12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Городошникова Елена Алексеевна24
Россия, Оренбургская обл., Бузулук

Урок биологии в 7 классе на тему «Водоросли и их значение»

Ф. И. О. педагога: Городошникова Елена Алексеевна

Предмет: Биология

Класс: 7

Тема: Водоросли

Тип урока: урок-исследование

Цель: познакомить обучающихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и раскрыть роль водорослей в природе и жизни человека.

Предметные результаты:

формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;

формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Выяснить особенности строения водорослей;

Формировать умение вести научный диалог;

Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом.

Методы обучения: беседа, объяснение, дискуссия, работа с раздаточным материалом, составление схемы, проведение эксперимента, мультимедийная лекция, использование кейса.

Оборудование: карточки с заданиями, учебник, технологическая карта урока, водоросли, микроскопы, лабораторное оборудование.


Методическая структура урока

Дидактическая

структура урока

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Формируемые УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный момент

Беседа

фронтальная

Организационные





Актуализация знаний

Беседа, объяснение, дискуссия, работа с раздаточным материалом, составление схемы 

 Фронтальная, групповая, в паре

 Логические

 Карточки, рисунки, кейсы

Обобщение ранее изученной информации, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположение и их обоснование

Сотрудничество с учителем, осуществление совместной познавательной деятельности

Сопоставление известного с тем, что еще не известно, умение преобразовать информацию

Сообщение нового материала

Беседа, объяснение, дискуссия, работа с раздаточным материалом, проведение эксперимента, мультимедийная лекция  

 Фронтальная, групповая, в паре

Логические, технические 

Карточки, рисунки, микроскоп, водоросли, лабораторное оборудование, учебник, презентация 

Определение понятий: низшие растения (слоевище или таллом). Сравнивают результаты своей работы. Применяют полученные знания о водорослях при выполнении лабораторной работы

 

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем


Умение преобразовать информацию. Выполнять задания с выделением существенных характеристик объекта.

Закрепление изученного материала

 Дискуссия, работа с раздаточным материалом, кейс

Фронтальная, в паре 

 Логические, технические 

 Карточки, презентация

Применяют полученные знания 

Осуществление совместной познавательной деятельности

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям


Подведение итогов

 Дискуссия

 Фронтальная, групповая, в паре

Логические, технические  

 

Определяют степень овладения новыми знаниями 

Задают вопросы, которые вызвали затруднение

Дают общую оценку работы на уроке

Домашнее задание

 

Фронтальная, индивидуальная 

 Технические

 презентация

 





КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВОДОРОСЛИ»

Нас ждет необычный урок, урок-исследование, мы попробуем установить гипотезу, составить план исследования, сделать выводы.

Французский писатель Анатоль Франс в конце 19 века сказал:

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Сегодня на уроке я жду от вас слаженной работы, чтобы наш урок получился очень вкусным и все знания отлично усвоились!

Для начала вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. Работа со слайдами презентации, фронтальная проверка.

У вас на партах лежат карточки. Что на них написано? (Единицы классификации)

Работая в паре, расположите эти таксономические единицы от наименьшей к самой крупной. Кто выполнит быстрее всех, тот ответит у доски.

Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид


Все согласны со схемой?

А теперь посмотрите на слайд. На сколько групп вы можете разделить эти растения? (на 5 отделов: Покрытосеменные, Голосеменные, Папоротники, Мхи, Водоросли)

Сегодня мы начнем изучать представителей отдела, который имеет наиболее простое строение. Что это за отдел? Почему вы так решили? Как называются растения, тело которых не разделено на органы?

Формулируют тему «Водоросли и их значение». Ученики записывают дату и тему урока.

Посмотрите на фотографию небольшого пруда, какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой?

Как мы его называем в жизни?

Задумывались ли вы, а с чем связано это явление?

Чем это можно объяснить? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и с чем она была связана? (фотосинтез)

Значит если водоросли осуществляют фотосинтез, значит они являются создателями орг. вещества и поставщиками кислорода?

