Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Интеллектуальная игра «Берегите русский язык» (зачётное занятие курса внеурочной деятельности «Язык есть исповедь народа»)
Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Интеллектуальная игра «Берегите русский язык»
(зачётное занятие курса внеурочной деятельности
«Язык есть исповедь народа»)
учителя первой квалификационной категории
Сапсай Анны Андреевны
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках курса внеурочной деятельность «Язык есть исповедь народа», предвещая неделю русского языка и литературы. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным курса.
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Основными задачами игры являются:
1) создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции;
2) реализация творческой инициативы учащихся, направленной на формирование активной гражданской позиции и национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации;
3) развитие риторических умений; неподготовленной (спонтанной) речи, ораторского искусства;
4) развитие коллективного творчества учащихся.
Оборудование:
Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- готовность к самостоятельной творческой деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение ориентироваться в различных источниках информации;
- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
Условия проведения игры:
Формируются две команды по 6 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.
Игру ведут 2 ведущих. За 1 минуту надо дать правильный ответ.
Ход игры
Ведущий 1.
В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен. Он формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. Совсем недавно мы отмечали Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры.
Ведущий 2.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
Ведущий 1.
Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем интеллектуальную игру «Берегите русский язык». Команды будут бороться за звание победителя, им предстоит пройти через увлекательные задания. А определять, кто с заданием справился быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли:
Председатель жюри - учитель русского языка и литературы;
Ученица 9 класса - отличница, лауреат различных конкурсов по русскому языку;
Ученица 9 класса - отличница, член Совета старшеклассников школы.
Ведущий 2:
Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и интеллектуальная игра не исключение.
Здесь правила таковы:
После того, как на слайде появится вопрос, у команды есть 1 минута на размышление, капитан команды, которая знает ответ поднимает карточку и команде предоставляется слово.
Ведущий 1:
Если ответ правильный, команда получает заслуженные баллы, если нет, – вопрос передается другой команде. В конце игры жюри объявит самую эрудированного команду.
Ведущий 2:
Участникам - занять свои места!
Ведущий 1:
– Итак, мы желаем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
Ведущий 2: Первое испытание - представление команд. Здесь учащиеся должны представить свою команду, назвав девиз и показав эмблему. Представление ведется капитаном команды. Максимальное количество баллов 5. Команды готовы! Кто же начнет? Определит жеребьевка! Прошу подойти ко мне капитанов команд.
Ведущий 1. Первыми в игру вступает команда ___________________
Просим представить себя вторую команду.
Ведущий 2. Тишина в зале! Итак, внимание, второй конкурс «Поговорки»:
У вас всего одна минута. За ответ на этот вопрос вы можете заработать сразу 4 балла, по 1 баллу за правильный ответ. Такова стоимость данного вопроса.
Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским.
Внимание на экран:
Обсуждать надо часто – решать однажды.
Кто слишком спешит – позже справляется с делом.
Трудно схватить двух угрей двумя руками.
Когда стоит ясная погода, готовь зонт.
Ведущий 1.
Итак, следующий конкурс «Фантазия».
В данном туре вам нужно составить связный текст на тему «Весна в моем городе», в одном из предложений которого рядом бы стояли слова «облака», «падали». Максимальное количество баллов - 5
Ведущий 2.
Конкурс «Истоки»
Внимание на доску! Что такое кириллица и латиница? Напишите записку соседу по парте, используя только буквы А, В, Е (=Ё), К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Эти буквы есть во многих европейских языках, использующих латиницу. Поэтому можно сказать, что эти буквы являются международными символами.
Ведущий 1.
Конкурс «Шарада» оценивается 1 баллом. Отгадайте шараду.
Первым можно расплатиться,
А второе станцевать,
В целом вы должны, ребята,
Континент родной назвать!
Ведущий 2.
Конкурс «Домисолька»
Придумайте предложение, в котором каждое новое слово начиналось бы с последующей ноты. Например: Добродушный Рекс мило фальшивил сольную лягушачью симфонию. Максимальное количество балов в этом конкурсе – 5.
Ведущий 1.
Конкурс «Забавные превращения».
«У Кати длинные пряди и красивая панама. И хотя по радио сказали, что в нашей области возможны бури, она всё равно пошла на пристань». Проанализируйте слова «пряди», «бури» и «пристань». Как, не меняя ни одной буквы, превратить их в глаголы? Напишите свои предложения, в которых эти слова обозначали бы действие, а не предмет. Максимальное количество баллов – 4.
Ведущий 2.
Конкурс «Расследование».
Прочитайте стихотворение русского поэта и писателя Генриха Сапгира и проанализируйте подчёркнутые слова. Какой троп здесь использован? Как ещё можно поэтично назвать месяц? За правильное определение тропа – 1 балл. За каждое поэтическое название месяца по 1 баллу. Время пошло!
«Meсяц»
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели,
апельсина мы не ели,
но осталась в небе только
апельсиновая долька.
Ведущий 2.
Конкурс «Начало конца».
Впишите в каждую строчку ещё по три буквы так, чтобы получились пары слов по шесть букв каждое, первое из которых оканчивается на дописанные буквы, а второе с них же и начинается.
Ведущий 2. Наша игра подходит к финалу. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихи о родном языке.
Красников Данил читает стихотворение Н. А. Филяевой «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Песню «Зажигаем звезды» исполнит трио «Вдохновение».
Емельянова Арина читает стихотворение «Родной язык — народа достоянье»
Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить
Ведущий 1:
А сейчас спросим у нашего уважаемого жюри:
- Кто победил?
Каков итог? Каких призов
Заслуживают игроки,
Большие наши знатоки.
Подведение итогов:
Слова ЖЮРИ:
В нашей интеллектуальной игре по русскому языку «Берегите русский язык» с результатом в _____________балов побеждает команда _________________
Нас всех объединяет чудо родного языка. «В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны». Желаем всем успехов в мире слов, в мире знаний.
Спасибо за игру. Надеемся, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только развлекательный характер, но и познавательной.
А сейчас уважаемые игроки, нам хотелось бы услышать ваше мнение, что нового вы узнали, что вам понравилось.
Спасибо за вашем мнение!
Ведущие хором: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!