Конспект занятия «Колобок»
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Развивай-ка».
Автор: Диких Юлия Николаевна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Центр «Креатив» г. Челябинск
Конспект занятия «Колобок»: использование метода сказкотерапии в комплексных развивающих занятиях для детей раннего дошкольного возраста (1-3 года).
Тема занятия: Колобок.
Форма проведения занятия: интерактивный спектакль.
Форма организации занятия: фронтальная.
Цель: Приобщение детей раннего дошкольного возраста к русской народной культуре и их развитие (интеллектуальное, физическое, эмоциональное, коммуникативное) с помощью сказок.
Задачи: Образовательная:
– познакомить детей с русской народной сказкой;
– познакомить детей с образами диких животных (заяц, волк, медведь, лиса);
– изучать с детьми основные формы (круг, квадрат, треугольник);
– изучать с детьми основные цвета (жёлтый, красный, синий, зеленый);
– научить детей сравнивать предметы по признаку «большой-маленький».
Развивающая:
– развитие артикуляционного аппарата;
– развитие мелкой моторики;
– развитие крупной моторики и координации движений детей;
– развитие навыков ИЗО-деятельности (лепка, рисование);
Воспитательная:
– умение ребенка работать в группе сверстников;
– умение детей взаимодействовать с «другим взрослым» (педагогом);
– умение детей работать по заданию;
– формирование первых ценностных ориентиров у детей (хорошо-плохо, правильно-неправильно)
Дидактическое обеспечение: записи композиций для музыкального сопровождения, музыкальный проигрыватель, театральная ширма, театральные фигурки (дед, баба, домик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса), волшебный мешочек, тесто для лепки, ортопедические дорожки, морковки большие и маленькие, магнитные удочки, картонный волк, прищепки, мозаика, шнурки, дидактические формы (круг, квадрат, треугольник), акварельные краски, кисти, стаканчики-непроливайки, листы с изображением лисы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, интерактивный, метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – это метод арт-терапии, в результате которого происходит психологическое воздействие на ребенка через сказки. В основе этого лежит процесс построения подсознательных связей между персонажами, действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает устранить страхи, «подсказывает» ребенку, как поступить в определенной ситуации и оценить себя со стороны.
В педагогике этот метод помогает формировать правильные жизненные ценности у ребенка, проводить грань между «добром» и «злом». Особое значение сказкотерапия приобретает в раннем дошкольном возрасте. В дальнейшем дети, с которыми проводили занятия с использованием метода сказкотерапии, имеют меньше проблем с социализацией и определением своего места в коллективе.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам волшебный мешочек. Каждый из вас рукой достанет по одному предмету.
Дети по очереди достают из мешочка фигурки бабы, деда, зайца, волка, медведя, лисы.
Педагог: Посмотрите, у меня есть еще одна фигурка. Кто это? Колобок! Вы узнали его? Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Колобок».
Педагог берет фигурки, уносит за театральную ширму и начинает рассказывать сказку «Колобок».
Педагог: Жили-были дед и баба. ……… (рассказываем начало русской народной сказки «Колобок»). Баба замесила тесто и испекла колобок. Ребята, мы с вами сейчас тоже будем лепить колобок.
Каждому ребенку раздают тесто для лепки. Под руководством педагога дети выполняют с ним упражнения (катают, мнут, щипают, сплющивают, катают) и лепят колобок.
Педагог: Молодцы! У всех получились красивые румяные колобки. Теперь их нужно остудить. И баба тоже своего колобка положила на окошко. Мы с вами подуем на колобка, чтобы он побыстрее остыл. Губы вытянем вперед трубочкой и дуем.
Колобок полежал на окошке – скучно ему стало, он спрыгнул на тропинку и покатился в лес. Ребята, и мы вместе с колобком пойдем по веселым дорожкам.
Дети друг за другом ходят по ортопедическим дорожкам под музыку. Затем возвращаются к театральной ширме.
Педагог: Катится колобок, навстречу ему заяц. Заяц серенький, ушки длинные, хвостик короткий, высоко прыгает. Зайчик нас приглашает танцевать.
Дети с педагогом исполняют танец зайчика под музыку. Потом возвращаются к театральной ширме.
Педагог: Молодцы! Зайчик говорит: «Колобок, я тебя съем!» Колобок: «Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою!
Дети с педагогом исполняют движения под песенку колобка:
Хлопают –
Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусекам скребен,
В печке печен,
На окошке стужен.
Топают –
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайчик, уйду.
Педагог: Ребята, мы накормим зайчика морковкой, чтобы он нашего колобка не съел.
Дети с помощью магнитных удочек ловят морковки, сначала большие, потом маленькие. И отдают их зайчику.
