Конспект занятия в 4 классе на тему «Путешествие в страну правильной речи»
«Путешествие в страну правильной речи»
ЦЕЛИ
Развивать навыки выразительного чтения учащихся.
• Развивать понятийный словарь учащихся.
• Развивать слуховое восприятие.
• Развивать суффиксальный, префиксальный способ словообразования.
• Воспитывать умение слушать товарищей.
развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в связной речи; обогащать и активизировать словарь по теме: «Скороговорки», «Загадки», «Пословицы», «Речевые песенки», совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; развивать просодическую сторону речи: темп, ритм, интонацию;
- развивать речеслуховую память; воспитывать умение работать в команде.
Социализация - воспитывать любовь к родному языку, желание говорить правильно и красиво; создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки; привлекать родителей к участию в праздниках; воспитывать у детей и родителей интерес к логопедическим занятиям.
Физическая культура – развивать мелкую моторику.
Здоровье – сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально – благоприятную обстановку на занятиях.
Коммуникация - автоматизировать поставленные звуки во всех ситуациях речи, развивать навыки самоконтроля за речью; совершенствовать дикцию речи: работать над четкостью, ясностью произнесения слов и фраз; совершенствовать правильную речь; совершенствовать грамматические категории; закреплять навыки звукобуквенного анализа; активизировать творческие способности.
Чтение художественной литературы – развивать умение драматизировать отрывки из художественных произведений; обращать внимание на выразительные средства языка, используемые автором.
Ход мероприятия:
Логопед: Дорогие гости, сегодня у нас праздник. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну правильной речи. Ребята на логопедических занятиях обучались красивой и правильной речи, чтению и рассказу. И теперь они покажут гостям, чему научились. Итак, праздник начинается!
Звучит музыка.
На экране слайды из разных букв и буквы, о которых говорят дети.
Выходят участники и исполняют песню "Игра"
Текст песни
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.
Что это такое - "портфель" без "фель"?
Это все равно, что "медведь" без "ведь"!
И, конечно, если "трамвай" без "вай",
Это что угодно, только вовсе не трамвай!
*****
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова. слова
Что это такое - "луна" без "на"?
Это все равно, что "земля" без "ля"!
И, конечно, если "лимон" без "мон",
Это что угодно, только вовсе не лимон!
*****
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.
Что это такое - "зима" без "ма"?
Это все равно, что "каток" без "ток"!
И, конечно, если "игра" без "ра",
Это что угодно, только вовсе не игра
*****
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва
Научись, научись не глотать слова!
На экране слайд с текстом.
Логопед: Прочитаем все вместе на экране правило красивой и правильной речи.
« ГОВОРИ ВСЕГДА КРАСИВО, ГРОМКО И НЕТОРОПЛИВО, ГОВОРИ ВСЕ ВНЯТНО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО» (слайд 1).
За высокими горами, за глубокими морями чудная страна там есть под названием “Правильная речь”. (слайд 2).
Закроем глаза и дружно скажем: “Один, два, три – волшебство к нам приходи”.
Вот мы уже слышим шум моря, крики чаек, вдыхаем свежий, чистый, морской воздух.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза.
Как во всяком книжном царстве,
Королевским государством
Правит мудрый царь-старик
Строгих правил — Речевик!
На троне сидит учащийся в форме царя Речевика.
Год за годом, день за днем
За порядком следит он,
Чтобы жители страны
Грамотную речь вели
И правильно писать могли!
Царь (грозно смотрит вокруг себя, затем поднимается с трона)
Слуги-звуки, подходите,
Обстановку в школе доложите!
Дружат с вами ли ребята?
Звуки (вместе)
Не всегда бывает лад,
Нарушают звукоряд:
Пропускают, добавляют,
Иногда переставляют.
Царь
Нужно меры предпринять —
Спецурок ребятам дать!
Дает рукопись Звукам, в которой записан урок.
Звуки (вместе)
Принимаем ваш указ,
Идем с уроком в 4 класс!
Под музыку марша Звуки обходят класс и встают в середину класса перед учащимися.
Звуки (вместе)
Шлет привет ребятам Речевик!
Спецурок им дать велит. (отдают логопеду послание)
Логопед. Ребята царь – речевик прислал нам послание провести спецукрок и предлагает для начала задание игру «Сколько в слове звуков назову?».
Сразу всех предупреждаю:
Без рук ответ не принимаю!
А за каждый правильный ответ
Жетон получит …………….
Что здесь …………………….
Вот словечко вам «Луна» — Сколько звуков спрятала она? (слайд 3)
Слово «школа». (Пять звуков.) (Слайд 4)
Слово «Роза». (Слайд 5)
Однажды буквы поиграли,
Не по порядку в слове встали,
Но как им место отыскать?
Слова совсем нельзя понять.
И плачут буквы громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
(На слайде появляются слова:
СЕНЬО (осень)
ЛАШКО (школа)
БЯТАРЕ (ребята)
ЖБАДРУ (дружба)
ДОРАСТЬ (радость)
Логопед: Видите, ребята, какие Замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.
(Логопед смотрит послание) А теперь игра другая!
Все ли вы, ребята, знаете,
Что у многих звуков пары есть?
Предлагаю всем игру «Парочку найди свою».
Подарю я звук тебе — Пару ты подаришь мне!
На экране все скороговорки
Царь Приходит.
Хорошо
А теперь хочу я знать,
как у Грамматики дела обстоят?
Входит Грамматика.
Как дела ваши идут?
Правила ребята чтут?
Уважают ли законы
Родного языка?
