Конспект занятия по проектной деятельности «Символы, которые нас всех объединяют» (5–6 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Камская основная общеобразовательная школа"
Конспект занятия по проектной деятельности
с обучающимися 5-6 классов
"Символы, которые нас всех объединяют"
Разработала :
старшая вожатая
МБОУ "Камская основная
общеобразовательная школа"
Широкова Ольга Валерьевна
с. Камское 28.11.2021
Время проведения: 40 минут
Класс: 5-6
Количество участников: 6-10 человек.
Цель: создание условий для погружения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формирование «гибких навыков»;
-развивать творческое мышление, воображение;
- формировать умение составлять план, распределять свои дела;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.
--выявить уровень знаний обучающихся об этапах проектной и исследовательской деятельности.
В процессе учебного занятия у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
личностные: умение проявлять внимание, желание больше узнать; умение проявлять доброжелательное отношение к педагогу и сверстникам;
познавательные: умение воспринимать и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чем говорят); умение самостоятельно понятно и грамотно формулировать свои мысли, умение работать в группе;
регулятивные: умение в сотрудничестве с педагогом ставить учебную задачу, планировать предстоящую деятельность; умение оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
Методы и приёмы: беседа, рассказ, демонстрация с использованием ИКТ, метод самостоятельной работы, похвала, пояснение, одобрение, обсуждение, проблемные вопросы, метод проектов.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
Я хочу сказать «здравствуйте» тем, кто пришел на занятие в хорошем настроении . Я хочу сказать «здравствуйте» тем, кто хочет научиться чему-нибудь новому. Это желание диктует нам с вами сама жизнь. Мы должны постоянно развиваться, уметь самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это нам поможет развить метод проектов.
И для вас это не секрет. Знания, приобретенные вами на предыдущих и сегодняшнем занятиях, станут опорой в жизни, ведь по большому счету жизнь – это тоже проект, требующий достижения цели и активной деятельности.
Давайте немного вспомним о проектах. Кто из вас уже составлял проект? Давайте вспомним этапы проекта
Проект – это “шесть П”:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование).
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация.
6 “П” проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
А сегодня мы на занятии познакомимся с новым видом работы над проектом, который называется Проектная задача. Проектная задача- это новая форма образовательной деятельности.
Автором технологии проектных задач является Воронцов Алексей Борисович Ныне действующий директор одной из школ г.Москвы, работающей по образовательной развивающей программе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
Проектная задача - это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения, результата в виде реального «продукта». Проектная задача задаёт общий способ проектирования, с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
III. Постановка целей мероприятия.Между проектом и проектной задачей есть сходства и есть отличия. Как вы думаете какие? Работа с проектной задачей намного легче. Эта технология и создана с целью отработки навыка проектной деятельности.
И сегодня на занятии мы будем работать с проектной задачей.
Задачи: нашего занятия :
познакомиться с технологией проектной задачи;
научиться работать с проектной задачей;
решить проектную задачу "Символы, которые нас объединяют"
Главное отличие проекта от проектной задачи является постановка проблемы. При разработке проекта проблему необходимо сформулировать самостоятельно, а в проектной задаче проблема вычленяется из ситуации. Итак, внимание на экран , перед вами две ситуации- реальная и идеальная.
В чём состоит проблема?
А какая будет цель ?
Цель- придумать символы районного слёта активистов.
IV Практическая работа
Работать мы будем в группах. Для более продуктивного сотрудничества в группе, вам надо распределить обязанности между собой.
Координатор – следит за временем
Секретарь – оформляет записи
Бодрила – подбадривает
Завхоз – обеспечивает группу необходимыми материалами
Эксперт – наблюдает за работой группы, оценивает работу группы.
Работа над проектной задачей ( дети пошагово выполняют задания проектной задачи)
Задания:
Обсудить в группе, что вы будете разрабатывать флаг или эмблему ?
Обсудите символы нашего района и села. Подумайте, что можно использовать для создание флага и эмблемы слёта? Обсудите.
Обсудите дизайн своего продукта, обсудите элементы и их обозначения
Продумайте цвета на символах и опишите, что они будут обозначать
Нарисуйте изображение символа на бумаге.
Продумайте презентацию своего продукта.
Презентуйте свой продукт
V Подведение итогов. А теперь нам необходимо про анализировать свою работу. Обсудите в группе и оцените выполнение итогового задания согласно критериям Заполните анкету для самооценки работы группы Выслушайте эксперта, наблюдавшего за вами в процессе работыVIРефлексия По методике "Незаконченное предложение"
Я – как чувствовал себя в процессе работы, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.
