Конспект занятия по развитию связной речи с моделированием ситуации Тема: «Подробный пересказ текста (Басня Эзопа «Догадливый осел») со скрытым смыслом». (подготовительная группа для детей с ТНР)

0
0
Материал опубликован 23 April

Конспект занятия

по развитию связной речи с моделированием ситуации

Тема: «Подробный пересказ текста (Басня Эзопа «Догадливый осел»)

со скрытым смыслом».

(подготовительная группа для детей с ТНР)

t1745431389aa.gif

Автор: Феге Маргарита Александровна, учитель – логопед ГБОУ Школа № 709.

Описание: Предлагаю вам конспект логопедического занятия по развитию связной речи с моделированием ситуации. Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.

Задачи:

Образовательные:

Расширение и уточнение словаря по теме «Домашние животные».

Совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие:

Активизация речевой деятельности детей.

Развитие монологической речи.

Развитие навыка подробного пересказа.

Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти.

Приобретение навыка использования знаний, полученных ранее, в конкретной поисковой ситуации.

Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Формирование доброжелательных отношений между педагогом и детьми.

Приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, совместного обсуждения, умения работать в группе.


Планируемые результаты: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения и игр, слушания текстов, экспериментирования; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; умеют поддерживать беседу, участвуют в обсуждении.


Предварительная работа. Знакомство детей с домашними животными, чтение сказок и рассказов о домашних животных. Подвижная игра «Телёнок».

Оборудование: предметные картинки героев басни: лавочника, ослика; «предметов - участников»: двух мешков, губок, соли, реки. Таз с водой, соль, губки, мешочки, соль; фигурки домашних животных.


Ход занятия

I. Оргмомент.

Образование глаголов от междометий (1-2 минуты).

Логопед предлагает каждому из детей посмотреть на фигурки животных, стоящих на столе, и вспомнить, какие звуки издаёт каждое из этих животных.

Логопед: Посмотрите на фигурки животных, которые стоят перед вами. Назовите животное и скажите, как оно подает голос. Дети хором отвечают на вопросы логопеда.

Кошка: Мяукает.

Собака: Гавкает, лает.

Корова: Мычит.

Лошадь: Ржет.

Ослик: Кричит, ревёт.

II. Основная часть.

1.Дидактические игры по теме занятия. Совершенствование грамматического строя речи (5-8 минут).

«Один – много». (Образование множественного числа существительных).

Логопед бросает мячик ребенку, называя домашнее животное в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду, называя это животное во множественном числе.

Корова - коровы, Лошадь -… Осел -…. Собака-….

«Назови ласково».

(Упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Игра проводится с мячом (аналогично предыдущей).

Кошка-кошечка, собака - собачка, свинья- свинка.

2.Физминутка. Подвижная игра «Теленок».

Координация речи с движениями, развитие подвижности и творческого воображения (1-2 минуты)

Логопед предлагает детям пройти на коврик и построиться в кружок. Дети играют в подвижную игру, выученную заранее.

Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.

Я рогатый Показывают рожки из пальчиков.

Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.

Я хвостатый Показывают «хвостик», отводя руку за спину.

Бу- бу, Два прыжка на двух ногах вместе.

Я ушастый Показывают ладошками «ушки».

Бу-бу , Два прыжка на двух ногах вместе.

Испугаю, Топают.

Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.

Забодаю. Бодаются.


3.Знакомство с текстом басни Эзопа «Догадливый осел».

Развитие связной речи. Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом с использованием приема моделирования ситуации (15-20 минут).

Логопед рассказывает детям, что такое басня:

- Рассказ нравоучительного (поучительного) характера. В начале или в конце басни содержится нравоучение( мораль). Басни высмеивают людские пороки: ложь, лень, глупость, хвастовство.

Слушанье текста.

Развитие речевого слуха.

Логопед читает текст басни Эзопа:

Догадливый осел

Деревенский лавочник купил в городе соли, уложил в корзины и навьючил на осла. Пришлось ослу через ручей переходить. Споткнулся осел и упал в воду. Когда он вышел из воды, ему гораздо легче стало. Обрадовался осёл.

Лавочник вернулся в город и снова наполнил корзину солью. Когда осел вошёл в ручей, то уж нарочно упал и радостно заревел.

Лавочник понял плутню осла, ещё раз воротился в город и навьючил осла уж не солью, а губками. Дошёл осел до середины ручья и опять упал в воду. И не смог сам подняться ослик.

Так и некоторые люди своими собственными хитростями, сами того не ведая, доводят себя до беды.

Логопед объясняет детям по ходу чтения текста значение новых слов: «лавочник»- тот, кто торгует в лавке, «навьючил»- нагрузил, «плутня» - хитрец. А на доске по ходу чтения вывешивает картинки героев и «предметов-участников» текста (лавочника, ослика, двух мешков с изображением губки и соли, реку ).


Беседа по прочитанному тексту.

По окончании чтения текста логопед задает детям вопрос:

- Как вы думаете, почему ослик не смог сам подняться?

Дети рассуждают.


Моделируем ситуацию. (Проводим с детьми эксперимент). Берем таз с водой, два «мешочка» - поклажу ослика, один наполняем солью, другой - губкой, опускаем их по очереди в воду. Наблюдаем, что соль растворилась (можно попробовать на вкус воду), и мешочек стал пуст, а губка воду впитала, «поклажа» стала тяжелее.


Задаем итоговый вопрос:

Логопед: Почему ослик не смог сам подняться?

Дети объясняют, что соль в воде растворилась, и мешки с грузом стали легкие, поэтому ослик решил схитрить в следующий поход в город, чтобы не нести тяжелый груз. А когда хозяин понял эту хитрость, он решил нагрузить ослика губками, которые не только не растворяются, но и впитывают в себя воду, и становятся намного тяжелее. Поэтому сам ослик подняться не смог .И если ему не помочь, он может утонуть.

Традиционная работа по пересказу текста.

Логопед задает подробные вопросы, восстанавливающие структуру текста. Дети отвечают на них близко к тексту, усваивая синтаксические конструкции, и лексику текста.

Кто ходил в город? (Лавочник).

Зачем? (Купить соль).

На кого погрузил поклажу? ( На ослика).

Через что пришлось переходить ослику? (Пришлось через ручей переходить)

Что с ним случилось? (Споткнулся осел и упал в воду).

Когда он вышел из воды, что он заметил? ( Когда он вышел из воды, ему гораздо легче стало).

О чем подумал ослик? ( «Это хорошо, - думает осел. Вперед знать буду!»)

Когда лавочник снова отправился в город, что он купил? (Соль).

Что сделал ослик на этот раз? (Когда осел вошёл в ручей, то уж нарочно упал и радостно заревел).

Понял ли хитрость хозяин? (Лавочник понял плутню осла).

Что сделал хозяин? (Ещё раз воротился в город и навьючил осла уж не солью, а губками.).

Что случилось с осликом на этот раз? ( Дошёл осел до середины ручья и опять упал в воду, но когда губки напитались водой, то ноша стала тяжелее прежнего. И не смог сам подняться ослик).

Чему учит басня людей ? ( Не обманывать, не хитрить. А то эти хитрости могут довести тебя же до беды).

4.Пересказ текста детьми самостоятельно

Пересказывают несколько детей. Логопед следит за точностью и логичностью пересказа.


III.Итог.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, что им понравилось, какие игры запомнились. Понравился ли опыт, который они проводили. Оценка работы детей на занятии (1-2 минуты).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.