Конспект Занятия «Беседа о машинах» (6-7 лет)
Воспитатель (ФИО)Олохова Анастасия Александровна
Образовательная область Дошкольное воспитание Возрастная группа подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема занятия: Занятие — беседа о машинах
Концептуальные основы занятия
Тема занятия: Занятие — беседа о машинах.
Возраст детей: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Цель занятия: Систематизировать и расширить знания детей о машинах.
Задачи:
-содействовать обогащению представлений детей об окружающем мире;
-содействовать обогащению представлений детей о машинах;
-содействовать закреплению знаний о понятии «машина», о четырех признаках машин (есть мотор, управляется человеком, есть рабочая часть, выполняют нужную работу);
-содействовать умению слушать друг друга;
-содействовать умению классифицировать машины, объединять их в группы;
-содействовать закреплению у детей знаний о многообразии машин, о профессии ученый – конструктор, об известных ученых;
-содействовать обогащению развития связной речи в процессе беседы;
Предварительная работа с детьми:
1)индивидуальная беседа с детьми о машинах;
2)беседа с детьми о машинах, их назначении в жизни человека, понятие «машина», происхождение слова «машина»;
3)рассматривание иллюстраций, фотографий с различными машинами;
Дидактический материал, оборудование:
-фотографии, иллюстрации машин;
- картинки машин на каждого ребенка;
-мольберт
Организационный момент, начало занятия включающие:
описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии игры и упражнения для организации внимания детей ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям, стремятся быть вместе со всеми. Дети проявляют интерес к картинкам, рассматривают их. Ответ детей: машины Ответы детей: автобус, легковая машина, грузовая машина, самолет, пароход, плита, чайник, пылесос, комбайн, токарный станок, ракета, трелёвочный трактор. Ответы детей: есть мотор, управляется человеком, есть рабочая часть, выполняют нужную работу. Ответы детей: из греческого, латинского Ответы детей: устройство Ответы детей: приспособление Ответы детей: это устройство, у которого есть мотор, рабочая часть, выполняет нужную работу, управляется человеком Ответы детей: Ученые - конструкторы Ответы детей: Циолковский Ответы детей: ракету Ответы детей: Ползунов. Ответы детей: Университет, улица, ресторан Ответы детей: чтобы облегчить труд, Ответы детей: да! Ответы детей: зачем человеку каждая машина Действия и слова детей: повторяют за педагогом Действия детей: дети двигаются по кругу, друг за другом, на ковре, пропевают слова с педагогом | Организационная хороводная игра «Ровным кругом» На мольберте дети видят картинки машин: автомобилей, машин – станков, бытовых приборов -Посмотрите внимательно на картинки. Можно ли назвать одним словом то, что нарисовано на этих картинках? - Назовите эти машины -Верно! Молодцы!
-А почему все эти изображения можно назвать машинами? - Правильно! - Из каких языков произошло слово «машина»? -Верно! -Что означает слово «машина» в латинском языке? -А в греческом? -Верно! Молодцы! -Кто может сказать, что такое машина? -Верно! - Как называется профессия людей, которые разрабатывают эти машины? - А кто сможет назвать ученого – конструктора? - Правильно! -Что придумал Циолковский? - А кто создал первый паровой двигатель? - Что в барнауле названо именем Ползунова? -Много чего придумали люди за столько веков, всё что – то изобретали…А зачем они изобрели все машины?
-Правильно! Человек изобрел машины, чтобы быстрее сделать работу. А вот зачем каждая машина нужна человеку, мы попробуем доказать позже. Педагог предлагает «путешествие»: - Я предлагаю вам отправиться в путешествие на автомобилях , по разным станциям. Хотите? -Прежде чем отправимся в путешествие, скажите, что нам нужно доказать? Верно! - Качаем шины: ш-ш-ш-ш, чистим стекло: чик-чик-чик, заливаем бензин: с-с-с-с, заводим мотор: др- р-р-р-р. -Машина, машина, идет гудит, в машине, в машине шофер сидит, би-би-би. Вот поле во речка, вот лес густой, приехали дети, машина, стой! | Данная хороводная игра проведена с целью организации внимания. Результат организационного момента: -дети включились в занятие; -у детей сформировался стойкий интерес к происходящему. | |
2. Основная часть занятия. Данный этап предполагает: постановку конкретных образовательных задач перед детьми; описание форм и методов представления нового образовательного содержания; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу; описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности; описание основных форм организации практической деятельности детей; описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания; описание способов снижения утомления, напряжения детей | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети останавливаются, встают полукругом около мольбертов Ответы детей: автомобили, машины Ответы детей: дети перечисляют: бульдозер, кран, каток, автобус, трамвай, легковой автомобиль. Ответы детей: есть мотор, управляется человеком, есть рабочая часть, выполняют нужную работу Дети по одному выходят и показывают на картинках Ответы детей: помогают строить, перевозить людей, грузы, выполнять трудную работу Ответы детей: молоток Ответы детей: нет, это не