Конспект урока «Слагаемые. Сумма» по математике (1 класс)
Класс:1 класс.
Предмет: Математика.
Тема урока: Слагаемые. Сумма.
Цель урока: Познакомить учащихся с новыми математическими терминами «слагаемые», «сумма».
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить понятие «числовой ряд»;
закрепить последовательность чисел ряда, «предыдущее», «последующее число»;
познакомить с новыми математическими терминами: «слагаемые», «сумма»;
закрепление новых понятий;
формировать умение читать математическую запись, числовые равенства;
формировать умение определять «слагаемое», находить «суммы»;
формировать умение записывать суммы;
формирование вычислительных навыков.
Развивающие:
развитие математической речи;
формирование умений самопроверки, взаимопроверки;
формирование умений работать в паре;
формирование умений самоанализа.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности мышления;
воспитание интереса к математике.
Ожидаемые результаты: на уроке первоклассники должны закрепить уже имеющиеся знания, получить новые и хорошо усвоить их.
Оборудование: учебник по математике 1 класс, 1 часть М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова; рабочие тетради учащихся.
Ход урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами будет очень интересный урок математики. Мы с вами повторим то, что вы уже знаете, и на основе ваших знаний получим новые. Все готовы?
Актуализация опорных знаний.
– Для начала, давайте немного поработаем с числовым рядом. Приготовьте карточки с цифрами. Покажите соседей числа 3 (2,4), 5 (4,6). Какое число на 2 единицы больше, чем 4(6), 6(8)? А какое число на 1 единицу меньше, чем 5(4), 7 (6)?
– У меня есть три вот такие елочки (на доску вывешиваются елочки). Посмотрите, на елочках висят шары, на которых написаны числа. Но шаров не хватает. Итак, сейчас мы будем украшать наши елочки и вспоминать состав чисел 5, 6, 7. Например: 5 это 4 и (1), 2 и (3) и т.д. (три ученика делают задание на доске, остальные помогают им устно).
Основной этап.
Устная работа.
(Работа на доске.)
5+1=6
– Прочтите запись на доске (5 плюс 1 равно 6; или к 5 прибавить 1 получится 6).
– А теперь вы узнаете, как правильно называются числа при сложение. Откройте свои учебники на 86 странице. Кто может прочесть, какая тема нашего сегодняшнего урока? (1 ученик читает.)
– Ребята, какое действие обозначает знак минус? А знак плюс? Итак, сегодня мы с вами узнаем, как называются числа при сложении, научимся составлять и правильно читать суммы.
– Посмотрите на картинку на странице 86. Сколько кубиков и какого цвета держит девочка (три красных)? А сколько кубиков и какого цвета держит мальчик (два синих)? Нам с вами нужно узнать, сколько всего кубиков у девочки и мальчика вместе. Возьмите три красных квадратика из своих наборов и положите с левой стороны, и еще два синих квадратика возьмите и положите с правой стороны. (На доске вывешиваются три красных квадратика и два синих.) Посмотрите на доску. Что мы должны сделать, чтобы узнать, сколько всего кубиков у детей? (Мы должны сложить три красных кубика и два синих.) Кто может записать этот пример на доске?
3+2=5 (записывается под квадратиками на доске). Внимательно послушайте и запоминайте: 3 – это первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – результат сложения, или сумма. 3+2 – это тоже сумма. Сумма – это результат действия сложения, которое мы записываем после знака равно и запись 2+3 тоже называется суммой.
– Давайте прочитаем правило в учебнике. Сумма чисел 3 и 2 равна 5. 3 – это…? 2 – это…? 5 – это…? 3+2 – это…?
Физкультминутка.
– А теперь немного разомнемся, прежде чем начнем работать в тетрадях. Встаньте из-за своих парт, задвиньте стулья.
Поднимает руки класс –
Это «раз»,
Выше голова –
Это «два»,
«Три» в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На «четыре» – руки шире,
На «пять» себя обнять,
А на «шесть» – тихонько сесть.
Письменная работа. Решение примеров.
– Откройте свои тетради. Светлана Ивановна поставила вам точки на строчках, на которых мы с вами сейчас будем работать. Посмотрите на 1 номер на странице 86. Давайте его прочтем (читает 1 ученик). Решим этот пример на доске (на доске нарисовать зарисовки к примерам и примеры под ними). Сколько синих кружков вы видите (4)? А сколько желтых(2)? Как мы узнаем, сколько всего кружков? (Чтобы узнать, сколько всего кружков, нужно сложить синие кружки (4) и желтые кружки (2)). Что такое 4 (первое слагаемое)? Что такое 2 (второе слагаемое)? Что такое 4+2 (сумма)? Чему равна сумма (8)? Такая же работа со вторым примером. (Третий пример учащиеся выполняют самостоятельно – одного ученика вызвать к доске и проверить правильность выполнения.)
– А теперь давайте прочтем эти примеры разными способами.
– Сейчас вы должны записать и решить два столбика с примерами на нахождение суммы. Мне нужны помощники для записи примеров на доске. (Ученики по очереди выходят к доске, решают примеры, проговаривают решение всем классом и записывают все вместе в тетрадях.)
2+5=… 3+3=…
4+1=… 5+3=…
3+4=…
4+2=…
– А теперь сделайте самостоятельно еще два столбика примеров, распределив его между первым и вторым столбиками:
3+1=… 5+5=…
1+2=… 6+0=…
Физкультминутка:
– А сейчас мы с вами перейдем к еще более сложному заданию. Но, для начала, давайте немного отдохнем, представим себя зайчиками и попрыгаем:
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)
Начал заинька скакать. (Руки на пояс)
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз. (Прыжки на месте)
Письменная работа. Решение задач.
– А теперь, давайте, решим задачу номер 3 на странице 87. Прочитаем задачу. Сколько книг было у Васи (6)? Сколько книг ему подарили (2)? Что нам нужно узнать (Нам нужно узнать, сколько книг стало у Васи)? Каким действием мы будем отвечать на вопрос задачи (действием сложения)? (На доске нарисованы 6 книг, которые были у Васи и еще 2 книги, которые ему подарили.) Какое число состоит из 6 и 2 (8)? Кто может записать решение задачи на доске? Повторите ответ задачи. Подчеркните ответ.
Давайте повторим, как называются числа при сложение: 6 – это…? 2 – это…? 8 – это…? 6+2 – это…?
– А теперь решим еще одну задачу: У Кати было 4 шарика. Ей подарили еще 3 шарика. Сколько шариков стало у Кати? (Работа аналогична работе с первой задачей.)
Рефлексия:
– Ребята, вам понравился наш урок? Чем? Что было интересно для вас? В какие моменты урока вы испытывали затруднения? А что у вас получилось хорошо? Оцените смайликом удалось ли вам добиться основной цели и задачи нашего урока.
Итог урока:
– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что такое первое слагаемое? Что такое второе слагаемое? Что мы называем суммой?