Конспект урока повторения по теме «Развитие общества». Обществознание 6-ой класс.

0
0
Материал опубликован 26 January





II Всероссийский конкурс методического мастерства

на лучшую разработку конспекта урока с раздаточным материалом.




Конспект урока повторения по теме «Развитие общества». Обществознание 6-ой класс.





Работу выполнила: Андреева Светлана Ивановна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ Школы №24 г.о. Самара



Тема урока: «Урок повторения по теме (урок – практика) «Развитие общества». Обществознание 6 класс


Технологическая карта урока обществознания в 6 классе по учебнику «Обществознание» В.В. Барабанов, И.П. Насонова, «Вентана-Граф», 2019 год

Учитель: Андреева С.И. МБОУ Школа № 24 г.о . Самара


Тема урока

«Развитие общества»


Тип урока


урок актуализации знаний и умений (урок повторения)


Цель урока:

Способствовать более глубокому усвоению знаний об особенностях и направлениях общественного развития, высокому уровню обобщения и систематизации учебного материала.


Планируемые задачи урока




образовательные


развивающие




воспитательные


Совершенствование, обобщение и закрепление знаний по теме «Развитие общества»;

Проверка знаний и понимания основных понятий темы;

Обогащение словарного запаса детей;


Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

Развитие коммуникативных качеств, речевой, вербальной и невербальной активности и мышления детей;

Побуждение эмоционального отклика, положительных эмоций.


Развитие личностных качеств детей: чувство товарищества, ответственности за коллективный результат, умение работать в команде, взаимовыручка и взаимопонимание;

Побуждение интереса к коллективным интеллектуальным играм, творческому подходу.


Образовательные ресурсы



И.П. Насонова, О.Б. Соболева. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2019 (§19),

Презентация учителя «Развитие общества»

Раздаточный материал (тексты, иллюстрации, задания);



План урока

1.Организация урока.
2.Повторение темы «Развитие общества»: решение заданий по теме.
3.Подведение итогов.


методы и формы
обучения

Методы: Печатно-словесный, наглядный, работа с иллюстративным материалом, игровой, информационный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах.


Основные понятия

Прогресс, общественный прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа, глобальные проблемы, доиндустриальное общество, индустриальное общество, информационное общество, информация, глобальное общество.



Планируемые результаты

Предметные УУД


Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: Утвердятся в понимании ключевых понятий темы.

Получат возможность продолжать учиться работать с текстом и иллюстративным материалом учебника; высказывать собственное мнение, суждения;

Научатся выполнять задания разного типа;

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; взаимодействуют в группе и парах; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом





Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации
взаимодействия

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1.Организационный этап


Приветствие. Здравствуйте, ребята! Мне тоже хочется с вами со всеми поздороваться, поэтому я хочу подарить вам свою ладошку и пожелать интересной и плодотворной работы на уроке.


Приветствие


Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место;


2. Проверка домашнего задания, коррекция знаний обучающихся


Щадящий опрос:

«Проведение игры Аукцион»


Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения

в учебную деятельность

Объявление учителя, что работаем в группах и парах; Посмотрим, как вы внимательно работали с параграфом учебника дома и как внимательно изучили имеющиеся в нем понятия.


Играем в аукцион.


Ваша задача записать максимально полный список понятий, касающихся изучаемой нами темы «Развитие общества».

Начальная цена 3 условные единицы. У кого больше?

Побеждает тот, у кого более полный список терминов. Время работы 3 минуты. (Всего по теме 12 терминов)





Учащиеся записывают понятия из параграфа 19 и называют свою цифру, (то количество слов, которое они записали).

Ученик читает, остальные дописывают недостающее.








Работа

в группе

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; учатся слаженно работать в команде.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Регулятивные:

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу;

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Познавательные:

- самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (по воспроизведению
в памяти);

- выделять существенную информацию на уроке.

- высказывают своѐ предположение на основе работы с материалом учебника.




3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала



Метод: «черный ящик»

Организует постановку цели урока учащимися

Ребята, математика , физика, химия строятся на формулах, а обществознание - на понятиях. Все понятия, которые вы учите в 6 классе, все задания которые выполняете, не только пригодятся вам сейчас при подготовке к ВПР, но и в дальнейшем, при подготовке к ОГЭ в 9 классе.

