12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акбашева Ольга Владимировна41
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
0

Конспект урока (слухоречевого индивидуального занятия) "Пословицы"



ГБОУ школа № 10

Конспект урока.

Тема:

Цель – научить детей понимать смысл пословиц и уметь работать с текстом.

Задачи:

коррекция произношения;

развитие зрительного восприятия (чтение с губ) для обучающихся с нарушениями слуха;

правильно писать словарные слова - орфографический диктант (для обучающихся, имеющих нарушения речи);

умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;

развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;

дальнейшее знакомство с пословицами;

расширение словарного запаса;

развитие внимания, памяти.

Оборудование: раздаточный материал, записи на доске, компьютер, программное обеспечение Power Point.

Санкт – Петербург

2016 г.

Конспект урока.

Этапы урока:

Организация начала урока (2 минуты):

Приветствие и вопросы к уроку. (На доске число и тема урока «Пословицы». Чтение с губ вопросов к уроку.

- Здравствуй!

- Какое сегодня число?

- Который по счёту урок?

Орфографический диктант.

Основная часть (10-15 минут):

Речевая разминка. Звуки К, Г. Дифференциация К – Г. (Использование профилей на экране компьютера) Слайд №2.

- Посмотрим на экран компьютера. Что здесь?

- Профили звуков К и Г.

- Чем звук К отличается от звука Г?

- Отсутствием голоса.

- Вставь пропущенные буквы К и Г. (Работа у доски)

У...ол, ва...он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.

Чтение чистоговорки (на доске написана чистоговорка)

Купили Егорке салазки для горки.

Всю зиму, Егорка, катайся на горке.

Объявление темы урока.

- Сегодняшняя тема урока «Пословицы»

Работа с пословицами (повторение пройденного).

- Что такое пословица? (сначала узнаём мнение учащейся, потом сравниваем ответ ребёнка с данными презентации)

Чтение информационного текста на экране компьютера. Слайды №3, 4

Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное.

Сделал дело – гуляй смело.

Ум хорошо, а два лучше.

В них отражаются чувства, свойства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие.

- Чем отличается пословица от поговорки?

Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль

Следует обратить внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».

Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.

В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».

«Сборка» пословиц.

- Сейчас будем собирать пословицы (слайд № 5 + Раздаточный материал №1-разрезной материал, потом для проверки показываем слайд № 6).) У нас есть начало и конец пословиц, но они перепутались. Помоги мне их собрать. Потом проверим!

Волков бояться – в лес не ходить (о трусости).

Как сорока хвостом, так и болтун языком (о болтливости).

Не будь тороплив, но будь настойчив (о воле).

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (о дружбе).

В одной руке двух арбузов не удержишь (о жадности).

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (о жадности).

Чем меньше врётся, тем спокойней живётся (о лжи).

Век живи – век учись (об учебе).

Работа с текстами. (У ученика (-цы) карточка с рассказами, в которых проставлены ударения). Раздаточный материал №2.

- Чтение первого текста.

Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

- Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: охапка, орешник, опушка, сушняк) – на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд № 7. (включена анимация постепенного показа толкования слов)

Сушняк — сухие деревья, хворост.

Орешник — ореховый кустарник.

Охапка — количество чего-нибудь, умещающееся в обхвате рук.

Опушка – край леса.

– Беседа по содержанию текста.

- Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд №8)

- Чтение второго текста.

Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.

Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.

- Вопрос. Почему Саша так оделся?

- Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: вовремя, наизнанку, ботинки в разные стороны смотрят) - на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд №9-включена анимация постепенного показа толкования слов)

Вовремя — своевременно, в назначенное время.

Наизнанку — изнанкой наружу, на левую сторону.

Ботинки в разные стороны смотрят.

– Беседа по содержанию текста.

– Какая из пословиц подходит к данному тексту? (Слайд №10)

- Чтение третьего текста.

Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.

Завтра у меня много работы в саду, - сказал дедушка, - надо собрать груши и накопать картошки…

Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко, - пообещал Миша.

Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.

Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.

- Словарная работа (выясняется смысл слова: лукошко, полное лукошко, сочные, душистые груши) на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд №11 -(включена анимация постепенного показа толкования слов)

Лукошко — небольшая корзинка из прутьев, коробок.

Полное лукошко — целое лукошко.

Сочные груши — груши, обильные соком.

Душистые — с приятным сильным запахом.

– Беседа по содержанию текста.

– Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд №12)

Озаглавливание рассказов. Раздаточный материал №2.

– У рассказов нет названий. Надо озаглавить. (В качестве названия можно взять пословицы, которые подходят к тексту).

Организация конца урока (5 минут).

Обобщение пройденного на этом уроке и повторение ранее пройденного материала. (компьютерный мини-тест). Слайды №14-15.

- Какую тему мы сегодня прошли?

- Чем пословица отличается от поговорки? (Слайд14, надо определить, какое толкование относится к пословице, а какое к поговорке)

- Перед тобой «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки. Собери их и прочти. (Повторение ранее пройденного материала) Слайд №15

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

Во, приходит, время, аппетит, еды.

Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

- Дарёному коню в зубы не смотрят.

- Что означает данная пословица? Приведи пример. (Аналогичная работа с остальными пословицами).

Окончание конца урока. Рефлексия.

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие цели были достигнуты на уроке? Выбери из представленных или предложи свой вариант (слайд № 16).

- Оцени свою работу на уроке. Как ты работал(а)? Подбери к своему ответу подходящий смайлик (слайд №17).


Здесь будет файл: /data/edu/files/v1454349172.pptx (Презентация к уроку)


Здесь будет файл: /data/edu/files/r1454349718.doc (Приложение 1)


Здесь будет файл: /data/edu/files/d1454349775.doc (Приложение 2)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.