машина Ответы детей: нет мотора Дети двигаются по кругу, повторяя песенку Дети останавливаются полукругом у доски Ответы детей: загадки Ответы детей: умеем Ответ детей: пылесос Ответы детей: стиральная машина Ответ детей: холодильник Ответ детей: бытовые приборы, машины. У всех ест мотор, управляются с помощью человека, есть рабочая часть, выполняют нужную работу Ответ детей: нужны. Без холодильника продукты пропадут, без пылесоса всё будет в пыли, без машинки трудно будет стирать белье Дети двигаются по кругу, напевая песню Дети берут картинки Дети называют Дети объясняют. Ответ детей: да Дети передвигаются Дети объединяются в группы Ответ детей: строительные машины. Помогают человеку строить Информационные. С их помощью мы получаем информацию Транспортные: перевозят грузы, людей Обрабатывающие: помогают обрабатывать человеку разный материал Трелёвочный трактор, обрабатывает дерево Машины – станки: комбайн, токарный станок. Комбайн помогает в сельском хозяйстве, сеять, собирать урожай. На токарном станке можно изготовить разные металлические инструменты, детали Ответ детей: нужны для работы, чтобы выполнить больше работы Ответы детей: электростанции, космические станции, лифт в доме, игрушки | Педагог выставляет мольберты, на которых картинки различных автомобилей (легковые, грузовые, строительные, пассажирские…) -Первая станция «Узнавай – ка»! - Посмотрите, можно ли назвать одним словом то, что изображено на картинках? -Назовите автомобили! - А почему мы автомобили можем назвать машинами? -Верно! -Покажите рабочую часть бульдозера, крана, катка, автобуса, легкового автомобиля, грузового автомобиля. - Как вы думаете, нужны эти машины человеку? Зачем? - А у меня еще есть картинка. Педагог показывает картинку молотка -Что это? -Это тоже машина? - Почему? Ведь есть рабочая часть(показываю), управляется человеком, выполняет нужную работу… -Верно! Молодцы! Нам пора отправляться дальше! Садимся в автомобили, заводим мотор, едем! (повторяется песенка про машину) -Следующая станция – «Загадочная»…Как вы думаете, что нас ждет на этой станции? -Верно! Здесь нас ждут загадки. А вы их умеете отгадывать? -Тогда слушайте внимательно! Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот, Любит робот чистоту И гудит, как робот «туууу» С большой охотой пыль глотает, Но не болеет, не чихает.. (пылесос) - Найдите картинку – отгадку и прикрепите на доску -Эта прачка – автомат нам стирает всё подряд! -Летом папа наш привез в белом ящике мороз И теперь мороз седой дома летом и зимой Бережет продукты: мясо , рыбу, фрукты. - Посмотрите на картинки, как можно назвать все изображения одним словом? Почему? -Как вы думаете, нужны ли человеку эти машины? Почему? -Хорошо, доказали, что и эти машины человеку нужны. Отправляемся на третью станцию! Заводим мотор, едем! Педагог направляет детей к расставленным столам. -А вот и третья станция – «Интеллектуальная» -Перед вами картинки разных машин, встаньте вокруг столов так, чтобы у каждого в руках оказалась картинка. Назовите по очереди свои картинки. Картинки у всех пусть и разные, но их можно разделить по группам. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить и почему? Верно! -Пока будет звучать музыка, вы шагом передвигаетесь по группе. Как только музыка закончится, вам нужно встать к той группе машин, к которой относится ваша картинка, а затем назвать свою группу и объяснить, почему так называется группа. Вам понятно задание? -Что ж, все находятся на своих местах? Давайте, посмотрим. -Прошу первую группу пройти на стулья, присесть рядышком друг с другом. Теперь вторую, третью, четвертую, пятую, шестую. -Как называется ваша группа? -А ваша? - Назовите обрабатывающую машину. -Назовите машины – станки! -Верно! Молодцы! Так нужны все эти машины человеку? Почему? При обнаружении «ошибки», педагог совместно с детьми обсуждает эту «ошибку, помогая тем самым ребенку выбрать нужную группу. -А где еще могут служить человеку машины? | Дети умеют устанавливать причинно-следственные отношения. В своей речи могут употреблять предложения разных видов. На столе, перед доской картинки бытовых приборов После каждой отгадки, дети вывешивают картинки на доску Столы расставлены буквой «П», с каждой стороны стола лежат картинки разных машин по количеству детей. Педагог включает музыку. Музыка смолкает | |
3. Заключительная часть занятия: описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог; описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый материал; косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Каждый ребенок работает в своем темпе, кто-то нуждается в повторении вопросов и требует большего времени для анализа ответа на вопрос. Ответы детей: Что машины помогают человеку, выполняют нужную работу, что все эти машины нужны человеку. | Предлагаю, детям сидя на стульях и обсудить занятие: Что запомнилось вам на сегодняшнем занятии? Почему? -Пока готовимся к рисованию, предлагаю подумать, если бы мы были учеными – конструкторами, какую бы машину еще изобрели и нарисовать ее. Либо же можно изобразить уже известную вам машину. | Дети умеют анализировать и делать вывод об усвоенном материале. Дети оценивают свои поступки, выражают свое отношение к окружающему, находя для этого различные речевые средства. |