Конспект урока русского языка в 8 классе овз по теме "Сложные слова с соединительной гласной и без нее"
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку
/data/files/j1728398600.pptx (Презентация к уроку "Сложные слова")Русский-8
Тема: Сложные слова с содинительной гласной и без нее..
Цели: формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова, конкретизировать знания учащихся по данной теме;
способствовать коррекции внимания, мышления, речи;
развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово:
На нашем уроке присутствуют гости. Проявите, пожалуйста, гостеприимство, творческую активность, умение правильно вести себя на уроке и покажите свои знания, а я уверена, что они у вас есть.
Запись числа в тетрадях.
2.Разминка
Игра «Антонимы»
Добрые – злые, большие – маленькие, черные – белые, высокие – низкие, трусливые – смелые, теплые – холодные, узкие – широкие, твердые – мягкие, гласные – согласные, легкие – тяжелые, простые – сложные.
3. Объявление темы и целей урока.
- Где на уроке мы встречались со словом «сложные»? (сложные слова)
- Почему они так называются? (образованы путем сложения двух корней)
- Чем соединяются корни? (соединительными гласными «о», «е»)
-Какой еще есть способ образования сложных слов?(начальная часть первого слова и целое второе слово Н: физкультура, сбербанк, медосмотр)
- Какую роль в русском языке играют сложные слова?
-Сложные слова используют для краткости речи. Например, вместо того, чтобы использовать словосочетание машина, которая моет посуду, можно сказать посудомоечная машина).
Сегодня мы потренируемся в составлении сложных слов.
4.Орфографическая минутка
Октябрь называют листобой.
Найти сложное слово.
Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений
5.Работа по теме
Стр 44 упр 54 с комментированием
6.Физминутка
1) Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу. (Пылесос)
2) За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом. (Паровоз)
3) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернётся над лугами –
Отливает серебром. (Самолёт)
4) Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог)
5) Кубарем с горы скатился
И за что-то зацепился,
И забрал с собой друзей –
Сразу несколько камней.
Все посыпались как град –
Что же это? (Камнепад)
– На какие группы вы сможете разделить эти слова? (с О, Е)
7.Закрепление
А)работа в парах по карточкам
Найти и подчеркнуть сложные слова
Фрукты-сухофрукты, переход-пешеход, подкоп-землекоп, полет-вертолет, сталевар-повар, рыбак-рыболов, птицелов-улов, теплота-теплоход.
Самопроверка
Б)- Давайте потренируемся в сложении корней, в образовании сложных слов. Работаем в тетрадях.
Задание: Образуй сложные слова с помощью корней. Соединительную гласную подчеркни.
Сено косить –
Лес рубить –
Кофе молоть –
Хлеб режет-
Новая луна-,
Сам катит-.
Взаимопроверка
В)- Как называли самый первый велосипед? (самокат, изобрёл его Ефим Артамонов)
- Назовите как можно больше слов, обозначающих средства передвижения, в названии которых есть два корня.
(Самолёт, вертолёт, велосипед, самокат, пароход, вездеход, паровоз, электропоезд, тепловоз, ледокол, теплоход, аэросани)
- С вами играет учитель нашей школы. Название её предмета - сложное слово из трёх корней.
/Сельхозтруд/
- Заметьте, в этом слове нет соединительных гласных.
Внимание, вопрос:
- Какие отрасли животноводства вы знаете? Слова должны быть сложными. (записывают самостоятельно)
Пчеловодство, скотоводство, птицеводство, коневодство, свиноводство, рыболовство, кролиководство, овцеводство.
Запишите под диктовку предложение, объясните правописание орфограммы.
На уроках профильного труда учащиеся нашей школы занимаются цветоводством.
Е
8.Итог.
- Какую тему мы закрепляли на уроке?
- Что вы запомнили про сложные слова?
9.Домашнее задание
Стр 44 упр 53
Трефилова Раиса Поликарповна
Коврига Татьяна Михайловна
Трефилова Раиса Поликарповна
Коврига Татьяна Михайловна