и цель урока).
- Молодцы, правильно, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое причастие: место причастия в системе частей речи.» (слайд №1). Цель нашего урока познакомиться с грамматическими признаками причастия, научиться различать причастия и прилагательные, составлять связный устный рассказ на лингвистическую тему, обогатить синтаксический строй речи путем использования причастий (слайд № 3).
5. Объяснение нового материала.
Для объяснения нового материала используем теннисный мячик (слайд № 4).
- Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? (Учащиеся называют имена прилагательные: маленький, круглый, теннисный).
- Что мы можем сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета – постоянные или временные- называют они (слайд № 5)? (Постоянные).
- Произведем с этим мячом некоторые действия, подбросим его вверх. Какие признаки приобретает мяч (слайд № 6)? (Летящий, падающий, упавший – это признаки мяча по тем действиям, которые мы с ним совершаем.)
- Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч – тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший – тот, который упал, время прошедшее.)
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным (слайд №7)? (Причастие обозначает временной признак по действию, он не является постоянным).
Запись на интерактивной доске и в тетрадях (слайд № 8):
какой? х какой? х Маленький мяч летящий мяч – мяч, который летит (наст.вр.)
какой? х какой? х круглый мяч падающий мяч – мяч, который падает (наст.вр.)
какой? х какой? х теннисный мяч упавший мяч – мяч, который упал (прош.вр.)
По мере объяснения материала под столбиками делается следующая запись:
Постоянный признак временной признак (наст. и пр.вр.),вид(сов.и несов.),возвр.или изменяется по родам, невозвр. числам и падежам. изменяется по родам, числам и падежам
- Ребята, обратите внимание на то, что причастие можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.» (слайд №9), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же – от глаголов. Например: проведем словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова (слайд № 10):
Теннисный теннис+ -н-
Летящий лететь +-ящ-
- Посмотрите на слова, записанные в первом столбике. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч).
- Посмотрите на экран и скажите, как изменяются прилагательные? Причастия? (слайд №11) (Прилагательные и причастия изменяются по родам, числам и падежам).
- Что общего у причастия и прилагательного, в чем различия этих частей речи (слайд № 12)? (Причастия отвечают на те же вопросы, что и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам, согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже. Причастия отличаются от прилагательных тем, что обозначают временной признак. )
- Мы с вами сказали и доказали, что причастия образованы от глаголов и имеют глагольные признаки, такие как время (настоящее и прошедшее) (слайд № 13). Помимо времени причастия имеют вид, посмотрите на слова, записанные во втором столбике, определите вид причастий (Причастия летящий, падающий (несов. вид), так как образованы от глаголов несовершенного вида лететь и падать, а причастие упавший (сов.вид) – от глагола упасть (сов.вид).
- Причастие также, как и глагол имеет возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса –ся- .
- Ребята, что же общего у причастия и глагола? (Время, вид, возвратность).
- Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи (слайд №14). Вот почему некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. Большинство лингвистов считает, что причастие- это особая форма глагола, и мы с вами будем придерживаться этого же мнения (слайд № 15).
- Как мы уже с вами сказали, причастие образуется от глаголов с помощью специальных суффиксов (слайд № 16): -ущ- (-ющ-): бегущий, колющий;
-ащ- (-ящ-): дышащий, клеящий;
-ем- (-ом-), -им-: озаряемый, видимый;
-вш-, -ш-: растаявший, нёсший;
-енн-, -нн-, -т-: освещенный, услышанный, вымытый.
- А теперь, давайте подумаем, как же мы с вами будем различать прилагательные от причастий? Посмотрите на словосочетания и постарайтесь указать на признаки, помогающие отличить причастие от прилагательного (слайд №17). (Качественное прилагательное , как правило, можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глагол, от которого оно образовано, в настоящем или прошедшем времени).
-Имя прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные могут иметь суффиксы –уч-(-юч-), -ач-(-яч-); причастия - -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-) (слайд № 18).
- Выполним синтаксический разбор предложения (запись на интерактивной доске и в тетрадях) (слайд № 19):
сущ. гл. гл. прич. прил. сущ. Мороз не может сковать бушующую водную стихию.
- Ребята, какими частями речи выражены определения? Какова синтаксическая роль причастия в предложении? (Определения выражены причастием и прилагательным. Причастие, как и прилагательное, может выступать в роли определения).
- Возвращаясь к эпиграфу нашего урока ("Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного" В.И.Даль) и подводя итог сказанному, давайте сделаем вывод о признаках прилагательного и глагола у причастия. (Ученики делают вывод о признаках прилагательного и глагола у причастия).
6. Закрепление материала.
- Откройте учебник на стр. 151 параграф 34 «Что такое причастие», прочитайте правило (учащиеся читают правило). Составьте связный рассказ, ответив на вопросы: что такое причастие; что общего у причастия с именем прилагательным и глаголом: чем они отличаются; какова роль причастия в предложении. (Учащиеся составляют устный связный рассказ, отвечая на вопросы).
- Откройте учебник на стр. 153, выполним упражнение 392. (Учащийся читает задание: «Разберите выписанные причастия, обозначая признаки, указанные в таблице; выполните морфемный разбор причастий». Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях).
х Прич.+сущ. | От какого глагола образовано | Признаки глагола | Признаки прилагательного | ||||
вид | время | возвратность | число | род | падеж | ||
Защищающиеся войны | защищаться | Несов. | Наст. | Возвр. | Мн. | _ | И.п. |
Пронизанных туч | |||||||
Озаривший луч | |||||||
Гаснувший луч | |||||||
Горящий свод | |||||||
Пылающею бездной |
- Выполним задания, записанные на мультимедийном экране, самостоятельно, затем проверим, все ли справились с данными заданиями.