Сегодня для вас я принесла на урок «черный ящик». Там лежит то, чем пользуются учащиеся 6 класса, чтобы хорошо подготовиться к ВПР, а ученикам 9 класса к ОГЭ.

Совершенно верно! Это сборники заданий для подготовки к ВПР и ОГЭ по обществознанию.

А значит, сегодня на уроке нам нужно поставить перед собой цель: …….научиться выполнять задания разного типа;

Совершенно верно! Наша цель на уроке: не только повторить то, что мы изучили, но и применить свои знания на практике.













Высказывают собственные предположения. Аргументировано отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ.


Ответ:

(сборники заданий ВПР-6 класс и ОГЭ–9 класс)

Определяют цель:

Научиться выполнять разные задания.

Формулируют цель урока после предварительного обсуждения

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения



Устные ответы












4. Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку



Работа
с терминами

Ребята, все понятия, которые вы назвали, помогают нам охарактеризовать развитие общества.

Кто мне ответит, что такое общество?

(комментирует ответы учеников)

Общество – это большой живой организм, который развивается , растет, движется. Очень хочется узнать, ответить на очень интересный вопрос. Какой?

(отвечают учащиеся) Отлично! Вот и поговорим об этом на нашем уроке! А точнее, обобщим и закрепим наши знания.



Учащиеся отвечают:

1.Общество это все человечество в целом.

2.Это сложная организация жизни людей.

3.Общество – это совокупность исторически сложившихся форм объединения людей и отношений между ними.

3.Учащиеся отвечают на вопрос: «Куда движется общество?»

Как оно развивается


Фронтальная, индивидуальная работа.







Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Учатся прогнозировать предстоящую работу.

Познавательные: строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Устные ответы, записи в тетради.





.








5. Применение знаний и умений в новой ситуации






Задание на знание понятий и терминов.












Работа с текстом на знание понятий.




















Работа
с иллюстративным материалом учебника.

































работы с текстом на внимание, знание изученной темы и эрудицию.












Игра на соотнесение понятий и их определений



Организует индивидуальную работу с учащимися.

Выполнить задание

Задание1.

«Четвертый лишний» .

Из представленных слов исключить одно лишнее слово, «выпадающее» из этого ряда:

Прогресс, регресс, инфляция, эволюция

Объясните почему вы так выбрали?







Организует работу в парах.

Задание 2.

Работа с текстом «Дырявое письмо»


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Проверяем правильность выполнения задания. Смотрим на экран.

У кого выполнено все верно? Молодцы! Поставили на ладошке на пальчике пятерку ! У кого одна – две ошибки – поставили 4.






Задание 3.

Изучать предмет нам всегда помогает учебник.

Давайте к нему обратимся. На стр. 250-251 расположен иллюстративный материал.

Необходимо составить 3 предложения об общем ходе истории человеческого общества. В рассказе обязательно нужно опираться на представленные иллюстрации, называя их номера, и использовать понятия изученной темы. Предложения нужно записать.

Зачитаем. Какие понятия у нас прозвучали чаще всего? Что они означают?


Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с учебником, организует работу учащихся в группах. Формулирует задание, оценивает выборочно работу групп.

Ставим оценку на пальчик ладошки.


Ребята, какой вывод мы можем сделать исходя из предложенных вами рассказов?









Работа в парах.

Задание 4.
«Найди ошибку»
Среди предложенных фраз с известными уже вам терминами, нужно найти неверные. Зачеркнуть их.
Проверка по шаблону. Ставим оценку на пальчик ладошки. 0- ошибок -5; 1-2 ошибки -4;









Задание 5

«Обществоведческие пятнашки»:
на отдельных карточках написаны понятия, а на других их значение.

Задание: Необходимо соотнести понятие и его определение.

Проверка выполнения задания по шаблону.

Ставим оценку двум первым командам, которые справились быстрее всех.





1.Учащиеся выполняют задание индивидуально.

2. Взаимопроверка.

Умение анализировать информацию, используя приобретенные знания.

3.Объясняют почему выбрали данные понятия.







Работают в парах.

