Конспект урока русского языка по теме «Правописание собственных имён существительных» (2 класс)
Тема: «Правописание собственных имён существительных»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: учить различать названия и клички животных, правильно их записывать, составлять устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по готовым вопросам.
Планируемые результаты:
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 кл, УМК «Школа России», презентация.
Этап 1. Мотивационный момент (1 мин)
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
Учитель:
- Прежде, чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы.
Итак, у вас на столе: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, сигнальные карточки-смайлики.
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
Этап 2. Работа в тетрадях
Учитель:
- Откройте тетради.
- Минутка чистописания.
- На слайде образцы для чистописания. Самостоятельно выберите какой-нибудь элемент и запишите всю строчку.
Выполняют по образцу Мм
- Словарная работа.
Учитель:
- Я буду загадывать вам загадки, а вы должны записать отгадки. Поставить в словах ударение и подчеркнуть безударные гласные.
Возле дома, по дорожке,
Скачет собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?(воробей)
Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из… (Россия)
Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это? (дорога)
Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет? (снегирь)
Этот город знают люди,
И о нем идет молва,
Что стоять всегда он будет.
Имя городу — …(Москва)
Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях ее ярко звезды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз и светит солнце.
Небосвод высокий, синий,
На деревьях белый… (Иней)
Запись в тетради: Воробей, Россия, снегирь, Москва, Кремль, иней.
Учитель:
- Что общего у всех этих слов? (имена существительные)
- А на какие 2 группы можно поделить эти слова?
- На собственные и нарицательные.
- Определите тему нашего урока.
«Правописание собственных имен существительных».
Этап 4.
Актуализация знаний по теме.
«Правописание собственных имен существительных».
- Что вы знаете об именах собственных? (имена, отчества, фамилии людей – это имена собственные)
- Как пишутся имена собственные?
(Полные ответы)
Этап 4.
Учитель:
- Откройте стр. 55 учебника и найдите упражнение 96.
- Прочитайте задание.
- Выполните письменное задания к упражнению.
- Помните, что нужно записывать только фамилии.
(Барто, Маршак, Михалков, Тютчев, Чарушин, Чуковский).
(Проверка выполнения)
- Закройте учебники, закройте тетради.
Этап 5. Работа в группах.
Учитель:
- У нас в классе, как вы заметили, появились развески. Что на них написано, вы уже наверняка прочитали.
(На шторах, стенах заранее развешиваются слова).
По моей команде вы должны будете встать, снять одно слово и пересесть на другое место в соответствии с выбранным словом.
Имена, поэты, города, сказочные герои.
Литеры имеются на столах.
(На столах выставляются литеры для групповой работы)
1 группа: имена.
2 группа: озера.
3 группа: города.
4 группа: сказочные герои.
Итак, у нас получилось 4 группы. Это имена, поэты, города, сказочные герои.
Имена - Ирина, Сергей, Мария, Петр, Иван.
Озера – Тус, Белё, Фыркал, Байкал, Ладожское.
Города - Москва, Тюмень, Сочи, Томск, Красноярск.
Сказочные герои: - Айболит, Карлсон, Буратино, Колобок, Золушка.
- Перед началом работы, давайте вспомним правила работы в группах:
Слайд.
уважать мнение товарищей;
обращаться друг к другу только по имени;
один говорит, другие слушают;
не обижать и не обижаться;
если не понял, переспроси;
участвовать всем.
Учитель:
- Давайте возьмем желтую карточку и выполним задание:
1. Соедини слово и название (проведи стрелки).
Город А.С. Пушкин
Море Катя
Ученица Чёрное
Поселок Сочи
Берег Невы
Писатель Тепличный
2. В какой строке все слова написаны верно?
а) книга, папа, андрей
б) шофёр, птица, Васильев
в) воробей, сорока, Ворона
г) заяц, Белка, медведь.
3. Собери пословицу
У Лодыря Егорки доведет
Хороша дочь Аннушка всегда отговорки
Язык до Киева что пирог велик
Рад Филипп коли хвалят мать и бабушка
Физминутка
Этап 6. Выполнение заданий по диску.
Этап 7. Итог урока.
- Игра “веришь – не веришь”
Возьмите фиолетовую карточку. Если вы верите этому, то ставьте знак “плюс”, если не верите, то знак “минус”.
• Верите ли вы, что фамилии, имена, отчества людей – это имена собственные.
• Верите ли вы, что географические названия – это имена собственные?
• Верите ли вы, что клички животных пишутся с маленькой буквы?
• Верите ли вы, что с большой буквы надо писать названия животных?
• Верите ли вы, что слово “Стрелка” может быть названием предмета и кличкой животного?
• Верите ли вы, что имена собственные пишутся с маленькой буквы?
Этап 8. Рефлексия
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Найдите свою ступеньку на Пьедестале знаний.
Прием «Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось.
I – Мне все понятно, урок прошел для меня с пользой.
II – Я многому научился, но еще нуждаюсь в помощи.
III – Мне было трудно на уроке.
Учитель: Возьмите смайлик и расположите на той ступеньке, которая соответствует вашему выводу.
Этап 9. Домашнее задание у нас есть легкое и есть трудное.
Легкое - на зеленой карточке.
Трудное - на красной.
Учитель: Оцените свои силы и выберите задание.
Легкое.
Дополни предложение нужными словами:
Маленький ……………….. сорвал синий …………
Коля …………………привез пять спелых………………..
Слова для справок: василёк, Василёк, арбузов, Арбузов.
Трудное. Сочинить сказку про большую букву в именах собственных.