Грамматика говорит.
Я скажу вам так, наш царь,
Премудрейший государь,
Детям грамота дается.
Но бывают и вопросы:
Как предлоги написать?
Ударение указать?
И многое-многое другое.
Царь
Нужно меры предпринять — Спецурок ребятам дать!
Дает рукопись Грамматике, в которой записан урок.
Грамматика Принимаю ваш указ. Иду с уроком в 4 класс!
Грамматика под музыку марша обходит класс и встает по середине класса перед учащимися. Разворачивает рукопись-грамоту. Передаёт логопеду.
Логопед:
Вас приветствует, друзья,
Строгая Грамматика!
Ведёт наблюдения за вами она
С самого первого класса!
Вот вопрос для вас, друзья:
Какую часть речи называю я?
(слайды. Рисунки предметов или действия людей, животных)
Стол;
сидит;
за (предлог за)
;ученик
Логопед. Ребята А теперь заданье непростое Грамматика нам оставила :
Составь предложение
Кто запомнил слова
Из предыдущего задания.
Тот к составлению предложения
Приложит все старания!
Учащиеся пытаются составить предложение.
Правильный ответ:
«Ученик сидит за столом». (слайд).
Молодцы, друзья мои,
С заданьем трудным
Справиться смогли!
игра “Верни мне гласный”.
Логопед:
Мяч лови и мяч бросай, какой гласный — называй.
Логопед по очереди бросает мяч каждому ребенку, просит придумать слово на данный звук, называя слово, ребенок возвращает мяч в руки логопеду, называя гласный звук из этого слова.
Слова: рот, лук, сыр, мир, лак, куст, рис, дом, суп, миф.
Объясните, что обозначают эти слова. (какие ещё можно слова).
кру’жки – кружки’, за’мок-замо’к, и’рис-ири’с, бе’лки-белки’. Какие то палочки нарисованы… ничего не пойму? (слайды).
Ударение». Для этого отгадайте загадки
Загадки:
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт,
Переставишь ударенье –
И на двери он висит. (Замок, замок)
Если первый слог ударный,
Мы посуда для питья
Переставьте ударенье –
И чертите нас, друзья. (Кружки, кружки)
- Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.
Логопед. Ребята нам грамматика оставила ещё одно задание. Что – то случилось с предложениями. Давайте попробуем разобраться. (слайды).
Ёлка прыгнула на белку.
Булка с колбасой съела Володю
Тёплое молоко выпило малыша.
Небо плыло по белому облаку.
Новое платье испачкало Милу.
Каска одела солдата.
Физминутка. Игра “Рыба, птица, зверь”. На экране слова – названия животных, птиц и насекомых, дети выполняют движения, соответствующие движениям рыб, птиц, зверей. (Ворона, заяц, медведь, лиса, сова, змея, обезьяна)
Ребята а ещё любимая игра грамматики «доскажи словечко». Поиграем. Незабываем правило. Кто знает руку поднимаем.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота ….(гол)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная ….(задача)
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок)
Веселятся Коля, Лена –
Это значит …(перемена)
На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?…
белка
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица…
грач
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый…
гусь
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись: … дятел
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…
еж
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля…
енот
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?…
зайка
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это…
кот
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…
крокодил
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?…
лиса
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…
медведь
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?…
мышка
Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может…
муравей
Кто имеет один рог?
Отгадайте! …
носорог
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —…
осьминог
Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? …
олень
Вперевалку шел со льдин
Очень важный к нам…
пингвин
Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это…
поросенок
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это…
птица
Лесники ее котят
Взять с собой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это…
рысь
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать… сверчок
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они — морские… свинки
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг — вспорхнули яблоки.
Ведь это…
снегири
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый…
светлячок
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова…Это…
сова
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?…
соловей
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?…
слон
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это?…
стрекоза
Грамматика. Славно наш прошел урок,
Пусть знания вам эти будут впрок!
Грамматика подходит к царю.
Спецурок я провела!
Царь
Хорошо, помощница моя! Теперь пришла пора моя!
Царь встает и идет к учащимся.
Поприветствовать спешу вас,
Вы уже не малыши.
С каждым годом все взрослейте,
Нас порадовать должны!
С каждым годом все слабею.
Старость скоро вовсе одолеет!
Ребята Я приготовил пожелание для вас, но боюсь, что вы его не сможете прочитать.
Учащиеся составляют слова из разбросанных букв. В результате получается фраза «Молодцы». (слайд.)
Царь. Молодцы, ребята,
справились с заданием!
Пусть поменьше будет троек.
Двойкам мест не оставлять!
Без помарок, без ошибок
Будет чистой пусть тетрадь!_
А еще — спеши учиться!
Ведь школьная пора одна,
И не заметишь,
Как скоро ты простишься
И уйдешь
Со школьного двора!
Логопед объявляет результаты. Подсчитываем жетоны.
Царь. Передаёт корону тому у кого больше всего жетонов.
Ребята, я думаю, вы не будете возражать, если свою корону я передам ученику, заработавшему наибольшее количество жетонов.
Передает корону учащемуся, у которого больше всего набрано жетонов. «Новый царь» раздает поощрительные призы.
Праздник заканчивается песней.
Исполняется песня “Маленькая страна”:
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт,
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев.
Маленькая страна,
Правильная страна,
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам,
Чтоб никогда Ошибка Злая
Не появилась там.
Нам Звуковик поможет точно
Звуки произносить,
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить.
Голавачёва Марина Алексеевна
Мищенко Ольга Алексеевна