Конспект занятия "Путешествие в страну правильной речи"
Тема: «Путешествие в стану правильной речи»
Задачи:
1.Познакомить детей с органами артикуляции, артикуляционными упражнениями.
2. Познакомить с упражнениями на развития речевого дыхания.
3.Развивать мелкую моторику.
4. Познакомить со звуками речи (гласными, согласными, речевыми и неречевыми).
5.Уточнить лексико-грамматические представления по теме дикие и домашние животные.
6. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
Оборудование: речевые палочки, демонстрационные карточки, изображающие органы артикуляции, муляж ротового аппарата, массажные шарики Су-джок, грецкие орехи, индивидуальные зеркала, пособие «Радуга» мультимедия, бумажные кораблики, сухой бассейн с пшеном.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Звучит мелодия «Дорога добра»
1.Этюд приветствия «Хорошее настроение, передай другому»
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди вставайте с постели.
Вся темнота расплылась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так, как вас называет мама.
2.Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, узнаем. Что того, чтобы правильно и красиво говорить. Вы готовы. Ну, тогда вперед
Слайд 1 окно в сказку
- А отправимся мы с вами на корабле.
Слайд 2 картинка корабль.
Много препятствий встретятся на нашем пути, но мы пойдем дорогою добра и будем помогать друг другу.
3. Дыхательная гимнастика.
- Наш кораблик что-то стоит на одном месте. Поможем ему. А что нужно для того, чтобы он побежал по волнам (ветер)
По волнам кораблик мчится,
Паруса как крылья птицы.
Дует в море вольный ветер
Самый сильный он на свете.
Дуем вперед на кораблик, губы трубочкой, щеки не надуваем.
-На руку снежинка села, сдуваем снежинку;
-Замерзли руки, тёплым воздухом греем руки.
4.Пальчиковая гимнастика
Подошли к острову пальчиков
Слайд 3 пальчики
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
Пальцы — дружная семья.
Друг без друга им нельзя
Вот — большой, а это —средний,
Безымянный и последний, —
Наш мизинчик-малышок.
Указательный забыли!
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движенья выполнять.
«Пароход», «Лодочка», «Дом», «Очки», «Солнышко»
5. Массаж пальцев с помощью суд-жок шарика
Слайд 4 картинка еж
а/Отгадать загадку
Подушечка с иголками тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала (ёжик)
б/ Нахождение шариков в сухом бассейне
Упражнения с шариками «Еж»
Ежик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки,
Ты колючий, ну и что ж.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул,
Лег в кроватку и заснул.
5. Беседа об органах артикуляции
-Подошки к домику язычка
а/ Разгадывание загадок
Слайды 5-8
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Можем бантиком сложить,
Можем улыбнуться,
В радости – поцеловать,
Сжать, еды коснуться…
Ими прикрываем зубы
Что это? Конечно … (Губы)
На морозе красные
В ямочках, прекрасные,
(Рядом нос и рот широкий…)
Не узнали? – Это…… щеки
Белые братишки
в красненьком домишке
С братьями дружат
живут и не тужат…? (зубы)
б/ Показ органов артикуляции на макете языка. Сравнения языка с ладонью.
в/ Работа с «речевыми палочками» и зеркалами. Показ по заданию органов артикуляции.
6. Артикуляционная гимнастика
Показывается картинка артикуляционного упражнения дети выполняют.
«Улыбка», «Заборчик», «Окошечко», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики», «Вкусное варенье».
7. Динамическая пауза
Два веселых братца гуляли по двору
Два веселых братца затеяли игру:
Делали головками ник, ник, ник,
Пальчиками ловкими чик, чик, чик.
Хлопали ладошками хлоп, хлоп, хлоп,
Топали ножками топ, топ, топ.
8. Знакомство со звуками (гласными, согласными)
Слайд 9 цветок
Отдохнули и отправились дальше. Ребята, посмотрите, на нашем экране цветок. Это не просто цветок, а цветок-звуковичек. Нам нужно будет составить цветок из звуков. А каких сейчас узнаем, (беседа о звуках) Дидактическая игра «Составь цветок»
9. Дидактическая игра «Радуга» с лентами.
II. Итог занятия
Вот и подошло к концу наше путешествие. Далеко уплыл наш кораблик. Пора возвращаться.
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, четко, правильно
я говорить хочу.
-А что бы вы, ребята, хотели сказать на прощание.
Спицына Любовь Ивановна