Конспект урока повторения по теме «Развитие общества». Обществознание 6-ой класс.
II Всероссийский конкурс методического мастерства
на лучшую разработку конспекта урока с раздаточным материалом.
Конспект урока повторения по теме «Развитие общества». Обществознание 6-ой класс.
Работу выполнила: Андреева Светлана Ивановна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ Школы №24 г.о. Самара
Тема урока: «Урок повторения по теме (урок – практика) «Развитие общества». Обществознание 6 класс
Технологическая карта урока обществознания в 6 классе по учебнику «Обществознание» В.В. Барабанов, И.П. Насонова, «Вентана-Граф», 2019 год
Учитель: Андреева С.И. МБОУ Школа № 24 г.о . Самара
Тема урока | «Развитие общества» | ||||
Тип урока | урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | ||||
Цель урока: | Способствовать более глубокому усвоению знаний об особенностях и направлениях общественного развития, высокому уровню обобщения и систематизации учебного материала. | ||||
Планируемые задачи урока | |||||
образовательные | развивающие | воспитательные | |||
Совершенствование, обобщение и закрепление знаний по теме «Развитие общества»; Проверка знаний и понимания основных понятий темы; Обогащение словарного запаса детей; | Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей; Развитие коммуникативных качеств, речевой, вербальной и невербальной активности и мышления детей; Побуждение эмоционального отклика, положительных эмоций. | Развитие личностных качеств детей: чувство товарищества, ответственности за коллективный результат, умение работать в команде, взаимовыручка и взаимопонимание; Побуждение интереса к коллективным интеллектуальным играм, творческому подходу. | |||
Образовательные ресурсы | И.П. Насонова, О.Б. Соболева. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2019 (§19), Презентация учителя «Развитие общества» Раздаточный материал (тексты, иллюстрации, задания); | ||||
План урока | 1.Организация урока. | ||||
методы и формы | Методы: Печатно-словесный, наглядный, работа с иллюстративным материалом, игровой, информационный. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах. | ||||
Основные понятия | Прогресс, общественный прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа, глобальные проблемы, доиндустриальное общество, индустриальное общество, информационное общество, информация, глобальное общество. | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||
Научатся: Утвердятся в понимании ключевых понятий темы. Получат возможность продолжать учиться работать с текстом и иллюстративным материалом учебника; высказывать собственное мнение, суждения; Научатся выполнять задания разного типа; | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; взаимодействуют в группе и парах; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля |
1.Организационный этап | | Приветствие. Здравствуйте, ребята! Мне тоже хочется с вами со всеми поздороваться, поэтому я хочу подарить вам свою ладошку и пожелать интересной и плодотворной работы на уроке. | Приветствие | | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; | |
2. Проверка домашнего задания, коррекция знаний обучающихся | Щадящий опрос: «Проведение игры Аукцион» | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Объявление учителя, что работаем в группах и парах; Посмотрим, как вы внимательно работали с параграфом учебника дома и как внимательно изучили имеющиеся в нем понятия. Играем в аукцион. Ваша задача записать максимально полный список понятий, касающихся изучаемой нами темы «Развитие общества». Начальная цена 3 условные единицы. У кого больше? Побеждает тот, у кого более полный список терминов. Время работы 3 минуты. (Всего по теме 12 терминов) | Учащиеся записывают понятия из параграфа 19 и называют свою цифру, (то количество слов, которое они записали). Ученик читает, остальные дописывают недостающее. | Работа в группе | Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; учатся слаженно работать в команде. Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Регулятивные: -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: - самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (по воспроизведению - выделять существенную информацию на уроке. - высказывают своѐ предположение на основе работы с материалом учебника. | |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Метод: «черный ящик» | Организует постановку цели урока учащимися Ребята, математика , физика, химия строятся на формулах, а обществознание - на понятиях. Все понятия, которые вы учите в 6 классе, все задания которые выполняете, не только пригодятся вам сейчас при подготовке к ВПР, но и в дальнейшем, при подготовке к ОГЭ в 9 классе. Сегодня для вас я принесла на урок «черный ящик». Там лежит то, чем пользуются учащиеся 6 класса, чтобы хорошо подготовиться к ВПР, а ученикам 9 класса к ОГЭ. Совершенно верно! Это сборники заданий для подготовки к ВПР и ОГЭ по обществознанию. А значит, сегодня на уроке нам нужно поставить перед собой цель: …….научиться выполнять задания разного типа; Совершенно верно! Наша цель на уроке: не только повторить то, что мы изучили, но и применить свои знания на практике. | Высказывают собственные предположения. Аргументировано отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ. Ответ: (сборники заданий ВПР-6 класс и ОГЭ–9 класс) Определяют цель: Научиться выполнять разные задания. Формулируют цель урока после предварительного обсуждения | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Устные ответы |
4. Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку | Работа |
Ребята, все понятия, которые вы назвали, помогают нам охарактеризовать развитие общества. Кто мне ответит, что такое общество? (комментирует ответы учеников) Общество – это большой живой организм, который развивается , растет, движется. Очень хочется узнать, ответить на очень интересный вопрос. Какой?