Задание 1. Записать в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия, выделить суффиксы причастий (слайд №20).
Образец: тёмный лес – прилагательное, можно заменить синонимом мрачный; темнеющий лес – причастие, можно заменить – лес, который темнеет.
Синий горизонт (синеющий небосклон), желтая кувшинка (желтеющая нива), колючий ёж (колющий предмет), шумный поток (шумящий поток).
Задание 2. Подобрать к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделить суффиксы прилагательных и причастий (слайд № 21).
Ползущее, ползучее; горящее, горячее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.
- Давайте сравним пары предложений и сделаем вывод о роли причастий в речи (слайд №22) (Работаем устно). (Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой и выразительной).
7. Проверочная работа.
В конце урока проводится проверочная работа по карточкам с разным уровнем заданий: карточка I рассчитана на слабо успевающих по предмету учащихся, карточка II – на более сильных, карточка III – на сильных учащихся. Работа проверяется на уроке.
- Ребята, обратите внимание на то, что в каждой группе заданий может быть не один, а несколько положительных ответов.
Карточка I | Карточка II | Карточка III |
I. Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Темнеющее небо; 2.Спелая вишня; 3.Темная ночь; 4.Сильный ветер. 5.Зеленого цвета; Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Холодное утро; 2.Лаявшая собака; 3. Яркое солнце; 4.Черная ночь; 5.Поспевающая вишня. III.Найти словосочетание «прил.+сущ» 1.Бегущий мальчик; 2. Голубое небо; 3.Вспаханное поле; 4. Собранные ягоды; 5.Летящая птица. IV. Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Горячий хлеб; 2. Последний лист; 3.Спеющая земляника; 4. Теплая вода; 5.Мелкий брод. | I. Найти словосочетание «прил.+сущ» 1.Желтеющая рожь; 2. Желтый лист; 3. Висячая лампа; 4. Серебристая ива; 5. Висящая лампа; 6. Летучая мышь. II.Найти словосочетание «прил.+сущ» 1.Зеленеющая рожь; 2. Свинцовые облака; 3.Зеленый дуб; 4. Скошенная трава; 5.Льющийся дождь; 6.Созревающие зерна. III.Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Деревянный дом; 2. Горячий шоколад; 3.Высохшая трава; 4. Горящий костер; 5.Кипящее молоко; 6. Смелый боец. IV. Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Идущий вперед; 2.Поющие птицы; 3.Пахучая жидкость; 4.Смеющийся мальчик; 5.Пахнувшее белье; 6. Молчаливые люди. | I. Найти словосочетание «прил.+сущ» 1.Черная смородина; 2.Горячая печь; 3.Чернеющая пропасть; 4. Горящий костер; 5.Светлеющее небо; 6. Колосистая рожь. II.Найти словосочетание «прич.+сущ» 1. Белый платок; 2.Желтевшим листом; 3.Мокрый снег; 4.Желтым листом; 5. Заросший пруд; 6.Тающим снегом. III.Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Свежие семена; 2. Седеющие волосы; 3.Стареющий человек; 4.Склонившаяся береза; 5.Чернеющая смородина; 6.Пожелтевшая рожь. IV. Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Горячее молоко; 2. Дремлющий старик; 3.Горящее полено; 4.Летучий газ; 5.Дремучий лес; 6.Летящий шар. V. Найти словосочетание «прич.+сущ» 1.Белый лист; 2.Колосящиеся всходы; 3.Белеющий снег; 4.Седой старик; 5. Седеющие пряди; 6. Колосистая рожь. |
Контрольный листок учителя к I карточке: I.1; II.2,5;III.2;IV.3.
Контрольный листок учителя ко II карточке: I.2,3,4,6; II.2,3;III.3,4,5;IV.1,2,4,5.
Контрольный листок учителя к III карточке: I.1,2,6; II.2,5,6;III.2,3,4,5,6;IV.2,3,6;V.2,3,5.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Давайте подведем итоги. Продолжите утверждения
Особая форма, обозначающая признак по действию, называется …(причастием)
Причастие отвечает на вопросы …
Причастие образуется от …(глаголов)
Причастие образуется с помощью каких морфем …(суффиксов –ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ), -ем-(-ом), -им-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-,-т-)
Признаки каких самостоятельных частей речи имеет причастие …(признаки глагола и прилагательного)
В предложении является…(определением)
Вопрос к причастию задается от …(существительного, местоимения)
9. Домашнее задание (слайд №23).
Стр. 151-153 прочитать правило и подготовить сообщение о причастии. Учащиеся, допустившие ошибки при выполнении проверочной работы, выполняют задание на карточках с другим вариантом, остальные выписывают из художественной литературы 10 предложений с причастиями, определяют синтаксическую роль причастий, выделяют их суффиксы, вид и время.
10. Выставление оценок.
- Писатель А. И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
- Вы все сегодня молодцы!!! Но наиболее успешно себя проявили….
ОЦЕНКИ!!!
Урок окончен, до свидания!
Используемая литература:
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Мнемозина, 2000, - 256с.
Презентация
PPTX / 4.5 Мб
Презентация
PPTX / 4.5 МбПрезентация
PPTX / 4.5 Мб
Легоцкая Вера Сергеевна
Головина Ольга Григорьевна
Селиванова Галина Геннадьевна