Конспект занятия по обучению грамоте в группе детей с ФФНР «Путешествие в страну Звукляндию»
Конспект занятия по обучению грамоте в группе детей с ФФНР
«Путешествие в страну Звукляндию»
Рис.1. Титульный слайд презентации
Цель: закрепление знаний детей о звуках.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
обобщать и систематизировать у детей полученные знания о звуках;
находить и определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце);
совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый), находить место звука в слове;
формировать умение делить слова на слоги, определяя количество слогов.
Коррекционно-развивающие:
продолжать развивать мыслительные процессы детей;
стимулировать зрительно-поисковую активность, слуховое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах, помогать друг другу.
Материал к занятию: мультимедийное оборудование, презентация, индивидуальные карточки для звукового анализа слова «Лунтик», красные, синие и зеленые фишки, колокольчики на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед обращается к детям, к стоящим в кругу:
«Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать».
Логопед предлагает детям пройти за столы.
Основная часть
Актуализация знаний
Логопед: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Дети: Из предложений.
Логопед: Из чего состоят предложения?
Дети: Из слов.
Логопед: Из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из слогов.
Логопед: Из чего состоят слоги?
Дети: Из звуков.
Логопед: Как звуки обозначаются на письме?
Дети: Буквами.
Логопед: Скажите, чем же отличаются звуки и буквы?
Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Рис.2. Речевой домик
Развитие фонематических представлений
Логопед: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно, и сегодня вместе со звуками мы отправимся в путешествие по удивительной стране Звукляндии. (Слайд 1)
Но для того, чтобы попасть туда нужно назвать слово с нужным звуком. Кто может назвать слово со звуком А (М, Ш, О, П, Д, У и т.д.).
Дети называют слова с заданными звуками.
Развитие звукового анализа
Логопед: Вот мы и очутились с вами в волшебной стране звуков (Слайд 2). В стране Звукляндии есть два замка. На башнях первого – красные крыши, этот замок охраняет Красный Гном, второй замок – синий с зелеными крышами на башенках. Его охраняют два гнома – Синий и Зеленый. Как вы думаете, кто живет в этих замках?
Дети: Звуки. В красном замке – гласные звуки, в сине-зеленом замке – согласные звуки: твердые и мягкие.
Логопед: Чем гласные отличаются от согласных?
Дети: Гласные можно пропеть, протянуть, в ротовой полости нет преграды для воздушной струи. Согласные звуки не поются, воздушная струя встречает преграду – губы, зубы, язык.
Рис.3. Слайд 2
Логопед: Молодцы! Отправляемся с вами дальше. Посмотрите, в стране Звукляндии обитает много разных животных (Слайд 3).
Рис.4. Слайд 3
Они хотят отправиться в путешествие. Пришел красный поезд. Раз он красный, то ехать в нем могут только те животные, чье название начинается на какой звук?
Дети: На гласный.
Логопед: Верно. Давайте поможем пассажирам разобраться, их этот поезд или нет.
Дети выбирают животное, называет первый звук и решают, поедет ли этот пассажир в поезде или нет.
Рис.5. Слайд 3 после выполнения задания
Определение места звука в слове
Логопед. В Звукляндии тоже есть малыши. (Слайд 4).
Рис.6. Слайд 4
Они играли с игрушками и не убрали их. Назовите игрушки, с которыми играли малыши?
Дети: Машинка, клоун, кот, корабль, Лунтик, пирамидка, танк, мишка, утенок.
Логопед: Какой одинаковый звук слышится в названии всех игрушек?
Дети: Звук «К».
Логопед: Правильно, это звук «К». Этот звук есть в названиях всех игрушек, но слышится он в разных местах слова. Одно слово начинается со звука «К», в другом «К» в середине, третье заканчивается на звук «К». Давайте поможем малышам расставить игрушки на полках. На верхней полочке разместим все игрушки со звуком «К» в начале, на вторую полочку расставим все игрушки со звуком «К» в середине и на нижнюю третью полочку все игрушки со звуком «К» в конце.