Я удивилась....
Я научилась...
Я узнала....
Я расстроилась...
Мне понравилось... и т.д
Мы – насколько комфортно мне работалось в группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; авторитетен ли я в вопросе….; у меня были затруднения в работе с группой.
Дело – мы достигли цели ; мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен); в чём затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
Примерный самоанализ занятия по проектной деятельности
с обучающимися 5-6 классов
"Символы, которые нас всех объединяют"
старшей вожатой МБОУ Камская основная общеобразовательная школа
Широковой О.В
№ | Аспекты самоанализа | Анализ |
1 | Организация | МБОУ "Камская основная общеобразовательная школа" |
2 | Педагог | Широкова Ольга Валерьевна |
3 | Тема | Занятие по проектной деятельности "Символы, которые нас всех объединяют" |
4 | Актуальность выбора темы | Тема актуальна, в соответствии с требованиями ФГОС. Подобное мероприятие проводится впервые. |
5 | Место в образовательной программе | Мероприятие организовано в соответствии с планом воспитательных мероприятий на 2019-2020г. |
6 | Цели, задачи | Цель: создание условий для погружения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. Задачи: - развивать творческое мышление, воображение; - формировать умение составлять план, распределять свои дела; - способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков; - воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу. --Выявить уровень знаний обучающихся об этапах проектной и исследовательской деятельности. |
7 | Идея | На занятии детям было необходимо разработать символы районного слёта активистов. "Уже более 20 лет два раза в год в Камбарском районе проходит Слёт активистов. Это мероприятие объединяет активных детей со всех школ, вожатых. На слёте мы общаемся, учимся чему-нибудь новому. К сожалению, у районного слёта нет своих символы, которые нас объединяют. Нет флага, гимна, эмблемы." |
8 | Возрастная аудитория | Учащиеся 5-6 классов, активисты, участники районных слётов активистов |
9 | Технология | Проектная задача |
10 | Соответствие темы интересам учащихся , их возрастным особенностям | Тема мероприятия "Символы, которые нас объединяют" интересна и актуальна для данной аудитории. Материал, задания соответствуют возрастным особенностям. |
11 | Организация подготовки учащихся | Подготовка учащихся заключалась в повторении структуры проектной деятельности |
12 | Уровень активности | Высокий |
| Формы, приёмы и методы | Форма работы -групповая; Методы: анализ конкретной ситуации; работа с разными источниками, "мозговой штурм", работа с проектной задачей; эвристический и практический методы., самостоятельная работа. Приёмы активного слушания; беседа с элементами диалога, похвала, пояснение, одобрение, обсуждение, проблемные вопросы, элементы метода проектов. |
13 | Использование наглядности, технических средств, ИКТ | ИКТ- Мультимедийная презентация Наглядные материалы: структура проекта, схема самоанализа работы группы, материалы для рефлексии. |
14 | Этапы занятия | Ход занятия. I. Орг. момент. II. Актуализация знаний. III. Постановка целей мероприятия. IV Практическая работа V Подведение итогов. VIРефлексия |
15 | Содержание и методика проведения | Занятие проводилось с использованием технологии "Проектная задача" по проектному методу. На этапе актуализации знаний дети вспоминают теорию проектной деятельности по определённой структуре. Затем из рассказа педагога дети знакомятся с новой технологией проектной деятельности "Проектной задачей", её структурой. Обсуждают. Сравнивают два метода "Проект" и "Проектная задача". Затем при помощи приёма постановки проблемы "Реальная и идеальная ситуация" выявляют проблему, ставят цель работы и пошагово выполняют задания проектной задачи. В результате решения проектной задачи получается продукт - Символ районного слёта активистов. Дети защищают свой продукт перед аудиторией. Затем анализируют свою работу в группе по схеме. |
16 | Рефлексия | По методике "Незаконченное предложение". Необходимо было проанализировать ситуацию с трёх позиций: я, мы, дело. Я – как чувствовал себя в процессе работы, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой. Я удивилась.... Я научилась... Я узнала.... Я расстроилась... Мне понравилось... и т.д Мы – насколько комфортно мне работалось в группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; авторитетен ли я в вопросе….; у меня были затруднения в работе с группой. Дело – мы достигли цели ; мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен); в чём затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы. |
| | |
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на занятии я.....
Больше всего мне понравилось....
Я поняла,что...
Самым интересным было...
Самым сложным было...
Сегодня я научилась....
Я хочу знать больше...
Я удивилась.....
Хочу отметить...
Я поняла....