Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы «Осмотр предметов путем сравнения»
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы
ОСМОТР ПРЕДМЕТОВ ПУТЕМ СРАВНЕНИЯ
Белякова Светлана Сергеевна
Цель:
Сравнить предметы по признакам сходства и различия, уточнить их названия, определить их основные качества; для чего предназначаются предметы и узнать материал из которого они сделаны
Учить детей отвечать развернутым ответом, формулировать выводы. которые получены в результате сравнения.
Необходимое оборудование и материал:
Салфетка, мел, сахар
Стакан, кружка
Шар, мяч
Дети сидят за столами. На столе у логопеда набор предметов, накрытых салфеткой. логопед снимает салфетку и предлагает детям посмотреть. что под ней. После рассматривания дети сравнивают предметы. логопед начинает уточнять:
Логопед | Что это? |
Дети | Это сахар |
Логопед | Что это? |
дети | Это мел |
Логопед | Правильно. Сегодня мы будем учиться сравнивать разные предметы. У меня есть в руках мел и сахар, нам надо узнать, что у них разное и одинаковое. Посмотрите. какого цвета сахар и мел? |
дети | Белого |
Логопед | А как дать полный ответ? |
дети | сахар и мел белого цвета |
Логопед | А кто догадается, как можно сказать, что одинаковое у мела и сахара? |
дети | Цвет |
Логопед | А еще как? подробнее |
дети | У мела и сахара одинаковый цвет. |
Логопед | А теперь, нам надо найти, что у них разное. как выдумаете, что будет, если сахар опустить в воду? |
дети | Он растворится |
Логопед | Правильно. А мел? |
дети | Мел не растает |
Логопед | Как сказать об этом полным ответом? |
дети | Сахар в воде тает, а мел нет |
Логопед | А кто знает, для чего нам нужен сахар |
дети | Чтобы есть |
Логопед | Правильно, дети. Сахар можно есть, а мел? |
дети | Мел не едят |
Логопед | Для чего нам нужен мел? Что им делают? |
дети | Им пишут |
Логопед | ВЫВОД: мелом пишут. а сахар едят. А теперь посмотрим на эти предметы. /показывает стакан и кружку/ |
Логопед | Это что? |
дети | Стакан |
Логопед | А это что |
дети | Кружка |
Логопед | Из чего сделан стакан7 |
дети | Из стекла |
Логопед | Кто скажет подробнее |
дети | Стакан сделан из стекла |
Логопед | Как сказать про стакан какой он? |
дети | Стакан стеклянный |
Логопед | А из чего сделана кружка? |
| Кружка сделана из железа (металла) |
Логопед | Правильно! Стакан стеклянный, а кружка железная. В этом их разница. Этим они непохожи. А как вы думаете, зачем нужен стакан? |
дети | Что бы пить |
Логопед | А кружка? |
дети | Из нее тоже пьют |
Логопед | Правильно! Из стакана и кружки можно пить. А есть ли у них что ни будь одинаковое? /показывают стакан и кружку так что бы были видны донышки/ |
дети | Донышки круглые |
Логопед | А что разное? /показываем ручку/ |
| У кружки есть ручка, а у стакана нет |
Логопед | Правильно! Молодцы Посмотрите, что я еще принесла вам для сравнения (шар и мяч) Постарайтесь сами догадаться, что у них одинаковое |
дети | Форма |
Логопед | Какая у них форма? |
дети | Круглая |
Логопед | А что разное? |
дети | Размер |
Логопед | Кто скажет про размер мяча и шарика? |
1.Ребенок | Мяч большой, а шар маленький |
Логопед | Что еще разное у них? Кто догадался? |
2.Ребенок | Мяч резиновый, а шар пластмассовый |
| Правильно! |
Подводятся итоги занятия, логопед обобщает основное в высказываниях детей.
Логопед: Сегодня вы учились сравнивать предметы. вы учились у них находить одинаковое и разное.
Москва 2022