(отвечают учащиеся) Отлично! Вот и поговорим об этом на нашем уроке! А точнее, обобщим и закрепим наши знания. | Учащиеся отвечают: 1.Общество это все человечество в целом. 2.Это сложная организация жизни людей. 3.Общество – это совокупность исторически сложившихся форм объединения людей и отношений между ними. 3.Учащиеся отвечают на вопрос: «Куда движется общество?» Как оно развивается | Фронтальная, индивидуальная работа. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Учатся прогнозировать предстоящую работу. Познавательные: строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; | Устные ответы, записи в тетради. . |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Задание на знание понятий и терминов. Работа с текстом на знание понятий. Работа работы с текстом на внимание, знание изученной темы и эрудицию. Игра на соотнесение понятий и их определений | Организует индивидуальную работу с учащимися. Выполнить задание Задание1. «Четвертый лишний» . Из представленных слов исключить одно лишнее слово, «выпадающее» из этого ряда: Прогресс, регресс, инфляция, эволюция Объясните почему вы так выбрали? Организует работу в парах. Задание 2. Работа с текстом «Дырявое письмо» Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Проверяем правильность выполнения задания. Смотрим на экран. У кого выполнено все верно? Молодцы! Поставили на ладошке на пальчике пятерку ! У кого одна – две ошибки – поставили 4. Задание 3. Изучать предмет нам всегда помогает учебник. Давайте к нему обратимся. На стр. 250-251 расположен иллюстративный материал. Необходимо составить 3 предложения об общем ходе истории человеческого общества. В рассказе обязательно нужно опираться на представленные иллюстрации, называя их номера, и использовать понятия изученной темы. Предложения нужно записать. Зачитаем. Какие понятия у нас прозвучали чаще всего? Что они означают? Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с учебником, организует работу учащихся в группах. Формулирует задание, оценивает выборочно работу групп. Ставим оценку на пальчик ладошки. Ребята, какой вывод мы можем сделать исходя из предложенных вами рассказов? Работа в парах. Задание 4. Задание 5 «Обществоведческие пятнашки»: Задание: Необходимо соотнести понятие и его определение. Проверка выполнения задания по шаблону. Ставим оценку двум первым командам, которые справились быстрее всех. | 1.Учащиеся выполняют задание индивидуально. 2. Взаимопроверка. Умение анализировать информацию, используя приобретенные знания. 3.Объясняют почему выбрали данные понятия. Работают в парах. 1.Проверяют правильность своего выбора по шаблону. 2.Отчет групп о правильности выполнения работы. 3.Ставят себе оценки. Работают в группах 1. Учащиеся составляют связный рассказ по иллюстрациям. 2.Группой формулируют вывод и записывают. 3.Зачитывают предложения в слух. 4.Отвечают на вопросы учителя. 5.Формулируют выводы. 1.Выполняют работу в парах. 2.Высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. 4.Оценивают свою работу по эталану. 1.Выполняют работу в группах, учатся сотрудничеству, умению выслушать друг друга, учатся прислушиваться к мнению другого человека. 2.Проверяют выполненное задание по эталону. 3.Обсуждают ошибки. | | Коммуникативные: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний (учатся определять границы знания/незнания) Регулятивные: определяют последовательность действий на уроке; планируют свою деятельность на уроке; Познавательные УУД: - выделять существенную информацию на уроке. из текста; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Регулятивные: ориентируются в учебнике оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; Личностные: оценивают жизненные ситуации. Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество в парах. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению -развитие умения понимать, анализировать иллюстративные, текстовые материалы, определять главную проблему, мысль. Регулятивные: -ориентируются в учебнике, учатся определять главную проблему, мысль и умение грамотно и логично рассуждать, оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; Коммуникативные: -слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: -умение извлекать из текста необходимую информацию. Развитие навыков работы с текстом: Регулятивные: -оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; Коммуникативные: - осуществлять работу в паре . Регулятивные: Учатся оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга; Коммуникативные: Развитие навыков работы в группе. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (по воспроизведению | индивидуальная работа Работа в парах. Работа в группах Работа в парах Работа в группах |
6. Обобщение и систематизация знаний | . повторение и закрепление. изученных понятий. | Организует работу в группах на повторение изученных понятий. Перед вами лежит схема «Развитие общества». Пожалуйста, заполните ее. Проверим результат по шаблону. Поставьте себе оценку. Ребята, мы научились сегодня выполнять различного типа задания. | Работают в группах . 1.Обсуждают выполнение задания. 2. Заполняют схему. 3.Проверяют правильность своего выбора по шаблону. Оценивают работу. | Групповая работа | Познавательные: Осуществляют действие по образцу и заданному правилу; самостоятельно отбирают (используют) информацию из учебника и применяют собственные знания. Учатся систематизировать, обобщить изученное. Регулятивные: -Действуют по алгоритму; -ориентируются в содержании предмета; контролируют и учатся корректировать свою деятельность; оценивать правильность выполненных действий; - анализируют и оценивают результаты своей деятельности; Коммуникативные: Развитие навыков работы в группе. | Проверка выполнения заданий |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Выяснили, что общество способно развиваться. Повторили и закрепили изученный материал. Кто хорошо понял и усвоил тему урока? А кто научился выполнять разные задания? Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? | Ответы учащихся | Фронтальная работа | Познавательные: систематизируют, обобщают изученное; - Учатся анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. Регулятивные: Оценивают коллективную работу и свой вклад; оценивают работу друг друга; оценивают свою работу на уроке на разных этапах . Коммуникативные: Учатся общаться, обсуждать, высказывать мнение и суждение. | Устные ответы |
8.Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учитель конкретизирует домашнее задание Параграф 19. Составить рассказ из пяти предложений по иллюстрациям, которые рассматривали в классе. Цифрой указать, какую иллюстрацию вы применили при составлении предложения. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение задания и принимают его. Регулятивные: Оценивают собственные возможности. | |
9.Рефлексия (подведение итогов) | подведение итогов урока | Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Надеюсь, что наш урок достиг цели, что из нашей сегодняшней совместной работы вы взяли для себя много нужного и полезного. Вернемся к ладошкам: если вам понравился урок, загните пальчики вот так | Отвечают. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Учатся фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, саморегуляция. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Литература и источники:
- Учебник обществознания в 6 классе по учебнику «Обществознание» В.В. Барабанов, И.П. Насонова, «Вентана-
Граф», 2019 год.
