12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Зыкова28
1

Конспект занятия по познавательной деятельности - с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знакомство с кучевыми облаками и наблюдение за ними»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 164 Ромашка общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики






Конспект

занятия по познавательной деятельности -

с детьми подготовительной к школе группы

на тему:

«Знакомство с кучевыми облаками и наблюдение за ними»







подготовила и провела

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад 164» группы №4

Зыкова О.Н.











Смотри вверх,

любуйся красотой неба

и живи, витая в облаках!

(девиз Общества любителей облаков)

Цель. Знакомство с объектом неживой природы-облаком.

Задачи.

Обучающие:

-дать детям представления об облаке, его составе и образовании, о разновидностях облаков;

-познакомить с новым свойством воды-конденсатом;

-формировать знания правил техники безопасности при контакте с электроприборами, горячими предметами, ярким солнцем;

-познакомить со способом «измерения» облака с помощью карандаша;

-уточнить представление о профессии метеоролога и возможностях предсказания погоды по облакам;

-обучать осознанному наблюдению за небом, кучевыми облаками.

2. Развивающие:

-развивать наблюдательность, способность делать умозаключения на основе имеющихся данных;

-развивать фантазию.

3. Воспитательные:

-воспитывать дружелюбие,

-воспитывать умение не мешать партнерам, не отвлекать их разговором;

-воспитывать любовь к природе.

Материал: ПК, экран, слайды, солнечные очки, бинокли, блокноты, простые карандаши, коврики.


Ход занятия.

На экране появляется Облако.

Облако. Ребята, вы когда-нибудь замечали, как трудно оторвать взгляд от неба, от волшебной игры облаков? Они плывут по небу растягиваясь, видоизменяясь, растворяясь в синеве и приобретая все новые и новые очертания: вот облако-слон, вот-лошадка, а теперь оно похоже на огромного динозавра (слайды на экране). Облака-не просто «кусочки ваты», которые закрывают солнце. Они не менее прекрасны, чем звезды.

Наблюдать за облаками можно в любое время и в любом месте. Единственное, что для этого нужно-кусочек неба.

Воспитатель. Что же такое облако, из чего оно состоит? (Выслушивает ответы детей). Да, вы правы, облако состоит из крошечных капель воды и кристаллов льда, которые называют облачными элементами. Они образуются, когда невидимый водяной пар превращается в капли воды. Наверное, вы замечали, что в жаркую солнечную погоду на улице становится душно. Это происходит потому, что влага, испаряясь с поверхности Земли, превращается в пар. Горячий пар поднимается вверх, постепенно остывает и оседает на предметах, частицах в виде воды. Чем суше и жарче воздух, тем выше пару надо подняться, чтобы образовались облачные элементы. Это явление называется конденсацией.

Предлагаю провести маленький опыт по превращению пара в капли.

ОПЫТ 1

(Прозрачный электрический чайник: когда вода закипает-на стенках чайника появляются капли. Наблюдаем за размером капель –они крупные, скатываются вниз. Если открыть крышку у чайника и над ним держать предмет, например, тарелку, то изменяя высоту нахождения тарелки можно увидеть, что размер капель меняется-чем выше находится тарелка, тем мельче капли. Время на их появление увеличивается.)


Облако. Как же мы рождаемся? (На экране схема: горячий воздух поднимается, встречается с холодным). Когда горячий пар встречается с холодным, происходит конденсат. На частичках в воздухе появляются капельки воды или кристаллы льда. Они собираются вместе и образуется облако.

(слайд с белыми и темными тучами)

Почему же мы бываем разного цвета? (Выслушиваются ответы детей). Чем меньше облачные элементы- тем сильнее они блестят в лучах солнца. А темные тучи состоят из капель больших размеров. Солнечным лучам сквозь них трудно проникнуть. Они кажутся темными и зловещими, если смотреть на них с земли. А пролетая над ними на самолете, они будут белыми.


Воспитатель. Ребята, существует Всемирная метеорологическая организация, которая объединяет ученых со всего мира, изучающих облака и атмосферу нашей планеты. На основе наблюдений было решено разделить все существующие в данное время облака на 10 родов, которые различаются по нескольким признакам: по форме, высоте и способу образования.

Сегодня мы познакомимся с одним родом-с кучевыми облаками.

Послушайте внимательно название – «кучевые». Как вы считаете, почему они так называются? Да, правильно, они похожи на кучи ваты, снега или чего-нибудь другого.

Предлагаю отправиться понаблюдать за ними на наш участок, хотя в природе это лучше делать на открытом пространстве. Что же нам пригодится для наблюдений? (ответы детей). Сегодня мы возьмем с собой:

1- солнечные очки;

2- бинокль;

3- блокнот;

4- ручку или карандаш;

5- коврики.

Дети собираются и выходят на участок.

Воспитатель. Что же такое кучевое облако? Посмотрите на небо, вы видите что-то похожее на «кучи»? Вот это и есть кучевые облака. Самые маленькие из семейства кучевых-это кучевые плоские. Они сплющенные и низкие. Кто – нибудь видит такое облако?

А вот облака побольше. У них округлые верхушки. Это среднее кучевое облако. Ученые говорят, что их ширина внизу примерно равна высоте. Давайте попробуем проверить, так ли это.

ОПЫТ 2

Для этого нам нужен карандаш. Не забудьте надеть солнечные очки-облака яркие, слепят глаза. Вытяните руку как можно дальше от себя и приложите карандаш к краю облака, как будто вы его кладете на подставку. Пальцем отметьте ширину облака. Теперь, не сдвигая палец, переверните карандаш вертикально и измерьте высоту облака. Ширина и высота облака получились примерно одинаковые. Значит, ученые правы.


Кучевые мощные облака-самые крупные из кучевых. Они очень высокие и сильные. Верхушки у них похожи на цветную капусту. Среди них мы часто замечаем фигуры людей и животных.

Все кучевые облака, кроме очень мощных, называются «облаками хорошей погоды». Но наблюдатели должны внимательно следить за верхушкой облака. Когда она сильно вырастает, капельки воды в ней замерзают и кучевое облако превращается в кучево-дождевое или даже грозовое. Такие облака становятся темного цвета и обещают плохую погоду.

Ребята, предлагаю вам занять удобные для наблюдений места, располагайтесь на скамейках, ковриках-кому как больше нравится, и понаблюдать за облаками. Не все облака на небе кучевые, есть и другие. Но вы постарайтесь отыскать именно лохматое, кучевое. Посмотрите, на что оно похоже. Бинокль поможет вам приблизить облако и рассмотреть его детали. Постарайтесь зарисовать понравившееся облако в блокнот. Понаблюдайте - изменяется ли облако или долго остается одним и тем же. Подумайте, почему это происходит.

ОПЫТ 3

Дети наблюдают за облаками, фантазируют. Приходят к выводу, что облака очень быстро изменяются, зарисовать их сложно.

Воспитатель. Как же художники рисуют облака на своих картинах? Дети предлагают запомнить форму облака, сфотографировать его. Нарисуйте облако по памяти и подпишите его.

Ну, вот, сегодня все мы были учеными-наблюдателями. За чем мы наблюдали? Как называются эти облака? Как они образуются? Зачем надо наблюдать за облаками? Правильно! Сегодня вы узнали много нового о нашей планете и профессии метеоролога. В следующий раз мы познакомимся с другими родами облаков, зарисуем их. Так, постепенно, у вас окажется целая книга-альбом об облаках.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.