Предлагаю следующую гипотезу: Водоросли являются важным компонентом живой природы.

Давайте докажем это.

Что мы должны поэтапно сделать, чтобы достичь указанной цели?

Изучить среду обитания и строение

Особенности жизнедеятельности

Значение

А где водоросли обитают? (в воде)

Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но где они еще могут обитать? На слайде схема «Среда обитания водорослей»

Приступим к изучению строения водорослей, для этого поработаем в группах. Проведем исследование с помощью микроскопа. У всех трех групп разные задания. Выполните задания, следуя предложенной инструкции.

Инструкция 1 группе

Приготовьте микроскоп к работе.

Капните на предметное стекло каплю воды, взятой из аквариума и накройте ее покровным стеклом.

Поместите получившийся микропрепарат под микроскоп и рассмотрите его.

Отметьте увиденное.

Приготовьте микропрепарат растения, которое находится в стеклянном стакане.

Также рассмотрите его под микроскопом.

Ответьте на следующие вопросы, заполнив таблицу.

Признаки сравнения

Хламидомонада

Растение из стеклянного стакана (кладофора)

Одноклеточный или многоклеточный организм



Заметны части клетки?



Есть жгутики или нет?



Организм разделен на органы?



В чем сходство рассматриваемых организмов?




Инструкция 2 группе

Приготовьте микроскоп к работе.

Капните на предметное стекло каплю воды, взятой из аквариума и накройте ее покровным стеклом.

Поместите получившийся микропрепарат под микроскоп и рассмотрите его.

Отметьте увиденное.

Приготовьте микропрепарат растения, которое находится в стеклянном стакане.

Также рассмотрите его под микроскопом.

Ответьте на следующие вопросы, заполнив таблицу.

Признаки сравнения

Хламидомонада

Растение из стеклянного стакана (кладофора)

Одноклеточный или многоклеточный организм



Заметны части клетки?



Есть жгутики или нет?



Организм разделен на органы?



В чем отличие исследуемых растений?




Инструкция 3 группе

Приготовьте микроскоп к работе.

Капните на предметное стекло каплю воды, взятой из аквариума и накройте ее покровным стеклом.

Поместите получившийся микропрепарат под микроскоп и рассмотрите его.

Отметьте увиденное.

Приготовьте микропрепарат растения, которое находится в стеклянном стакане.

Также рассмотрите его под микроскопом.

Ответьте на следующие вопросы, заполнив таблицу.

Признаки сравнения

Хламидомонада

Растение из стеклянного стакана (кладофора)

Одноклеточный или многоклеточный организм



Заметны части клетки?



Есть жгутики или нет?



Организм разделен на органы?



К высшим или низшим растениям относят данные организмы? И почему?


Давайте сделаем вывод из нашего исследования.

Делают вывод:

Водоросли низшие растения, они могут быть одноклеточными и многоклеточными.

У некоторых представителей могут присутствовать жгутики.

У высших растений хлорофилл находится где? В хлоропластах. А у водорослей этот пигмент содержится в тельцах, которые называются иначе. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно узнать как хламидомонада устроена изнутри? Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 136. Вот так хламидомонада выглядит при большом увеличении, подпишите все ее части на рисунке.

Где находится хлорофилл? Правильно, в хроматофорах. Записываем определение.

Один ученик выходит к доске и поясняет названия частей хламидомонады. Затем сверяем ответы со слайдом.

А какое тогда строение имеют многоклеточные водоросли?

Используя рисунок учебника, подпишите названия частей внешнего строения многоклеточных водорослей.

Сделаем вывод:

Тело водоросли называется слоевище или таллом, в состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. Записываем в тетрадь.

Какой следующий этап нашего плана? Изучение процессов жизнедеятельности. Рассказ учителя о питании и дыхании водорослей. А теперь поговорим о размножении. Какие 2 способа размножения присущи растениям? Половое и бесполое. Чтобы узнать как происходит половое размножение хламидомонады посмотрим видео. Заполнение схемы.

