12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновалова Елена Валерьевна3970
Место работы... Сейчас это "Центр поддержки семьи и помощи детям", а несколько лет назад это был просто детский дом для детей дошкольного возраста. Впрочем, неважно, как называется учреждение, важно, как в нем живется детям и как часто они улыбаются!)
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
19

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием музейной педагогики "Игрушки" (старший дошкольный возраст)

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Игрушки»

(для детей 6-7 лет с задержкой психического развития)

Цель: расширение и обогащение представлений детей об игрушках.

Задачи:

Обучающие

- учить составлять описательные рассказы об игрушке с использованием приемов мнемотехники;

- расширять кругозор детей через знакомство с народной игрушкой, используя приемы музейной педагогики;

- продолжать учить сравнивать, развивать навыки практического соотнесения предметов по величине, учить обосновывать свой выбор.

Развивающие

- развивать навыки перцептивно-исследовательской деятельности;

- развивать навыки употребления в речи антонимов, синонимов;

- развивать навыки ориентировки в пространстве, уточнить значение простых и сложных предлогов;

- формировать приемы анализа и синтеза;

- развивать память, слуховое внимание, речевую активность детей;

- развивать общую моторику, координацию движений.

Воспитывающие

- воспитывать чувство уважения к народному творчеству;

- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Оборудование: мяч, мишка, волчок, барабан; матрешки (Семеново, Полохов Майдан, Загорск).

Ход занятия

Отгадайте загадку об игрушке, найдите эту игрушку и поставьте (положите) ее на (под) стол (стул), около стола (стула), между столом и стулом. Объясните свои действия, например, «Я положил мяч под стол».

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

(Мяч)

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Меня спроси. Как я тружусь,

Вокруг оси своей кружусь.

(Волчок)

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

(Мишка)

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает.

(Барабан)

- О чем эти загадки? (Об игрушках)

- Почему это игрушки? (Мы с ними играем?)

- Как нужно играть с игрушками? (Аккуратно)

- Как сказать по-другому? (Бережно, осторожно)

- Назовите игрушки, которые вы видите в кабинете.

- Назовите вашу любимую игрушку.

- В какие игрушки любят играть мальчики (девочки)?

- А теперь сказка…

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник. Который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. И решил Художник снова отправиться путешествовать в далекие края, мир посмотреть и себя показать. Но прежде, решил он взять с собой сувенир – красивый предмет, подарок, который бы мог представить собой образ его страны – России.

Долго искал Художник такой сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку:

Ростом разные игрушки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

- Догадались, о какой игрушке идет речь? (Педагог показывает детям матрешку.)

С давних времен матрешка на Руси считалась символом богатства и оберегом семьи – хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек), поэтому ее дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей.

Матрешки изготавливались из дерева, как и многие игрушки и предметы обихода (кроватка, в которой спал малыш, посуда, санки и др.), ведь дерево живое, теплое, доброе.

- Назовите игрушки русской избы, выполненные из дерева. (Лошадка, куклы-малышки, свистулька и др.)

Детям дается возможность прикоснуться к игрушкам.

- Как вы думаете, из каких деревьев их вырезали? (Липы, осины, березы)

- Почему именно матрешку взял Художник в свое путешествие? (Помочь детям увидеть связь между словами матрешка – мать – родительница – родина – Россия).

Педагог предлагает детям рассмотреть, подержать в руках матрешек разных стилевых направлений (Семеновская, Полохов-майданская, Загорская), обращает внимание на особенности разной росписи (Презентация, музыкальное сопровождение «Русские наигрыши»).

Семеновские матрешки нарядные, в их убранстве много золота, желтых, зеленых, красных цветов.

Полохов-майданские нарядны по-своему, их отличает черная обводка всех изображений, украшение матрешек олицетворяет идею цветущего сада и красоты земли.

Загорские матрешки степенные, в их украшениях преобладают краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми красками.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопки в ладоши)

На ногах сапожки, (Нога вперед на пятку)

Топают матрешки. (Шаги на месте)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны в стороны)

Всем знакомым поклонись. (Поклон)

В сарафанах ваших пестрых (Повороты вправо, влево)

Вы похожи, словно сестры. (Руки на пояс, движения плечами вверх, вниз)

Игра с мячом «Назови слово с противоположным значением»

Большая (матрешка) – маленькая, высокая – низкая, тяжелая – легкая, старая (игрушка) – новая, длинный (фартук) – короткий, широкий – узкий и др.

Игра «Скажи по-другому»

- Большая (крупная, огромная).

- Маленькая (небольшая, крошечная).

- Старая (древняя, ветхая).

- Как вы думаете, какую матрешку выбрал Художник в качестве сувенира? Дети высказывают свое мнение, описывая понравившуюся матрешку, не указывая на нее.

Игра «Найди по описанию»

Начинает игру педагог, описывая матрешку по плану, с использованием опорных картинок (Что это; цвет; форма; величина; материал, из которого изготовлена игрушка; как с ней можно играть.). Далее дети по очереди рассказывают о выбранной матрешке.


В заключение ребятам предлагается посмотреть клип «Матрешки» (Презентация), при желании можно подвигаться под музыку.


Ресурсы

Копцева Т.А. «Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов». М., 2006 г.

Морозова И.А, Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР".


Сервисы

Загадки про игрушки http://antropov-evgeniy.narod.ru/detym/Detskie_zagadki/490Igrushki.htm


Русские наигрыши
MP3 / 3.11 Мб

Схема для составления описательного рассказа
DOCX / 866.78 Кб


Презентация
PPT / 14.64 Мб



Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (4)

Любовь, 26.01.21 в 19:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный и полезный материал!
Коновалова Елена Валерьевна, 26.01.21 в 21:58 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за внимание к моей работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.