Конспект занятия по познавательному развитию в старшей дошкольной разновозрастной группе «Пернатые друзья!»

0
0
Материал опубликован 25 September

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Пернатые друзья!»

Форма проведения: Познавательно-игровая беседа с творческой мастерской.

Цель:

Формирование у детей представлений о перелетных птицах, воспитание заботливого и бережного отношения к пернатым.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и расширить знания детей о перелетных птицах (ласточка, скворец, журавль, грач, кукушка) и причине их отлета осенью.

Дать представление о том, какие птицы остаются зимовать (зимующие).

Закрепить понятие «кормушка» и познакомить с видами корма для птиц.

Учить создавать выразительный образ кормушки в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать связную речь, обогащать активный словарь (перелетные, зимующие, стая, клин, косяк, кормушка, подкормка).

Развивать мелкую моторику рук через работу с пластилином, крупой, бумагой.

Развивать внимание, память, мышление в ходе дидактических игр и беседы.

Воспитательные:

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи в ходе коллективной работы.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, аудиозапись с голосами птиц, магнитная доска.

Раздаточный материал для творчества (на каждого ребенка):

Заготовка кормушки-домика из картона.

Пластилин разных цветов.

Клей ПВА, кисточки для клея.

Пшено (в небольших мисочках).

Цветная бумага для птичек, заранее подготовленные трафареты.

Салфетки бумажные и влажные.

Дощечки для лепки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Создание игровой мотивации

(Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель включает тихую аудиозапись с щебетанием птиц.)

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, тишину. Она не совсем обычная сегодня. К нам в гости спешит Осень, и она принесла с собой особые звуки. Что вы слышите? 

Дети: Птичек! 

Воспитатель: Правильно! Но осенью их пение звучит по-особенному – не так весело, как летом. Они как бы говорят «до свидания» нам. Сегодня мы с вами поговорим именно о них – о наших пернатых друзьях. А поможет нам в этом вот этот волшебный клубочек.

(Воспитатель берет в руки клубок ниток.)

Воспитатель: Я начну, назову птицу, а потом передам клубочек вам. Кто возьмет клубочек в руки, тот и назовет любую птицу, которую знает. Таким образом, мы с вами все вместе «сплетем» паутинку знаний о птицах. Договорились? 

Дети: Да!

Проводится игра «Назови птицу»

для удобства на магнитной доске находятся картинки с разными птицами)

Воспитатель начинает: «Воробей», передает клубок ребенку, тот называет, например, «синица», и т.д. В конце у воспитателя в руках получается «паутинка».)

Воспитатель: Вот сколько птиц вы знаете! Молодцы! А сейчас наша паутинка превратится в клубок знаний, который поможет нам на занятии.

(Воспитатель аккуратно сматывает клубок.)

2. Основная часть. Познавательная беседа

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что птиц на улице стало меньше? Куда же они деваются? 

Дети: Улетают в теплые края. 

Воспитатель: Верно! Птиц, которые улетают от нас осенью в теплые страны, называют… кто помнит? 

Дети: Перелетные!

(На мольберт выставляются картинки перелетных птиц: ласточка, скворец, грач, журавль, кукушка.)

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, почему они улетают? Им что, холодно? 

Дети: Да, холодно! И есть нечего! 

Воспитатель: Совершенно верно! Главная причина – нехватка еды. Прячутся насекомые, замерзают водоемы, исчезают ягоды. А перья у птиц очень теплые, они бы и мороз не пережили. Посмотрите на этих птичек. Давайте назовем их.

(Дети называют птиц)

Воспитатель:

Ласточки и стрижи ловят насекомых прямо на лету. А осенью насекомые исчезают.

Грачи ищут жуков и червячков в земле, но земля скоро замерзнет.

Утки и лебеди улетают, потому что замерзают реки и озера.

А журавли улетают стаей, выстраиваясь клином, или, как еще говорят, «ключом». Давайте попробуем изобразить журавлиный ключ!

Проводится физкультминутка «Журавли»

Журавли летят, курлычут, (Дети машут руками, как крыльями) 

Нам прощанье шлют, кричат: (Говорят: «Курлы-курлы!») 

«До весны, до весны, (Повороты туловища вправо-влево) 

Возвращаться к вам должны!» (Шагают на месте, высоко поднимая колени)

Воспитатель: А все ли птицы улетают? Каких птиц мы видим зимой во дворе? 

Дети: Воробьев, синиц, голубей, ворон, сорок.

(На мольберт выставляются картинки зимующих птиц)

Воспитатель: Правильно! Эти птицы не боятся холода и находят себе корм рядом с человеком. Они остаются с нами зимовать, поэтому их называют… 

Дети: Зимующие! 

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь зимующим птицам пережить суровую зиму? 

Дети: Сделать кормушки! И кормить их!

3. Практическая часть. Творческая мастерская «Кормушка»

Воспитатель: Вы предлагаете отличную идею! Давайте не будем ждать зимы и прямо сегодня сделаем для наших пернатых друзей красивые и кормушки! Проходите за столы.

(Дети проходят за столы, где заранее подготовлены материалы)

Воспитатель (показывает свою заготовку): Посмотрите, у каждого из вас есть вот такой домик-кормушка. Но он еще совсем простой. Давайте сделаем его нарядным и удобным для птичек.

Поэтапное выполнение работы:

«Утепляем домик». «Чтобы наша кормушка была уютной, давайте сделаем ей красивую окантовку из пластилина. Возьмите кусочек пластилина, скатайте тонкую колбаску и прижмите ее по краям нашей кормушки, особенно по уголкам крыши. Так наш домик будет еще крепче». (Воспитатель показывает на своем образце. Дети выполняют. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь)

«Сыплем корм». «А теперь самое главное – насыплем птичкам угощение! Аккуратно кисточкой намажем клей на дно кормушки, внутрь нашего домика. Теперь берем щепотку пшена и посыпаем его на клей. Слегка прижмем, чтобы зернышки хорошо приклеились. Вот какое угощение! А вы знаете, каким птичкам особенно нравится пшено?» (Дети высказывают предположения. Воспитатель уточняет: «Воробьи, синички, голуби».)

«Ждем гостей!». «Наша кормушка готова, и в нее уже слетаются гости! Давайте сделаем птичек. У вас на столах есть цветная бумага. Необходимо вырезать птичку по трафарету. (Дети вырезают птичек. Воспитатель помогает.) «Теперь поселим птичку в кормушку. Мы ее не будем приклеивать, а посадим на пластилина, чтобы она могла «прилетать» и «улетать». (Дети выполняют задание.)

4. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, какие замечательные, уютные кормушки у нас получились! Давайте устроим выставку.

(Дети выставляют свои работы на общий стол или специальную полку.)

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, каких птиц мы сегодня назвали перелетными?

А почему они улетают?

Как мы можем помочь птицам, которые остаются зимовать?

Воспитатель: Вы сегодня были очень внимательными, дружными и старательными. Вы не только много узнали о птицах, но и сделали очень доброе дело – приготовили для них замечательные кормушки. Вечером вы обязательно покажите их своим родителям и расскажите, как важно заботиться о наших пернатых друзьях.

t1758807764aa.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.