Рассказ учителя о бесполом размножении.

А теперь посмотрите на то, что лежит у меня на столе. Учитель показывает детям: йод, зефир, клей, бумагу, маску, крем, консервную банку и удобрение. Что объединяет все эти предметы и материалы?

То есть мы переходим к следующему этапу. Знакомимся со значением водорослей. Роль в природе. Роль для человека. Заполнение схемы. Можно воспользоваться текстом учебника. А только ли положительную роль играют водоросли? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю использовать кейс-метод.

Просмотр видео (1 мин.). Затем ученики знакомятся с кейсом у себя на партах.

Кейс «Байкал серьезно болен»

 В озере Байкал появился новый обитатель. Нитчатая водоросль спирогира. Она живет на камнях, но во время штормов всплывает на поверхность и там начинает гнить, источая отвратительный запах. Из-за того, что спирогиру можно встретить на глубине до 40 метров, гибнут уникальные организмы, которые кроме Байкала не обитают нигде, в том числе и байкальская губка. В некоторых районах уже можно наблюдать целые кладбища моллюсков. По мнению ученых, стремительное распространение этой водоросли угрожает и качеству воды, которая до сих пор считается самой чистой в мире.

Вопросы:

К чему может привести распространение спирогиры в озере Байкал?

Можно ли назвать эту водоросль вредной? Аргументируйте свой ответ.

Предложите последовательность действий, направленных на сохранение уникальности озера.

Предлагаю тему сообщения на дом. Вред, наносимый водорослями.

Чтобы сделать выводы по нашему сегодняшнему исследованию, я предлагаю выполнить следующее задание. Возьмите карточки и вставьте в текст пропущенные слова.

Термины: фотосинтез, одноклеточные, гамета, вода, слоевище, низшие, половое, кислород, таллом, углекислый газ.

Водоросли – растения, живущие главным образом в ____________. У них отсутствуют органы, а тело называется - ___________или_________, поэтому водоросли относятся к __________ растениям. Различают ____________ и многоклеточные водоросли. В основе питания лежит процесс___________. Характерно 2 способа размножения: бесполое и ________, которое происходит при участии___________.

Сверьте свои ответы со слайдом.

Вернемся к нашей гипотезе. Мы доказали ее? Да, водоросли являются важным компонентом живой природы.

« Выберите правильные суждения»

1. Водоросли - обитатели бывают только одноклеточные организмы.

2. Водоросли живут только в пресных водоемах.

З. Хламидомонада - одноклеточная водоросль.

4.Одноклеточные водоросли дышат углекислым газом.

5. Хламидомонада хорошо различима только под микроскопом.

6. Хламидомонада передвигается в воде с помощью двух жгутиков.

7. Хламидомонада не имеет вакуолей.

8. Хлорофилл у хламидомонады находится в хроматофоре.

9. Размножаются одноклеточные водоросли только делением клеток.

(ответы: 3, 5, 6, 8). Критерии: 0 ошибок «5», 1-2 ошибки «4», 3-4 ошибки «3», 5 и более «2».

Далее индивидуальное задание на проверку полученных знаний.

А теперь оценим себя.

Оценку «отлично» получили: ??????????

Оценку «хорошо» получили: ??????????

Остальным нужно еще немного приложить усилий на следующих уроках и все получится.

Рефлексия. Наш урок мы начали с эпиграфа. Давайте посмотрим насколько вкусным оказался наш урок. На слайде незаконченные предложения. Выберите любую фразу и продолжите ее.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

мне захотелось

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

Домашнее задание.

Обязательное: Изучить параграф 37

Дополнительное: подготовить сообщения: «Интересные факты и многообразие водорослей», «Практическое значение водорослей»

Творческое: взять интервью у водоросли (придумать интересные вопросы и сформулировать ответы на них от имени водоросли), оформить на отдельном листе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.