Конспект урока (слухоречевого индивидуального занятия) «Пословицы»
Пояснительная записка к презентации
ГБОУ школа № 10
Конспект урока.
Тема:
Цель – научить детей понимать смысл пословиц и уметь работать с текстом.
Задачи:
коррекция произношения;
развитие зрительного восприятия (чтение с губ) для обучающихся с нарушениями слуха;
правильно писать словарные слова - орфографический диктант (для обучающихся, имеющих нарушения речи);
умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;
развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;
дальнейшее знакомство с пословицами;
расширение словарного запаса;
развитие внимания, памяти.
Оборудование: раздаточный материал, записи на доске, компьютер, программное обеспечение Power Point.
Санкт – Петербург
2016 г.
Конспект урока.
Этапы урока:
Организация начала урока (2 минуты):
Приветствие и вопросы к уроку. (На доске число и тема урока «Пословицы». Чтение с губ вопросов к уроку.
- Здравствуй!
- Какое сегодня число?
- Который по счёту урок?
Орфографический диктант.
Основная часть (10-15 минут):
Речевая разминка. Звуки К, Г. Дифференциация К – Г. (Использование профилей на экране компьютера) Слайд №2.
- Посмотрим на экран компьютера. Что здесь?
- Профили звуков К и Г.
- Чем звук К отличается от звука Г?
- Отсутствием голоса.
- Вставь пропущенные буквы К и Г. (Работа у доски)
У...ол, ва...он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.
Чтение чистоговорки (на доске написана чистоговорка)
Купили Егорке салазки для горки.
Всю зиму, Егорка, катайся на горке.
Объявление темы урока.
- Сегодняшняя тема урока «Пословицы»
Работа с пословицами (повторение пройденного).
- Что такое пословица? (сначала узнаём мнение учащейся, потом сравниваем ответ ребёнка с данными презентации)
Чтение информационного текста на экране компьютера. Слайды №3, 4
Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное.
Сделал дело – гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.
В них отражаются чувства, свойства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие.
- Чем отличается пословица от поговорки?
Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль
Следует обратить внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
«Сборка» пословиц.
- Сейчас будем собирать пословицы (слайд № 5 + Раздаточный материал №1-разрезной материал, потом для проверки показываем слайд № 6).) У нас есть начало и конец пословиц, но они перепутались. Помоги мне их собрать. Потом проверим!
Волков бояться – в лес не ходить (о трусости).
Как сорока хвостом, так и болтун языком (о болтливости).
Не будь тороплив, но будь настойчив (о воле).
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (о дружбе).
В одной руке двух арбузов не удержишь (о жадности).
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (о жадности).
Чем меньше врётся, тем спокойней живётся (о лжи).
Век живи – век учись (об учебе).
Работа с текстами. (У ученика (-цы) карточка с рассказами, в которых проставлены ударения). Раздаточный материал №2.
- Чтение первого текста.
Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.
- Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: охапка, орешник, опушка, сушняк) – на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд № 7. (включена анимация постепенного показа толкования слов)
Сушняк — сухие деревья, хворост.
Орешник — ореховый кустарник.
Охапка — количество чего-нибудь, умещающееся в обхвате рук.
Опушка – край леса.
– Беседа по содержанию текста.
- Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд №8)
- Чтение второго текста.
Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.
Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.
- Вопрос. Почему Саша так оделся?
- Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: вовремя, наизнанку, ботинки в разные стороны смотрят) - на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд №9-включена анимация постепенного показа толкования слов)
Вовремя — своевременно, в назначенное время.
Наизнанку — изнанкой наружу, на левую сторону.
Ботинки в разные стороны смотрят.
– Беседа по содержанию текста.
– Какая из пословиц подходит к данному тексту? (Слайд №10)
- Чтение третьего текста.
Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.
Завтра у меня много работы в саду, - сказал дедушка, - надо собрать груши и накопать картошки…
Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко, - пообещал Миша.
Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.
Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.
- Словарная работа (выясняется смысл слова: лукошко, полное лукошко, сочные, душистые груши) на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд №11 -(включена анимация постепенного показа толкования слов)
Лукошко — небольшая корзинка из прутьев, коробок.
Полное лукошко — целое лукошко.
Сочные груши — груши, обильные соком.
Душистые — с приятным сильным запахом.
– Беседа по содержанию текста.
– Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд №12)
Озаглавливание рассказов. Раздаточный материал №2.
– У рассказов нет названий. Надо озаглавить. (В качестве названия можно взять пословицы, которые подходят к тексту).
Организация конца урока (5 минут).
Обобщение пройденного на этом уроке и повторение ранее пройденного материала. (компьютерный мини-тест). Слайды №14-15.
- Какую тему мы сегодня прошли?
- Чем пословица отличается от поговорки? (Слайд14, надо определить, какое толкование относится к пословице, а какое к поговорке)
- Перед тобой «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки. Собери их и прочти. (Повторение ранее пройденного материала) Слайд №15
В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.
Потехе, делу, час, время.
Беде, в, познаются, друзья.
Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.
Во, приходит, время, аппетит, еды.
Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.
- Дарёному коню в зубы не смотрят.
- Что означает данная пословица? Приведи пример. (Аналогичная работа с остальными пословицами).
Окончание конца урока. Рефлексия.
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Какие цели были достигнуты на уроке? Выбери из представленных или предложи свой вариант (слайд № 16).
- Оцени свою работу на уроке. Как ты работал(а)? Подбери к своему ответу подходящий смайлик (слайд №17).
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1454349172.pptx (Презентация к уроку)
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1454349718.doc (Приложение 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1454349775.doc (Приложение 2)