12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Кузьменок87
Россия, Смоленская обл., Смоленск
2

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»











Конспект урока русского языка в 6 классе



Тема урока: «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»











Разработчик: Кузьменок Т.А.,

учитель русского языка и литературы































Смоленск

2020 г.



Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся навыка правильного написания соединительных О и Е в сложных словах

Задачи:

повторить особенности образования слов способом сложения;

познакомить с понятием сложного слова и правилами написания соединительных О и Е в сложных словах;

научить правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е;

развивать умение образовывать сложные слова от данных слов и объяснять условия выбора орфограмм в сложных словах; развивать речевую и мыслительную деятельность, применять полученные знания на практике;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;

воспитывать навыки сотрудничества; формировать навыки самостоятельной и групповой работы; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации

Методы обучения: интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.


План урока

1. Организационный момент

2. Этап целеполагания и мотивации

3. Этап актуализации знаний

4. Этап изучения нового материала

5. Этап закрепления знаний и умений

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

7. Этап объяснения домашнего задания



Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в рабочую тетрадь.

Этап целеполагания и мотивации

- Сегодня мы должны научиться правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е. Как вы думаете, что мы должны для этого знать?

(Познакомиться с правилами написания сложных слов с соединительными гласными О и Е.)

Значит, нашими целями сегодня будет (продолжите данные высказывания):

1. Познакомиться с…………

2. Научиться …………..

(1. Познакомиться с понятием «сложные слова» и правилами написания соединительных О и Е в сложных словах.

2. Правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е)

Этап актуализации знаний

1.Отгадайте загадки. Запишите  слова - отгадки.

   

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?

(САМОЛЁТ)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах …

(ПЕШЕХОД)


Как образованы слова-отгадки? (Способом сложения).

     

2. Выразительно прочитайте текст на карточках.

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

(Е. Трутнева)

3. Найди в тексте слово, образованное способом сложения. Слабым обучающимся даётся подсказка: В последней строчке найти слово, образованное способом сложения. (Желтолистая – сложение с суффиксацией)

Выполните словообразовательный разбор этого слова в тетрадях (слабым обучающимся даётся карточка-инструкция с порядком разбора).

IV. Этап изучения нового материала

- Прочитайте лингвистическую сказку на карточках, которые лежат у вас на партах.

Лингвистическая сказка

Давным-давно в царстве Грамматика жили слова, жили очень дружно. Но вдруг появились среди слов две буквы-подружки – О и Е. Они стали нашёптывать словам: «Какие вы простые и скучные. Сейчас в моде сложные слова!»

И вот многие слова решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловить, вода – с падать. А буквы О и Е решили им помочь соединиться. Так появились сложные слова.

- Скажите, как образуются сложные слова?

(Слова могут образовываться с помощью соединительной гласной и без соединительной гласной)

- Давайте рассмотрим таблицу на доске «Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е» и сформулируем правило, связанное с правописанием соединительных о, е.

О

Е

зверолов

сороконожка

кровообращение

птицеферма

овощехранилище

овцеводство

- Как вы думаете, почему в одних сложных словах пишется соединительная гласная Е, а в других — О?

- Верно. После твердых основ пишется О, после мягких основ и основ на шипящую — Е.

Прочитаем правило:

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительная Е.

Например: зверолов [р ] путепровод [т’ ] пешеход [ш ] птицефабрика [ ц].

А помнить всегда это правило вам поможет стихотворение – «запоминалка» (читают на карточках):

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после 
твёрдых пишется «О» –
Не перепутает буквы никто!

Составим алгоритм действия при написании сложных слов

От каких слов образуется данное сложное слово?

На какой звук заканчивается основа первого слова?

Если основа заканчивается на твердый согласный — пишем О; если на мягкий согласный: на шипящий или Ц – пишем Е

Этап закрепления знаний и умений

Уровень А

Задание. Перепиши слова, вставляя соединительную гласную о или е, выделите орфограмму.

Книг..(люб), огн..(тушитель), каш..(вар), стал..(вар), общ..(житие), сам..(свал), сорок..(ножка), пчел..(вод), дом..(сед), гром..(отвод), кин..(театр), птиц..(фабрика).


Уровень В



Задание. Творческая работа. Замените словосочетание одним сложным словом, подчеркните соединительную гласную.

Пить чай -

Молоть кофе -

Помогать взаимно -

Любить труд -

Выжимать сок -

Любить свободу –

Писать басни -


Уровень С.

Задание. К данным словам подберите и запишите антонимы (слова с соединительной гласной). Объясните выбор соединительной гласной.

Печатная книга -

Ленивый ученик –

Серьезный юноша –

Однообразное движение –

Враждебное отношение –

Слова для справок: многообразное, добросовестный, доброжелательное, легкомысленный, рукописный.

VI. Рефлексия. Соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности.

Ребята, допишите предложения:

Сегодня на уроке

я узнал…

я научился…

у меня получилось…..

мне было трудно……


У вас на партах листы самооценки. В таблице поставьте + напротив того утверждения, которое соответствует вашему ощущению от сегодняшнего урока

Лист самооценки


Отлично усвоил тему и могу применить на практике


Хорошо усвоил тему


Усвоил хорошо, но есть вопросы


Многое непонятно




Этап объяснения домашнего задания

Перед вами варианты домашнего задания. Выполните 1 из заданий по выбору.

Уровень А

Задание Ответьте на вопросы и запишите получившиеся сложные слова


Как называют специалиста, который варит сталь?

Как называют человека, который рубит лес?

Как называют человека, который занимается садом?

Как называют человека, который разводит оленей?

Как называются машины, которые режут хлеб, мешают бетон?


Уровень В


Задание Разгадайте кроссворд

Кроссворд

1. Специалист по разведению садов.

2. Локомотив с паровым двигателем.

3. Канал для выхода дыма из трубы.

4. Русская народная игра – пляска.

5. Лес, поваленный бурей.


1.

с






д

2.

п






з

3.

д




х



4.




о



д

5.

б






м


Уровень С

Задание К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.


пыль

хранить

овощ

тушить

огонь

сосать

телевидение

плавать

море

передача

три

бороться

земля

мерить



Урок окончен! До свидания!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.