Конспект урока истории по теме «П.А.Столыпин и судьбы реформ в России в начале ХХ в.» (Для студентов СПО)
Клюев Александр Викторович
ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум»
Методическая разработка
урока по дисциплине: «История»
на тему: «П.А.Столыпин и судьбы реформ в России в начале ХХ в.»
Цели урока:
Образовательные: обучающие должны знать характерные черты личности П.А. Столыпина; определять основные направления внутренней политики правительства Столыпина; уметь называть предпосылки и цели аграрной политики П.А. Столыпина, ее основные положения; уметь определять итоги столыпинских реформ и отношение к ним в обществе.
Воспитательные: способствовать развитию чувства патриотизма, нравственности, сопричастности к истории Отечества.
Развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений, навыков устной речи, логического мышления.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: мультимедийный видепроектор, интерактивная доска, компьютер.
Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point».
Демонстрационный материал: портрет П.А. Столыпина, материалы творческих проектов (приложение 1), мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: проект.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Предварительная работа: учебная группа делится на четыре подгруппы, каждая из которых должна составить проект по одной из тем:
“Личность П.А. Столыпина”.
“Борьба с революционным движением и третьеиюньский государственный переворот. Программа реформ нового кабинета”.
“Аграрная реформа”.
“Итоги столыпинских реформ. Отношение к ним в обществе”.
План урока:
№ п/п | Этап урока | Время |
1 час: | 45 | |
1. | Организационное начало урока. | 1-2 |
2. | Сообщение темы и целей урока. | 7-10 |
3. | Работа по теме урока. | |
3.1. | Личность П.А. Столыпина. | 10-15 |
3.2. | Борьба с революционным движением и третьеиюньский государственный переворот. Программа реформ нового кабинета. | 18 |
2 час: | 45 | |
| Организационное начало урока. | 1 |
3.3. | Аграрная реформа. | 15 |
3.4. | Итоги столыпинских реформ. Отношение к ним в обществе. | 17 |
4. | Проверка степени усвоения нового учебного материала. | 10 |
5. | Домашнее задание. | 1-2 |
Приветствие. Проверка присутствующих на уроке.
2. Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово преподавателя:
Одно из неожиданных явлений общественной жизни нашего времени – быстрый рост интереса к фигуре П.А. Столыпина, крупного политического и государственного деятеля царской России, в течение пяти лет (1906-1911 гг.) занимавшего пост председателя Совета министров. О Столыпине и его делах, о судьбах русского крестьянства и перипетиях отечественной истории и пойдет сегодня речь на нашем уроке.
В наши дни имя П.А. Столыпина приобрело популярность, едва ли не превышающую его, как теперь принято говорить, рейтинг при жизни. О Столыпине написаны многочисленные статьи, брошюры, книги, упоминания о нем то и дело мелькают в прессе, его фамилия звучит по радио и телевидению, на различных “круглых столах” и конференциях и даже с трибуны высших органов власти. Чем обусловлено столь пристальное внимание?
Во-первых, с именем премьера связана фактически последняя попытка российских правящих кругов вывести страну на путь эволюционного развития, избежать нового революционного взрыва, что само по себе представляет несомненный интерес для исследователей отечественной истории.
Во-вторых, в наше переломное время эта тема приобретает особую актуальность и политическую значимость: фигура Столыпина и прежде всего его деятельность в качестве главы правительства в сложную, переходную эпоху, его попытки найти выход из кризисной ситуации, в которой оказалась страна в результате революции 1905-1907 гг., привлекают внимание ученых, политических деятелей, представителей властных структур.
Наконец, немалую роль играет и то обстоятельство, что имя Столыпина и его политическое наследие были и остаются разменной монетой в политической борьбе. Неоднозначность личности премьера, определенная противоречивость его взглядов, многосторонность деятельности позволяют представителям различных, порой полярных политических направлений использовать его программные положения и практический опыт.
Важно отметить, что вышедшие за последние 10-15 лет работы по этой теме базируются в основном на уже известных материалах, но трактовка их весьма различна – от безудержного восхваления столыпинской программы и методов ее реализации до фактически полного неприятия всей деятельности его кабинета.
Давайте и мы попробуем разобраться в столь непростых вопросах. Сегодня на уроке мы должны назвать характерные особенности личности П.А. Столыпина, определить основные направления внутренней политики его правительства, назвать предпосылки, цели, основные положения аграрной политики, определить итоги столыпинских реформ и отношение к ним в обществе.
3. Работа по теме урока.
Учащимся были даны опережающие задания по группам:
1 группа: составить проект “Личность П.А. Столыпина”.
2 группа: составить проект “Борьба с революционным движением и третьеиюньский государственный переворот. Программа реформ нового кабинета”.
3 группа: “Аграрная реформа”.
4 группа: Итоги столыпинских реформ. Отношение к ним в обществе.
Организуется презентация проектов с использование мультимедийного оборудования:
Презентация проекта первой группы “Личность П.А. Столыпина”.
Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
Презентация проекта второй группы “Борьба с революционным движением и третьеиюньский государственный переворот. Программа реформ нового кабинета”.
Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
Презентация проекта третьей группы “Аграрная реформа”.
Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
Презентация проекта четвертой группы “Итоги столыпинских реформ. Отношение к ним в обществе”.
Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
Заключительное слово преподавателя:
Преподаватель: Почему же реформистский путь потерпел крах? Со всей очевидностью ясно, что Столыпин хотел провести преобразования экономики вне демократии, не затрагивая самодержавный строй и его основу – помещичье землевладение, централизованную бюрократическую систему. Имя Столыпина всегда вызывало споры. Это имя сразу втягивает в круговорот страстных взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ в. не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти его противников. “Период столыпинской реакции”, виселицы – “столыпинские галстуки”, с одной стороны, и “борец за благо России, человек, “достойный сесть на царский трон” - с другой”. Карьера Столыпина длилась всего лишь 5 лет, но это время было полно грандиозных планов. Столыпина называли российским Бисмарком. И если мы посмотрим на исторические события очевидцами, которых мы с вами являемся, то нам покажется, что история повторяется. Так же как и начале ХХ в. сегодня Россия решает сложные вопросы: каким путем идти, как развивать свою экономику, строить новое демократическое государство. Зачастую Россия оказывается перед сложным выборам. И очень важно вспоминать об уроках истории и не допускать ошибок, которые были совершены Россией во времена П.А.Столыпина.
4. Проверка степени усвоения нового учебного материала.
Беседа:
Назовите яркие, характерные черты личности П.А. Столыпина.
Какой путь избрало правительство Столыпина во внутренней политике?
Почему Столыпин добивался роспуска второй Государственной думы?
Почему события, связанные с роспуском второй Государственной думы и принятие нового избирательного закона 3 июня 1907 г. Называют третьеиюньским государственным переворотом?
Назовите цели аграрной реформы.
Удалось ли Столыпину разрушить крестьянскую общину и как к этому отнеслось большинство крестьян? Кто наиболее часто уходил из общины?
Можно ли сказать. Что переселенческая политика была успешно реализована?
Удалось ли Столыпину реализовать весь план реформ?
5. Домашнее задание.
Работа по конспекту.
6