1.Проверяют правильность своего выбора по шаблону. 2.Отчет групп о правильности выполнения работы. 3.Ставят себе оценки.



















Работают в группах



1. Учащиеся составляют связный рассказ по иллюстрациям.

2.Группой формулируют вывод и записывают.

3.Зачитывают предложения в слух.


4.Отвечают на вопросы учителя.

5.Формулируют выводы.




















1.Выполняют работу в парах.

2.Высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу.
3.Проверяют правильность выполнения задания.

4.Оценивают свою работу по эталану.






1.Выполняют работу в группах, учатся сотрудничеству, умению выслушать друг друга, учатся прислушиваться к мнению другого человека.

2.Проверяют выполненное задание по эталону.

3.Обсуждают ошибки.


Коммуникативные:

строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; -

отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний (учатся определять границы знания/незнания)


Регулятивные:

определяют последовательность действий на уроке;

планируют свою деятельность на уроке;



Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию на уроке. из текста;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

Регулятивные: ориентируются в учебнике

оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок;

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Коммуникативные:

ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество в парах.




Познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению
в памяти).

-развитие умения понимать, анализировать иллюстративные, текстовые материалы, определять главную проблему, мысль.

Регулятивные:

-ориентируются в учебнике, учатся

определять главную проблему, мысль и умение грамотно и логично рассуждать,

оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные:

-слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.




Познавательные:

-умение извлекать из текста необходимую информацию.

Развитие навыков работы с текстом:

Регулятивные:

-оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные:

- осуществлять работу в паре .







Регулятивные:

Учатся оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга;

Коммуникативные:

Развитие навыков работы в группе.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (по воспроизведению
в памяти).



индивидуальная работа

















Работа в парах.





















Работа в группах



































Работа в парах


















Работа в группах

6. Обобщение и систематизация знаний



.

повторение и закрепление.

изученных понятий.










Организует работу в группах на повторение изученных понятий.


Перед вами лежит схема «Развитие общества».

Пожалуйста, заполните ее.

Проверим результат по шаблону. Поставьте себе оценку.

Ребята, мы научились сегодня выполнять различного типа задания.


Работают в группах

.


1.Обсуждают выполнение задания.

2. Заполняют схему.

3.Проверяют правильность своего выбора по шаблону.

Оценивают работу.









Групповая работа

Познавательные:

Осуществляют действие по образцу и заданному правилу; самостоятельно отбирают (используют) информацию из

учебника и применяют собственные знания. Учатся систематизировать, обобщить изученное.

Регулятивные:

-Действуют по алгоритму;

-ориентируются в содержании предмета; контролируют и учатся корректировать свою деятельность; оценивать правильность выполненных действий;

- анализируют и оценивают результаты своей деятельности;

Коммуникативные:

Развитие навыков работы в группе.


Проверка выполнения заданий
по группам

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выяснили, что общество способно развиваться. Повторили и закрепили изученный материал. Кто хорошо понял и усвоил тему урока? А кто научился выполнять разные задания?

Как вы считаете,

достигли ли мы цели урока?


Ответы учащихся

Фронтальная работа

Познавательные:

систематизируют, обобщают изученное;

- Учатся анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Регулятивные:

Оценивают коллективную работу и свой вклад; оценивают работу друг друга; оценивают свою работу на уроке на разных этапах .

Коммуникативные:

Учатся общаться, обсуждать, высказывать мнение и суждение.

Устные ответы

8.Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учитель конкретизирует домашнее задание

Параграф 19. Составить рассказ из пяти предложений по иллюстрациям, которые рассматривали в классе. Цифрой указать, какую иллюстрацию вы применили при составлении предложения.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение задания и принимают его.

Регулятивные:

Оценивают собственные возможности.


9.Рефлексия

(подведение итогов)

подведение итогов урока

Формирование у учащихся способностей к рефлексии.

Надеюсь, что наш урок достиг цели, что из нашей сегодняшней совместной работы вы взяли для себя много нужного и полезного.
Свои результаты с оценками передать мне. Вы сегодня хорошо отвечали на уроке.

Вернемся к ладошкам: если вам понравился урок, загните пальчики вот так

Отвечают.