Расставляя игрушки, дети объясняют, где находится звук «К»: в начале, в середине или в конце слова. В процессе выполнения задания логопед спрашивает детей:
- На какую полку ты поставишь эту игрушку? Почему?
Выбирая игрушку и ставя ее на полочку, ребенок объясняет свой выбор.
Рис.7. Слайд 4 после выполнения задания
Физминутка
Логопед: Мы очутились с вами еще в одном уголке волшебной страны Звукляндии (Слайд 5). В начале нашего занятия мы вспомнили, что слова состоят из частей. Как они называются? (Слоги). Сейчас мы с вами превратимся в попрыгунчиков. На экране будут появляться картинки. Ваша задача – подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в этом слове.
Дети называют появившуюся картинку и подпрыгивают определенное количество раз.
Логопед: Молодцы! Садитесь на свои места.
Рис.8. Слайд 5
Звуковой анализ слова
Логопед: Знаете, какая любимая игрушка у малышей? Догадайтесь?
Если дети затрудняются, воспитатель предлагает подсказку - это мультяшный герой; дети дают ответ – Лунтик. (Слайд 6).
Рис.9. Слайд 6
На экране появляется картинка «Лунтик».
Логопед: Какой первый звук в слове «Лунтик»?
Дети: «Л».
Логопед: Какой второй звук?
Дети: «У». и т.д.
Дети характеризуют каждый звук, и звезда на экране меняет свой цвет на нужный; «Л» - согласный твердый звук, обозначим его синей фишкой; «У» - гласный звук, обозначим его красной фишкой; «Н» - согласный твердый звук, обозначим его синей фишкой; «Т» - согласный мягкий звук, обозначим его зеленой фишкой, «И» - гласный звук, обозначим его красной фишкой, «К» - согласный твердый звук, обозначим его синей фишкой.
Рис.10. Слайд 6 после выполнения задания
Дети за столами выполняют задание в парах.
Рис.11. Карточки для звукового анализа слова
Логопед: Сколько звуков в слове «Лунтик»?
Дети: 6
Логопед: Сколько согласных звуков?
Дети: 4.
Логопед: Сколько твердых согласных звуков?
Дети: 3.
Логопед: Назовите их.
Дети: «Л», «Н», «К».
Логопед: Сколько гласных звуков?
Дети: 2.
Логопед: Назовите их.
Дети: «У», «И»
Закрепление знаний о твердых и мягких согласных звуках.
Логопед: Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в сказочный лес. (Слайд 7).
Рис.12. Слайд 7
В этом лесу есть домик зеленого цвета. Значит, в нем живут только те животные, чье название начинается на какой звук?
Дети: На мягкий согласный.
Логопед: Давайте поселим животных в дом. Если выбор правильный, то животное исчезнет – спрячется в домике.
Дети выбирают животное и объясняют свой выбор.
Закрепление знаний о звонких и глухих согласных звуках.
Логопед: Из леса мы вышли на полянку. (Слайд 8).
Рис.13. Слайд 8
Это полянка глухих звуков. На этой полянке растут только те растения и живут только те насекомые, чьи названия начинаются на глухой согласный звук. Давайте проверим, какие насекомые и цветы заблудились. Я буду называть слово. Если оно начинается на глухой звук, поднимайте зачеркнутый колокольчик, а если на звонкий – то простой колокольчик.
Дети поднимают нужные колокольчики в соответствии с названным словом. Правильность ответов проверяется на слайде.
Рис.14. Карточки-колокольчики для определения звонкости-мягкости звука (в неразрезаннном виде)
3. Итог занятия.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вы большие молодцы, достойно справились со всеми заданиями. Впереди нас ждет еще много увлекательных путешествий с нашими друзьями – звуками. До новых встреч!
Рис.15. Слайд 9 (Заключительный)Презентация к занятию
PPTX / 12.68 Мб
/data/files/g1621859388.pptx (Презентация к занятию)
Кияйкина Наталья Федоровна
Прибыткова Анжелика Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Прибыткова Анжелика Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Прибыткова Анжелика Николаевна