Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ- ЩУ»
ГОУ РК «С(К)Ш №41»
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
на тему
«Правописания сочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ- ЩУ»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Говорова А.Н.
Сыктывкар, 2022
Цели:
Отработка умений и навыков применения правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Закреплять правописание словарных слов.
Воспитание интереса к изучению русского языка.
Развивать умения находить слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Развивать умения употреблять в письменной речи слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Активизировать познавательной деятельности через индивидуальную и фронтальную формы работы.
Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
Оборудование:
Карточки для индивидуальной работы, раскраска «бусы», су-джок, учебник Э.В.Якубовская Русский язык, 4 класс
Ход урока:
Структура урока | Деятельность учителя и учащихся |
Организационный момент. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ножки вместе, спинки ровно, И к уроку все готово. |
Пальчиковая гимнастика с су-джок | - А чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали, давайте проведем зарядку для пальчиков. «Пианино» Видишь клавиш очень много Будто длинная дорога. Если клавишу нажать. Будет клавиша звучать. «Скалка» Шарик я покачу. Вперед, назад, Как захочу. «Волчок» По столу круги катаю, Шарик я не выпускаю. «Вертолет» Мой завелся вертолет, Отправляется в полет. «Горка» На ледянке быстро с горки Катится малыш Егорка. «Огонь» Шарик я покручу, я огонь разжечь хочу. |
Проверка домашнего задания. | -Открыли тетрадочки и проверяем домашнее задание. -Какое задание нужно было выполнить? (с.49) приложение 1 -Давайте проверим, какие буквы в словах вы вставили. -Молодцы. |
Словарная работа | - Начинаем работать в тетради. Сколько строчек нужно отступить? Запишем число и классная работа в тетради. Какая орфограмма в слове «ноябрь», «классная», не забываем подчеркивать. Задание № 1 картинный диктант (слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, деление слов на слоги). Чай-ник, ма-ши-на, пру-жи-ны, чу-че-ло, ща-вель, щу-ка. (Задание выполняется у доски по одному). -Какие слова являются словарными и мы должны запомнить их написание? (Машина, чучело, щавель). - Задание для В.Т. (медленное письмо): пишет три слова на изученные правила. -Молодцы! -Мы записали словарные слова, а теперь продолжаем работать дальше. |
Физкультминутка | «Серебряшка. Утренняя зарядка для учащихся 3-4 кл» |
Сообщение темы урока. | - Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? - Правильно. Сегодня на уроке мы будем повторять правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, упражняться в написании слов с данными сочетаниями, закрепим раннее пройденный материал. |
Повторение пройденного. | 1) Повторение правил: - Какую гласную букву будем писать в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу? - Какие знаете правила? («ЖИ-ШИ пиши с буквой И» , «ЧА-ЩА пиши с буквой А», «ЧУ-ЩУ пиши с буквой У»). (Памятка в тетрадь Приложение 2) - Молодцы! 2) Работа по учебнику: -Откройте учебник на странице 50, найдите упражнение 1. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? (Приложение 3) Выполнять будем у доски с комментированием. - Прочитайте слова, которые вы записали в 1ый столбик, во 2ой. Задание для В.Т.: подчеркни в тексте сочетания: жи-ши Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а снежинки. (О.Высотская). |
Физкультминутка для глаз | - Молодцы! |
Закрепление пройденного материала. Дидактическое упражнение «Бусы». | - А сейчас настало время интересного задания. У каждого из вас на листах находится цепочка, похожая на бусы. Вы будете раскрашивать бусинку синим цветом, если услышите слово с сочетанием ШИ или ЖИ, и красным – если услышите слово с сочетаниями ЧА-ЩА. Приготовились, начали: Слова: жираф, чашка, кувшин, жизнь, пища, машинка, шишка, куча, лужи. - Давайте проверим (сравнение с образцом). |
. Работа над ранее изученным материалом. | - Найдите в учебнике на странице 53 упражнение 3. Прочитайте задание. Что нужно выполнить в упражнении? Какое заглавие подходит к рассказу? Почему вы так считаете? («Улитка»). Задание выполняете самостоятельно (записать заглавие, списать текст). Проверка по учебнику. (Приложение 4) Задание для В.Т.: на карточке – прочитай, вставь пропущенные буквы. У Даш… ж…вет кот Рыж…к. Летом Даша едет на дач… .Рыж…ка везут с собой. Он скуч..ет без Даш… .Кот берет пищ… только у девочки. |
Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. Какие задания вам понравились больше всего? Что было трудным? Полопайте, у кого хорошее настроение после урока. |
Итог урок | Оценка деятельности учащихся на уроке. |
Домашнее задание. | Стр.51, упр 3 Спасибо за урок. |
Приложение 1
П риложение 2
П риложение 3
Приложение 4