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Учатся фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, саморегуляция.

Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оценивание учащихся за работу на уроке





Литература и источники:

- Учебник обществознания в 6 классе по учебнику «Обществознание» В.В. Барабанов, И.П. Насонова, «Вентана-
Граф», 2019 год.
- https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=AE63AB28A2D28E194A286FA5A8EB9A78























ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ (раздаточный материал)

Задание 1.

«Четвертый лишний»

Из представленных слов исключить одно лишнее слово, «выпадающее» из этого ряда:

Прогресс, регресс, инфляция, эволюция

Объяснить почему?

Задание 2.

«Дырявое письмо»


Работа с текстом

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Термином __________(А) обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а _________(Б) - это коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой __________В) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ___________(Г)».

1.Эволюция
2.
Подъем
3.Информационное/постиндустриальное общество
4. традиционное общество
5.отношение
6.регресс
7.
Революция

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А

Б

В

Г





ТЕКСТ (Эталон)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Ответ: 1723

Термином Эволюция(А) обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а Революция (Б) - это коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой Подъемов В) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к Информационному(Г)».

Задание 4.

«Найди ошибку»

ТЕКСТ

В 20 -30-е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд антинаучных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин.

Но сам мир не изменялся, все еще существовало традиционное общество, особенностью которого стал переход к очередному этапу научно-технической революции, появились компьютеры, развивалось производство. Однако, сегодня информационные технологии не играют в жизни общества никакой роли: не применяются в производстве и только мешают человеку в быту. Темп развития общества замедляется.

Можно сказать, что в XX в. не произошло никакого развитие общества.


ТЕКСТ (ошибки)

В 20 -30-е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд антинаучных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин.

Но сам мир не изменялся, все еще существовало традиционное общество, особенностью которого стал переход к очередному этапу научно-технической революции, появились компьютеры, развивалось производство. Однако, сегодня информационные технологии не играют в жизни общества никакой роли: не применяются в производстве и только мешают человеку в быту. Темп развития общества замедляется.

Можно сказать, что в XX в. не произошло никакого развитие общества.


ТЕКСТ (Эталон)

В 20 -30-е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд научных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин.

Сам мир изменился, на смену традиционному обществу, пришло индустриальное, особенностью которого стал переход к очередному этапу научно-технической революции, появились компьютеры, развивалось производство. Сегодня информационные технологии играют в жизни общества большую роль: применяются в производстве и помогают человеку в быту. Темп развития общества ускоряется.

Можно сказать, что в XX в. произошли огромные изменения общества.


Задание 5

«Обществоведческие пятнашки»:
Необходимо соотнести понятие и его определение.


Эволюция — это процесс естественного изменения общества, это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе  в конкретных исторических условиях.

Цивилизации – это страны или группы стран, развитие которых не похожее на другие.

Революция –это коренные, скачкообразные, существенные  изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Реформа – это изменение в обществе, проводимое правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Они могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких.

Прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному. Это движение вперед.

Регресс – противоположное прогрессу; движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. 

Общественный прогресс – это переход общества на более высокую ступень развития.

Аграрное общество – это общество основанное на сельском хозяйстве, ручном труде, общинной жизни, религиозных взглядах на мир, монархическом правлении, натуральном хозяйстве.

Информация – это любые сведения, воспринимаемые человеком независимо от формы и способа их предоставления.

Глобальные проблемы – это проблемы, которые угрожают всему человечеству и требуют совместного решения.

Общество, при котором развивается промышленность, увеличивается численность населения, растут города, развивается наука, создаются политические партии, принимаются Конституции, избираются парламенты – называется индустриальным.

Общество, где во все сферы жизни проникают технологии и главным источником становится информация, называется информационным.


Задание 6. на закрепление материала

Заполните таблицу: «Развитие общества»

Оцените свой результат: Проверьте правильность выполнения задания по шаблону.

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок;
Оценка «4» - допущено 1-2 ошибки;
Оценка «3» - допущено 3-4 ошибки;
Все остальные варианты – ответ неудовлетворительный;

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

СПОСОБЫ                                 ЭТАПЫ                                  НАПРАВЛЕНИЯ





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.