Конспект урока литературы на тему «С. Есенин "Сыплет черёмуха снегом..."» (3 класс)

10
6
Материал опубликован 4 June 2023 в группе

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское



















Конспект открытого урока литературного чтения

на тему: «С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом»









Подготовила:

Плотникова О.А.,

учитель начальных классов











2023 г.

Дата проведения: 14.04.2023 г.

Цель: познакомить со стихотворением С. Есенина.

Планируемые результаты:

Предметные:

давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору).

Метапредметные:

познавательные: ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;



коммуникативные: ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;



регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;



личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования умения понимать чувство автора к любви к природе, Родине.

Оборудование: портрет С.А. Есенина, словарь, строчки из строф стихотворения «Сыплет черёмуха снегом», текст речевой разминки, аудиозапись стихотворения С.А. Есенина "Сыплет черемуха снегом...", конверты, аудиозапись романса на стихотворение С. Есенина «Сыплет черёмуха снегом», лист бумаги, карандаши, фломастеры, оценочные кружки, украшения на доску.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С.А. Есенин

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

2. Речевая разминка

- Ребята, для чего мы проводим речевую разминку? (Для того, чтобы научиться правильно и чётко говорить.)

- Ребята, у вас на столах лежат карточки для речевой разминки. Прочитайте текст на карточке хором.

Журчали ручьи и урчали,

Жужжали шмели над ручьями.

(Г. Соколов)

- Определите жанр.

- Докажите, что это скороговорка. Это народная скороговорка? Почему? (Авторская, есть автор.)

- Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [ч]).

- Хором прочитайте скороговорку тихо (громко; ещё громче).

- А сейчас начнём читать медленно, постепенно увеличивая темп.

- Какое слово непонятно? (Урчали.)

- Где можно найти лексическое значение слова? (В словаре.)



3. Проверка домашнего задания

- На дом было задано выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Весна».

Проверка домашнего задания.

4. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране вам уже знакомо.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ………….

Всей России встают черты…

(Сергей Есенин.)

Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел весёлый клён.

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

- Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть? («Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др.)

- Что Вы знаете о поэте? (Родился Сергей Есенин в селе Константиновка Рязанской губернии. Село располагалось на берегу реки Оки. Место это было необычайно красивым. Внизу – заливные луга, заросшая камышом река. А обзор с холмов такой, что, кажется, небо можно достать рукой! Родители Сергея Есенина были простые рязанские крестьяне – потомственные хлеборобы. С двух лет Сергей был отдан на воспитание дедушке и бабушке. Как вспоминал сам поэт, он рос в атмосфере народной поэзии.)

- Сергей Александрович Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы.

5. Постановка учебной задачи

- Мы с вами неспроста вспомнили этого поэта. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О творчестве С.А. Есенина.)

- Верно, сегодня на уроке мы ещё раз окунемся в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии Есенина.

- Послушайте загадку. О каком растении я вам сейчас расскажу?

Словно снежный шар бела,

По весне она цвела,

Чудный запах источала.

А когда пора настала,

Мигом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха.)

- Как выяснили учёные, аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

- Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

- Давайте попробуем сформулировать тему урока. (С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом».)

- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться? (Знать содержание стихотворения «Черёмуха».

Уметь:

- выразительно читать стихотворение;

- отвечать на вопросы;

- рисовать словесные картины;

- работать самостоятельно и в группах.

- Для чего вам это нужно? (Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.)

6. Работа по теме урока

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

- Сейчас мы прослушаем чтение стихотворения С.А. Есенина "Сыплет черемуха снегом...", постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

(Звучит аудиозапись стихотворения)

- Стихотворение Есенина «Сыплет черёмуха снегом» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Поднимите руку кому понравилось это стихотворение? Чем? (Ответы детей.)

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Какие чувства возникли в вашем сердце? (Радостное, ликующее, весёлое, восторженное, т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.)

- Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания этого стихотворения? (Радость, изумление, восторг, ликование.)

