Конспект занятия по образовательной деятельности учителя-логопеда по автоматизации звука [ш] в чистоговорках, предложениях и стихотворении.
Конспект занятия по образовательной деятельности учителя-логопеда по автоматизации звука [ш] в чистоговорках, предложениях и стихотворении.
Предварительная работа: артикуляционный комплекс №3, постановка звука [ш] механическим способом, автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, заучивание с воспитателем стихотворения «Чебурашка».
Оборудование: Чебурашка, конверт, развивающие карточки с чистоговорками, картинки к заданию №4,7, крышки для пальчиковой игры.
Ход образовательной деятельности:
Приветствие логопеда и воспитанника.
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.
2.Логопед: - Здравствуй, Иван! В гости к нам пришёл гость, послушай загадку и отгадай гостя.
В его имени есть звук [ш].
Стоит этот звук в середине слова?
У этого героя есть друг по имени….Крокодил Гена.
- Правильно! Это Чебурашка (показываем игрушку, у игрушки конверт).
3. Расскажи, нашему гостю Чебурашке правильную артикуляцию звука. Ребенок рассказывает про артикуляцию звука [ш]. А еще расскажем стихотворение о Чебурашке, которое мы знаем, но контролируем звук в речи.
Чебурашка
Весёлый Чебурашка
В коричневой рубашке,
Пришел к нам в гости рано,
Послушать звуки [ш].
Шапка, шарф, шум, шуба, шип
Скажу я Чебурашке
В коричневой рубашке.
(автор Кретинина Ю.К.)
4.Логопед: - А Чебурашка пришел с конвертиком, ему нужна помощь.
Гена ушёл в зоопарк на работу, а Чебурашке дал задание разложить картинки в 2 пачки. А как Чебурашка не понимает.
По наводящим вопросам ребенок должен определить место звука в слове и разложить картинки.
Нужно назвать слово и определить, где стоит звук [ш] в слове: в начале или в середине, а затем подарить: мне картинку, где звук [ш] в начале слова, а Чебурашке, где [ш] - в середине слова. Отвечать полным предложением.
Картинки сушка, школа, шоколад, шапка, каша, машина, петушок).
Счет от 1 до 5 (шапка и петушок)
5 Пальчиковая игра с крышками
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
«Идём» пальчиками, как ножками, не отрывая их от стола.» После каждого двустишия – смена рук.
6. Проговаривать чистоговорки за педагогом:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше, - это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша - выплывай из камыша.
Шах-шах-шах, шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?
7.Упражнение «Расскажи». Посмотри и расскажи, что ты видишь на картинке.
Малыши кушают пшенную кашу.
Бабушка шьёт на швейной машинке.
У Мишки новые штанишки.
Литературный список:
Жукова М.А. Развивающие карточки. Тренажер раннего развития. Самара, 2020.
Спивак Е.Н. Звуки [ Ш, Ж, Щ, Ч ] Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. Москва «Гном», 2014.
О. И. Крупенчук, О.В. Витязева «Движение и речь». Кинезиология в коррекции детской речи. Санкт-Петербург, 2020.