Педагог: Колобок покатился дальше. На встречу ему волк, серый, зубастый. Ребята, покажем, как волк зубками стучит? Волк говорит: «Колобок, я тебя съем». Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
Дети с педагогом исполняют движения под песенку колобка:
Хлопают –
Я колобок, колобок…
Топают –
Я от дедушки ушел,…
И от тебя, волк, уйду.
Педагог: Ребята, чтобы волк колобка не съел, мы на него прищепки прицепим.
Дети все вместе надевают прищепки на большую плоскую картонную фигуру волка.
Педагог: Колобок покатился дальше. На встречу ему медведь, большой, бурый, лохматый, косолапый. Покажем, как мишка ходит? Сейчас потанцуем вместе с мишкой.
Дети с педагогом исполняют танец мишки под музыку. Потом возвращаются к театральной ширме.
Педагог: Медведь говорит: «Колобок, я тебя съем». Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
Дети с педагогом исполняют движения под песенку колобка:
Хлопают –
Я колобок, колобок…
Топают –
Я от дедушки ушел,…
И от тебя, медведь, уйду.
Педагог: Ребята, чтобы медведь колобка не съел, мы для него ягоды соберем.
Дети собирают мозаику-ягоды по цветам (красные, желтые, зеленые, синие) и отдают медведю.
Педагог: Колобок покатился дальше. На встречу ему лиса, рыжая, пушистая. Лиса рыбок ловила. Мы вместе с лисичкой будем рыбачить.
Каждому ребенку педагог дает шнурок, на которые дети собирают рыбки-формы (круг, квадрат, треугольник) и отдают лисе.
Педагог: Лисичка хитрая – рыбку нашу съела и говорит: «Колобок, я тебя съем». Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
Дети с педагогом исполняют движения под песенку колобка:
Хлопают –
Я колобок, колобок…
Топают –
Я от дедушки ушел,…
И от тебя, лиса, уйду.
Педагог: Лисичка говорит: «Хорошая песенка, колобок! Только я плохо слышу. Сядь ко мне на нос и спой ещё раз». Колобок сел к лисе на нос. Покажем, как лиса носом покрутила? А потом лиса большой рот открыла – Ам! – и колобка съела! Покажем, какой большой рот лиса открыла?
Педагог: Вот как хитрая лиска обманула колобка! И съела его! Не нужно было колобку одному из дома в лес ходить!
Дети с педагогом садятся за стол. Им раздают листы-раскраски с лисой. Краски, кисти и стаканчики-непроливайки.
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами будем волшебниками и придумаем счастливый конец сказки для колобка. Сейчас мы нарисуем, что лиса колобка не съела, что колобок покатился от лисы по дорожке обратно домой! Возьмем волшебные палочки (кисточки), напоим их водой, возьмем желтую краску и нарисуем на листочке колобок, он у нас круглый. Молодцы!! А сейчас мы раскрасим лису.
Дети рисуют желтый круг на дорожке, затем раскрашивают лису.
Педагог: Ребята, вы молодцы!!! Теперь пришла пора прощаться со сказкой.
Дети с педагогом водят прощальный хоровод. Занятие окончено.
Результаты занятия.
Предметные:
Знание основных форм (круг, квадрат, треугольник)
Знание основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый)
Умение совершать точные, мелкие действия пальцами
Умение сравнивать и распределять предметы по форме, цвету, размеру
Метапредметные:
Умение водить хоровод, выполнять танцевальные движения
Умение правильно держать кисть и работать с красками
Знание основных героев и сюжета народной сказки
Личностные:
Умение работать по заданию педагога в группе сверстников
Развитие внимания, памяти, мышления
Развитие артикуляционного аппарата
Формирование первых ценностных представлений у детей (хорошо-плохо, правильно-неправильно)
Представленное занятие – это синтез сказкотерапии и комплексного общеразвивающего занятия для детей раннего дошкольного возраста.
Дети, с одной стороны, становятся участниками сказки, проходят с главным героем все сюжетные линии, поочередно примеряя на себя образы всех персонажей. И таким образом у детей формируются представления о различных характерологических и поведенческих проявлениях людей, они учатся оценивать «что такое хорошо» и «что такое плохо», как поступать правильно и как неправильно, а также устанавливаются причинно-следственные связи: действия – результат (ответственность за свои поступки).
С другой стороны, в этом путешествии дети знакомятся с народной сказкой, расширяют словарный запас, закрепляют знания о форме, цвете, размере предметов, учатся сравнивать и обобщать, совершенствуют мелкую и крупную моторику, изо-деятельность.
Таким образом, использование сказкотерапии в комплексных развивающих занятиях с детьми раннего дошкольного возраста позволяет расширить и углубить положительные результаты педагогической деятельности.