Конспект занятия по познавательному развитию с использованием музейной педагогики «Игрушки» (старший дошкольный возраст)
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Игрушки»
(для детей 6-7 лет с задержкой психического развития)
Цель: расширение и обогащение представлений детей об игрушках.
Задачи:
Обучающие
- учить составлять описательные рассказы об игрушке с использованием приемов мнемотехники;
- расширять кругозор детей через знакомство с народной игрушкой, используя приемы музейной педагогики;
- продолжать учить сравнивать, развивать навыки практического соотнесения предметов по величине, учить обосновывать свой выбор.
Развивающие
- развивать навыки перцептивно-исследовательской деятельности;
- развивать навыки употребления в речи антонимов, синонимов;
- развивать навыки ориентировки в пространстве, уточнить значение простых и сложных предлогов;
- формировать приемы анализа и синтеза;
- развивать память, слуховое внимание, речевую активность детей;
- развивать общую моторику, координацию движений.
Воспитывающие
- воспитывать чувство уважения к народному творчеству;
- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
Оборудование: мяч, мишка, волчок, барабан; матрешки (Семеново, Полохов Майдан, Загорск).
Ход занятия
Отгадайте загадку об игрушке, найдите эту игрушку и поставьте (положите) ее на (под) стол (стул), около стола (стула), между столом и стулом. Объясните свои действия, например, «Я положил мяч под стол».
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Меня спроси. Как я тружусь,
Вокруг оси своей кружусь.
(Волчок)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
(Мишка)
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
(Барабан)
- О чем эти загадки? (Об игрушках)
- Почему это игрушки? (Мы с ними играем?)
- Как нужно играть с игрушками? (Аккуратно)
- Как сказать по-другому? (Бережно, осторожно)
- Назовите игрушки, которые вы видите в кабинете.
- Назовите вашу любимую игрушку.
- В какие игрушки любят играть мальчики (девочки)?
- А теперь сказка…
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник. Который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. И решил Художник снова отправиться путешествовать в далекие края, мир посмотреть и себя показать. Но прежде, решил он взять с собой сувенир – красивый предмет, подарок, который бы мог представить собой образ его страны – России.
Долго искал Художник такой сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку:
Ростом разные игрушки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Догадались, о какой игрушке идет речь? (Педагог показывает детям матрешку.)
С давних времен матрешка на Руси считалась символом богатства и оберегом семьи – хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек), поэтому ее дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей.
Матрешки изготавливались из дерева, как и многие игрушки и предметы обихода (кроватка, в которой спал малыш, посуда, санки и др.), ведь дерево живое, теплое, доброе.
- Назовите игрушки русской избы, выполненные из дерева. (Лошадка, куклы-малышки, свистулька и др.)
Детям дается возможность прикоснуться к игрушкам.
- Как вы думаете, из каких деревьев их вырезали? (Липы, осины, березы)
- Почему именно матрешку взял Художник в свое путешествие? (Помочь детям увидеть связь между словами матрешка – мать – родительница – родина – Россия).
Педагог предлагает детям рассмотреть, подержать в руках матрешек разных стилевых направлений (Семеновская, Полохов-майданская, Загорская), обращает внимание на особенности разной росписи (Презентация, музыкальное сопровождение «Русские наигрыши»).
Семеновские матрешки нарядные, в их убранстве много золота, желтых, зеленых, красных цветов.
Полохов-майданские нарядны по-своему, их отличает черная обводка всех изображений, украшение матрешек олицетворяет идею цветущего сада и красоты земли.
Загорские матрешки степенные, в их украшениях преобладают краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми красками.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопки в ладоши)
На ногах сапожки, (Нога вперед на пятку)
Топают матрешки. (Шаги на месте)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны в стороны)
Всем знакомым поклонись. (Поклон)
В сарафанах ваших пестрых (Повороты вправо, влево)
Вы похожи, словно сестры. (Руки на пояс, движения плечами вверх, вниз)
Игра с мячом «Назови слово с противоположным значением»
Большая (матрешка) – маленькая, высокая – низкая, тяжелая – легкая, старая (игрушка) – новая, длинный (фартук) – короткий, широкий – узкий и др.
Игра «Скажи по-другому»
- Большая (крупная, огромная).
- Маленькая (небольшая, крошечная).
- Старая (древняя, ветхая).
- Как вы думаете, какую матрешку выбрал Художник в качестве сувенира? Дети высказывают свое мнение, описывая понравившуюся матрешку, не указывая на нее.
Игра «Найди по описанию»
Начинает игру педагог, описывая матрешку по плану, с использованием опорных картинок (Что это; цвет; форма; величина; материал, из которого изготовлена игрушка; как с ней можно играть.). Далее дети по очереди рассказывают о выбранной матрешке.
В заключение ребятам предлагается посмотреть клип «Матрешки» (Презентация), при желании можно подвигаться под музыку.
Ресурсы
Копцева Т.А. «Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов». М., 2006 г.
Морозова И.А, Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР".
Сервисы
Загадки про игрушки http://antropov-evgeniy.narod.ru/detym/Detskie_zagadki/490Igrushki.htm
Русские наигрыши
MP3 / 3.11 Мб
DOCX / 866.78 Кб
PPT / 14.64 Мб
Любовь
Коновалова Елена Валерьевна
Мажова Светлана Александровна
Коновалова Елена Валерьевна