12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Холодкова Екатерина Валерьевна100
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Тема

Каучуки. Резина

Цель урока

Познакомить учащихся с разнообразием современных полимеров, их свойствами и использованием полимеров в повседневной жизни.

продолжить работу по развитию умений и навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Задачи урока

Обучающие: создать условия для изучения основных характеристик каучука: состав, классификация, физические свойства, практическое значение.

Развивающие: развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах. Создать условия для развития: умений работать с информацией; умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать; устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ.

Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда; формировать научное мировоззрение; воспитывать положительное отношение к получению знаний, уверенность в своих силах; формировать познавательную активность, интерес к предмету.

Планируемый результат

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению;

-знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

-знать о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.

- формулировать основные термины по теме;

- уметь работать с дополнительной литературой, слушать и слышать, работать с таблицами и схемами и др. средствами информации.

Тип урока

Изучение нового материала.

Вид урока

Объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания.

Методы

-объяснительно-иллюстративный;

-проблемное изложение;

-частично-поисковый.

Межпредметные связи

физика, биология, экология, география

Ресурсы

-Основные


-Дополнительные

Работа с коллекцией: «Каучуки». Лабораторные опыты, «Сравнение свойств каучука и резины»

раздаточный материал на столах учащихся, рабочие листы и информационные листы, карточки-задания, листы само- и взаимооценки;

-Ресурсы Интернет.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I.Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

Настраиваются на восприятие материала урока.

II. Определение темы урока. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

Обеспечение мотивации учения учащихся, принятие ими целей урока

Колумб увидел туземцев, игравших плотным мячом. Хотя это казалось невероятным, но, ударяясь о землю, мяч довольно высоко подскакивал в воздух. На сегодняшнем уроке мы поведем речь о веществе, из которого был изготовлен мяч, и название которого на языке индейцев тупи-гуарани звучит «као чоу», что означает «слезы дерева». А как мы называем это вещество ?

Отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока.

Определение цели и задач урока через словесную мотивацию.

III.Открытие нового.

Аукцион «Изделия из резины»

Изучение свойств каучука, истории открытия, состав и строение

Организует просмотр видеоопытов, работу с коллекцией


Определяют области в которых применяются резиновые изделия.


Работают с текстами для осмысления, с коллекцией «Каучуки»



Заполняют рабочие листы

IV. Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние.



Проверяют заполненные рабочие листы

Обсуждение ответов

V. Закрепление пройденного.

Предлагает устно ответить на вопросы теста


Отвечают на вопросы

Обсуждение ответов с последующей самопроверкой

VII. Рефлексия и подведение итогов урока.

а) все понял, могу этот материал объяснить другому

б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь

в) для полного понимания мне нужно повторить тему

г) я ничего не понял


Самооценка

Оценка совместной деятельности, самооценка.






Приложение



Рабочий лист

Применение каучука и резины

t1632457441aa.gif

Свойства каучука

t1632457441ab.gift1632457441ac.gift1632457441ac.gift1632457441ac.gift1632457441ac.gif

t1632457441ad.gif






История каучука

t1632457441ae.jpg

Задание

Прочитайте текст «Вулканизация каучука», заполните схему и сформулируйте определение понятия «вулканизация».

t1632457441af.jpg


Источники каучука

Натуральный каучук

Задание

Укажите на географической карте места произрастания растений-каучуконосов. В какой географической области чаще всего они встречаются. Оцените природные запасы растений-каучуконосов в России.

      t1632457441ao.jpg


1

2

3

4

5

t1632457441ap.jpg

t1632457441aq.jpg

t1632457441ar.jpg

t1632457441as.jpg

t1632457441at.jpg

Гевея бразильская

Центральная и Южная Америка

Дает 90 – 96 % мирового производства натурального каучука

Фикус эластичный

Индия


Плантационные каучуконосы

Малайский полуостров, Шри-Ланка (о.Цейлон)

Гуайуль

Мексика

Одуванчик Кок-сагыз

Таджикистан, Казахстан, Узбекистан

t1632457441au.jpg


2.Синтетический каучук

t1632457441av.jpg


Уравнение реакции полимеризации дивинила при получении синтетического каучука.

t1632457441aw.gif

kat


t1632457441ax.gif

(-СН2 - СН = СН - СН2-)n

t1632457441ay.gif​​​​​​​t1632457441az.gif




Тексты для осмысления


Задание. Прочитайте текст «История каучука», найдите в нем смысловые части и определите содержание этапов освоения каучука человеком.


История каучука


Первое знакомство европейцев с натуральным каучуком произошло пять веков назад. На острове Гаити во время своего второго путешествия в 1493 году испанский адмирал Христофор Колумб увидел туземцев, игравших большими плотными мячами. Индейцы скатывали их из загустевшего млечного сока, вытекавшего из порезов на коре дерева гевеи. Колумб привёз несколько кусков этого удивительного вещества на родину, но в те времена он никого не заинтересовал. Прошло двести лет. В 1731 году правительство Франции отправило математика и географа Шарля Кондамина в географическую экспедицию по Южной Америке. Он отправил обратно во Францию несколько образцов каучука вместе с описанием продукции, производимой из него людьми, населяющими Амазонскую низменность. После этого резко возрос научный интерес к изучению этого вещества и его свойств. Во Франции к 1820 г. научились изготовлять подтяжки и подвязки из каучуковых нитей, сплетённых с тканью. В Англии британский химик и изобретатель Чарльз Макинтош организовал мануфактурное производство водонепроницаемой одежды. Непромокаемый плащ из прорезиненной ткани до сих пор носит его имя. Но эти плащи зимой становились твёрдыми от холода, а летом расползались от жары. В 1839 году Американский изобретатель Чарльз Гудьир обнаружил, что нагревание каучука с серой устраняет его неблагоприятные свойства. Он положил на печь кусок покрытой каучуком ткани, на которую был нанесён слой серы. Через некоторое время он обнаружил кожеподобный материал — резину.


Задание

Прочитайте текст «Вулканизация каучука», заполните схему и сформулируйте определение понятия «вулканизация».


Вулканизация каучука


Каучуки используются преимущественно в виде резины, так как она обладает значительно более высокой прочностью, эластичностью и рядом других ценных свойств. Для получения резины каучук вулканизируют. Из смеси каучука с серой, наполнителями (сажа) и другими веществами формуют нужные изделия и подвергают их нагреванию. Атомы серы вступают в химическое взаимодействие с линейными молекулами каучука и как бы «сшивают» их по месту двойных связей в крупные сетчатые трехмерные структуры. Получается резина. Этот процесс получил название «вулканизация». Для вулканизации каучука берется немного серы – 2-3% от общей массы. Если добавить к каучуку более 30% серы, то она присоединится по линии разрыва почти всех π-связей и образуется жесткий материал – эбонит.




Закрепление материала


Тест

1. Родина натурального каучука -

а) Англия

б) Франция

в) Бразилия


2. Молекулярная формула натурального каучука -

а) 5 Н 8) n

б) 6 Н 10) n

в) 8 Н 14) n

3. Мономер натурального каучука -

а) СН2=СН2

б) СН2=С-СН=СН2

|

СН3

в) СН2=С-СН=СН2

|

Сl


4. Для натурального каучука характерны физические свойства -

а) эластичный, прочный, газо- и водонепроницаемый

б) твердость, легкость, водонепроницаемость

в) легкий, газообразный, прочный


5. Процесс вулканизации открыл:

а) М. Фарадей

б) Ч. Гудьир

в) Д. Пристли


6. В чем отличие эбонита от резины -

а) серы более 30%

б) серы менее 30%

в) не содержит серы



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.