Конспект урока "Уравнения"
Конспект урока по математике по теме Уравнения» в 5 классе.
Цель урока: актуализировать и закрепить знания обучающихся об уравнениях, полученные в начальной школе; развивать вычислительные навыки, мышление.
Задачи урока:
- актуализировать знания учащихся, связанные с понятием «уравнение»;
- актуализировать знания учащихся, связанные с понятием «корень уравнения»;
- показать практическую значимость математики для познания окружающего мира, для решения уравнений из повседневной жизни;
- повторить методы решения уравнений;
- совершенствование навыка составления уравнений при решении задач;
- развивать навыки поиска, обработки и представления информации;
- развивать аналитические умения, смекалку, мышление, грамотную математическую речь;
- развивать коммуникативные умения;
- прививать аккуратность, чувство ответственности.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: определение цели и задачи урока, осознание практической важности изучаемой темы.
Познавательные: использование научных методов познания, умение делать выводы.
Регулятивные: умение определять и сохранять цель, контролирование и оценивание свой работы и полученного результата.
Коммуникативные: восприятие мнения других людей, умение выражать свою точку зрения.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные:
- Проявляют интерес к теме урока.
- Активно участвуют в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитию необходимых умений.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.
познавательные: учатся навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.
коммуникативные: учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; слушать других, критично относиться к своему мнению.
Предметные результаты
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами.
- Находить неизвестный компонент равенства.
- Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между компонентами).
Тип урока: комбинированный.
Педагогические методы: логические, частично-поисковые, контроль и самоконтроль.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, игровая, работа с учебником, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа.
Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированный подход в обучении, здоровье - сберегающая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Место урока в системе уроков: первый урок в системе уроков по теме «Уравнение».
Преподавание ведется по учебнику «Математика 5». Н. Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2024г.
План урока:
1. Организационный момент — 2 мин
2. Актуализация знаний — 7 мин
3. Целеполагание — 2 мин
4. Открытие нового знания — 5–8 мин
5. Практика у доски + самостоятельная работа — 5–8 мин
6. Командная игра — 5 мин
7. Рефлексия/итог — 3 мин
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся. (Игра – сыщик. На доске написаны буквенные выражения (повторение прошлой темы), решив которые составляется ключ.)
- Сегодня, мы постараемся с вами представить себя в роли сыщика.
- Какие главные качества сыщика? (скрытность, ум, умение решать сложные задачи).
- Все верно, сегодня вы – станете сыщиками. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке (Буквенные выражения).
- Действительно, их вы и видите на доске, и для разминки, чтобы проверить, все ли готовы проявить лучшие качества сыщика, мы решим эти здания самостоятельно.
- А на презентации вы видите код, он поможет вам подобрать ключ и расшифровать пароль! По готовности, жду от вас поднятую руку.
3. Самостоятельная работа. Повторение и закрепление тем прошлых уроков. понятий.
- x+28 при x=31
- 74- y при y=18
- 138+a при a=44
- 305-b при b=17
- 253+c при c=19
- 4+x при x=14
- 91-y при y=17
4. Целеполагание.
- Действительно, тема сегодняшнего урока – «уравнения». С этой темой вы уже знакомы, но сегодня мы рассмотрим ее более детально, повторив основные определения и понятия.
- Давайте постараемся определиться с целями на сегодняшний урок (узнать, что такое уравнение. Научиться решать уравнения).
- Наш друг сыщик определил цели на сегодняшний урок так.
4. Ознакомление с новым материалом. Открытие новых умений и знаний.
- так что же такое уравнение? (равенство с буквой)
- Хорошо, но так как сегодня мы с вами в роли сыщиков, давайте потренируемся, и постараемся отгадать первую подсказку. Мы видим на экране уравнение, оно достаточно простое, попробуйте его решить и дать ответ (ответ 69).
- Правильно – это и есть первая подсказка, которая прямо ведет в учебник.
- Давайте откроем учебник на странице 69 и прочитаем определение уравнения. (уравнение – это …)
- Давайте посмотрим на рисунок 2.18. На нем мы видим весы, попробуем составить задачу, опираясь на условия.
- что значит решить уравнение? (решить уравнение - …)
- отлично, а кто-то помнит правила решения уравнений? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое).
- Мы все их прекрасно помним, давайте на каждое правило приведем свои примеры:
1) x+15=25
X=25-15
X=10
2)y-12=22
Y=22-12
Y=10
3)15-x=5
X=15-5
X=10
- Все эти определения очень важны, но вы, как хорошие сыщики, сегодня получаете уже вторую подсказку-помощника! На этих карточках есть все определения, и вы можете их прикрепить к своей классной работе.
- Но где же мы применяем уравнения в реальной жизни (при решении задач, в строительстве).
- Давайте посмотрим на доску и обсудим.
5. Закрепление нового материала.
- Постараемся применить все то, что уже обсудили. Предлагаю рассмотреть задачу: «решение задачи».
- Похожие задачи вы можете увидеть в своих карточках, нужно разобраться в них, составить уравнение и решить. Первые три задачи будем решать у доски и проверять.
Самостоятельная работа, работа у доски, работа с дополнительным материалом.
Проверка самостоятельной работы - решения проецируются на экран.
6. Физкультминутка.
«Иммерсивное видео».
7. Повторение изученного материала.
-Сейчас вам предстоит выполнить главное дело сегодняшнего урока. Мы делимся на три команды. У каждой команды есть свои задания. Вам необходимо решить уравнения – каждый решает по очереди. Полученный корень уравнения – есть буква от загаданного слова. По окончании, капитан команды выпишет полученное слово, а мы проверим правильность решенного уравнения. (на доске выписаны слова для рефлексии)
8. Рефлексия. Подведем итоги, у каждого на парте есть «Лупа», на най вы можете написать маркером свои эмоции, чувства, а также уровень освоения темы, и приклеить их на доску.
- Давайте посмотрим, выполнили мы цели сегодняшнего урока.
9. Домашнее задание: учебник страница 69-70 выучить определения, номер 2.227 – письменно; творческое задание - придумать и оформить в тетради задачу из реальной жизни, которую можно решить с помощью уравнения, задание по выбору изучить учебник страница 74 – «Крал Гаусс», страница 76 – «китайская нумерация».
10. Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся.
На последующих уроках мы продолжим учиться решать уравнения. Я считаю, что вы сегодня здорово потрудились, и доказали – вы настоящие сыщики. Спасибо за урок!