- Какой вы представляете себе черёмуху? (Ответы детей.)

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение? (Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую.)

Самостоятельное чтение стихотворения

- Открываем учебники на странице 143.

- Читаем стихотворение «Сыплет черёмуха снегом» в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

-Ребята, в тексте нам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение.

Словарная работа

Никнут –

Дубравы –

(Никнут – пригибаются. Дубравы – рощи, лиственные леса с преобладанием дуба.)

7. Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

8. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихотворения вслух

- Читаем стихотворение «Сыплет черёмуха снегом» по цепочке.

- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С.

- Попробуем прочитать стихотворение «Сыплет черёмуха снегом», выделяя эти звуки.

- Воспользовался ли таким приёмом Есенин? (Ответы детей.)

- С кем поэт сравнивает черёмуху? Почему? (Поэт сравнивает черемуху с невестой, потому что она вся в белом наряде.)

- Какими запахами поэту удалось наполнить это стихотворение? (Запах смолистых сосен, молодой зелени, черемухой.)

- А какими звуками? (Шум дубравы, пение птиц.)

- Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

- Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природу.

-Давайте вспомним средства художественной выразительности. (Олицетворение, эпитет.)

- Что такое олицетворение? (Олицетворение – наделение предмета или явления признаками и свойствами живого существа.)

- А что такое эпитет? (Эпитет – образное художественное определение предмета или явления.)

- Найдите олицетворение в тесте. (Сыплет черёмуха, никнут травы.)

- Найдите эпитеты в тексте. (Шелковые травы.)

Задание по группам

- Предлагаю поработать в группах. У каждой группы своё задание. Откройте конверты.

1 группа: составить синквейн со словом «черёмуха».

2 группа: стать художниками и нарисовать на листе бумаги черёмуху.

3 группа: творческая мастерская «Собрать стихотворение».

- Ребята, стихотворение «Сыплет черёмуха снегом…» дано в сокращении. У вас на партах есть остальные строчки из строф стихотворения. Вы должны быстро сложить четверостишие и прочитать стих, используя рифму.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.



Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

4 группа: из букв слова «черёмуха» составить как можно больше слов.

Проверка по группам.

- Лирический, плавный мотив чувствуется в стихотворении песне на стихотворение «Сыплет черёмуха снегом».

- Все стихотворения Есенина согреты безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. Многие стихи положены на музыку.

- А знаете ли вы, что это стихотворение можно не только читать. Его можно петь! Послушайте.

- Я предлагаю вам послушать эту романс, положенный на слова Есенина.

( Слушают романс)

- Как вы думаете, почему стихи положены на музыку? (Ответы детей.)

9. Подведение итогов урока

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте подведем итоги.

- С творчеством какого русского поэта мы работали? (Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Сергея Александровича Есенина.)

- А с каким стихотворением Есенина мы сегодня познакомились? ("Сыплет черемуха снегом...")

- Какая картина возникла в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение? (Ответы детей.)

- С кем поэт сравнивает черемуху? Почему? (Поэт сравнивает черемуху с невестой. Потому что она вся в белом наряде.)

- Какими запахами поэту удалось наполнить это стихотворение? (Запах смолистых сосен, молодой зелени, черемухой.)

-Поднимите руки те, кому понравилось стихотворение.

10. Рефлексия

- Возьмите оценочные кружки. (Прилагаются)

- Поднимите подходящий кружок соответствия сегодняшней работы.

- исследователь – синий кружок;

- художник – зелёный кружок;

- слушатель – жёлтый кружок.

- Мне было очень приятно сегодня работать с вами.

11. Домашнее задание

- Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.

- Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна вы расскажете на следующем уроке. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)

















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, грамотный урок!

4 June 2023

Спасибо Вам большое!

4 June 2023

Спасибо за урок, Олеся Александровна!

4 June 2023

Спасибо? Людмила Павловна!

4 June 2023

Хорошая работа!

4 June 2023