- https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=AE63AB28A2D28E194A286FA5A8EB9A78
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ (раздаточный материал)
Задание 1.
«Четвертый лишний»
Из представленных слов исключить одно лишнее слово, «выпадающее» из этого ряда:
Прогресс, регресс, инфляция, эволюция
Объяснить почему?
Задание 2.
«Дырявое письмо»
Работа с текстом
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Термином __________(А) обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а _________(Б) - это коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой __________В) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ___________(Г)».
1.Эволюция
2. Подъем
3.Информационное/постиндустриальное общество
4. традиционное общество
5.отношение
6.регресс
7.Революция
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А | Б | В | Г |
| | | |
ТЕКСТ (Эталон)
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Ответ: 1723
Термином Эволюция(А) обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а Революция (Б) - это коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой Подъемов В) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к Информационному(Г)».
Задание 4.
«Найди ошибку»
ТЕКСТ
В 20 -30-е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд антинаучных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин.
Но сам мир не изменялся, все еще существовало традиционное общество, особенностью которого стал переход к очередному этапу научно-технической революции, появились компьютеры, развивалось производство. Однако, сегодня информационные технологии не играют в жизни общества никакой роли: не применяются в производстве и только мешают человеку в быту. Темп развития общества замедляется.
Можно сказать, что в XX в. не произошло никакого развитие общества.
ТЕКСТ (ошибки)
В 20 -30-е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд антинаучных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин.
Но сам мир не изменялся, все еще существовало традиционное общество, особенностью которого стал переход к очередному этапу научно-технической революции, появились компьютеры, развивалось производство. Однако, сегодня информационные технологии не играют в жизни общества никакой роли: не применяются в производстве и только мешают человеку в быту. Темп развития общества замедляется.
Можно сказать, что в XX в. не произошло никакого развитие общества.
ТЕКСТ (Эталон)
В 20 -30-е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд научных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин.
Сам мир изменился, на смену традиционному обществу, пришло индустриальное, особенностью которого стал переход к очередному этапу научно-технической революции, появились компьютеры, развивалось производство. Сегодня информационные технологии играют в жизни общества большую роль: применяются в производстве и помогают человеку в быту. Темп развития общества ускоряется.
Можно сказать, что в XX в. произошли огромные изменения общества.
Задание 5
«Обществоведческие пятнашки»:
Необходимо соотнести понятие и его определение.
Эволюция — это процесс естественного изменения общества, это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
Цивилизации – это страны или группы стран, развитие которых не похожее на другие.
Революция –это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Реформа – это изменение в обществе, проводимое правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Они могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких.
Прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному. Это движение вперед.
Регресс – противоположное прогрессу; движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Общественный прогресс – это переход общества на более высокую ступень развития.
Аграрное общество – это общество основанное на сельском хозяйстве, ручном труде, общинной жизни, религиозных взглядах на мир, монархическом правлении, натуральном хозяйстве.
Информация – это любые сведения, воспринимаемые человеком независимо от формы и способа их предоставления.
Глобальные проблемы – это проблемы, которые угрожают всему человечеству и требуют совместного решения.
Общество, при котором развивается промышленность, увеличивается численность населения, растут города, развивается наука, создаются политические партии, принимаются Конституции, избираются парламенты – называется индустриальным.
Общество, где во все сферы жизни проникают технологии и главным источником становится информация, называется информационным.
Задание 6. на закрепление материала
Заполните таблицу: «Развитие общества»
Оцените свой результат: Проверьте правильность выполнения задания по шаблону.
Оценка «5» - задание выполнено без ошибок;
Оценка «4» - допущено 1-2 ошибки;
Оценка «3» - допущено 3-4 ошибки;
Все остальные варианты – ответ неудовлетворительный;
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
СПОСОБЫ ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЯