Конспект занятия «Разработка экскурсионного краеведческого маршрута»

8
0
Материал опубликован 5 August 2020 в группе


Конспект занятия

Подготовил: Артюшина Наталья Николаевна, методист туристко-краеведческого отдела МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска

Конспект занятия разработан на основе инновационной технологии индивидуализации обучения - «обучение в сотрудничестве» (работа в малых группах по методике обучения в сотрудничестве Student Team Learning - STL, обучение в команде).

Педагог (ФИО) __Артюшина Наталья Николаевна__________

Направление__________краеведение ( дополнительное образование)__________________

Образовательный курс_______дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные сальчане» (краеведческой направленности, 3-й год обучения)_______________

Возраст обучающихся______14-15 лет_______________________________________

Тема занятия _____ «Разработка экскурсионного краеведческого маршрута»_____

Необходимое оборудование___ компьютерный класс с мультимедийным оборудованием (с достаточным количеством ПК и выходом в Интернет, экран для демонстрации, видео-проектор, музыкальные колонки)____

Время занятия: 2 академических часа (по 45 мин)

Цель занятия - повышение эффективности целостного учебно-воспитательного процесса.


1. Организационный момент:

Цель – привлечение внимания обучающихся к экскурсионной деятельности, с целью пропаганды бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края.
Задачи:
1. Через мотивацию обучающихся, сконцентрировать их внимание на теме, содержании и форме предстоящей работы на занятии.

2. Создание благоприятной доброжелательной атмосферы на занятии.

Используемые методы обучения:

- по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся: рассказ, демонстрация, инструктаж;

- по источнику получения знаний: словесные, использование технических средств, просмотр слайдового клипа.

Время – 5 мин.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

1.Получение информации.

2.Подготока рабочих мест.

3. Просмотр музыкального слайдового клипа «Сальский вальс» 4.Получение плана работы на занятии.

1.Организация обучающихся на образо-вательный процесс, мотивация (приветствие, сообщение темы и цели занятия, напоминание о ТБ на занятии).

Вступительное слово педагога: Чувство малой Родины со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, появляется у человека с детства. Среди просторов нашей Родины есть край, где находится наш родной дом, наша родная земля – город Сальск. Сальская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее. И каждый из нас может прикоснуться к этой истории через учебники и художественную литературу по истории Донского края, искрометные и содержательные экскурсии руководителей музея Дома пионеров и школьников и музея городского Дома культуры, через публикации материалов на страницах наших районных газет и интернет-источники.

Педагог читает отрывок из стихотворения О.Волобуева
Города – города,

Вы похожи и так не похожи,

Вы растите детей

И, как дети, торопитесь ввысь,

Только есть на земле,

Есть у каждого самый хороший,

Тот единственный город,

Где некогда мы родились.

2. Демонстрация слайдового клипа на песню «Сальский вальс», отражающего содержание темы занятия (приглашение на видео-прогулку по родному городу) - 4.00 мин.

3. Сообщение плана работы, формы самоорганизации на занятии – работа в мобильных динамических подгруппах – по методу «STL», обучение в команде).


Подготовка и использование слайдового клипа на песню «Сальский вальс» в исполнении А.Маце-гора (автор Николай Луценко)

2. Изучение нового учебного материала.

Цель – развитие образовательной деятельности обучающихся средствами краеведческо - экскурсионной деятельности. Задачи:

1.изучение краеведческого опыта в организации экскурсионной работы;

2. получение новой и систематизация имеющейся информации по историческому, культурному, природному наследию родного города;
3.освоение новых форм и методов коллективной работы ( обучение в команде).
4. воспитание патриотизма и гражданственности.

Используемые методы обучения:

- по внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся: видео-лекция, беседа, рассказ, демонстрация, упражнение;

- по источнику получения знаний: словесные, использование технических средств, просмотр тематической слайдовой презентации, наглядные (демонстрация опыта работы в форме слайдовой презентации), практические (практические задания, тренинги).

Общее время:30 мин

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

1.Просмотр слайдовой презентации. Участие в беседе по её содержанию.

2. Ознакомление с алгоритмом работы : - титульный лист
-вступление
-карта-схема экскурсионного маршрута
- основная часть
- заключение
- библиография

3.Ознакомление со структурой текста экскурсии:

- титульный лист
-вступление
-карта-схема экскурси-онного маршрута
- основная часть
- заключение
- библиография

4.Формирование рабочих подгрупп, выбор темы будущего экскур-сионного маршру-та.

1.Демонстрация слайдовой презентации сальского фото-художника Н.М.Бородулина «Мой любимый город Сальск» с комментариями педагога, с акцентом внимания на историческом, культурном, экономическом, природном наследии города (презентация содержит фото видов и объектов города, сопроводительные фото-документы к объектам). Короткая беседа по итогам просмотра.

Вопросы: - Что мы знаем о родном городе? Насколько интересна его история? Почему, мы - сальчане, можем и должны гордится своей историей? Как мы можем донести эту информацию до других людей, жителей и гостей нашего степного городка? (ответы обучающихся)

2.Коллективное обучение: Предлагает обучающимся познакомиться и изучить алгоритм обязательных последовательных действий, по которому они будут формировать будущий экскурсионный маршрут на примере готового маршрута-образца (тема «Город Сальск периода Великой Отечественной войны» - автобусная экскурсия);

3.Знакомит со структурой текста экскурсии (Приложение № 1)

Ознакомление с критериями оценки экскурсионного маршрута: в работе оценивается:
- соответствие оформления общепринятым требованиям;
- тактическое построение маршрута (логическая последовательность);
- техничность прохождения маршрута;
- соответствие теме;
- насыщенность экскурсионного рассказа историческими данными на объектах и их ценностное значение;
- связь объекта с современностью.
(
Приложение № 2)

4. Просмотр обучающего (образца) слайдового проекта автобусной экскурсии по местам боевой славы защитников и освободителей Сальского района «Над памятью время не властно…», разработанный руководителем музея боевых и революционных традиций МБУ ДО ДПШ «Служу Отечеству», методистом ДПШ Т.А. Лоза.

Процесс обучения: Упражнение обучающихся по применению полученных знаний проводится под руководством педагога. Совместная проработка основных критериев и последовательности алгоритма подготовки экскурсионного маршрута.

4. Даёт рекомендации по распределению краеведов по 3-м подгруппам: каждую подгруппу возглавляет более творческий, развитый краевед (он назначается «руководителем» экскурсионного проекта на период работы подгруппы), который набирает в свою команду помощников из состава группы.

5. Распределяет по выбору темы экскурсий (тем даётся больше, чем команд, чтобы был выбор):
- историческое наследие: «От хутора до станции Торговой», дореволюционный период (виртуальная экскурсия);

- историческое наследие: «Их водила молодость в сабельный поход…», период становления советской власти (виртуальная экскурсия);

- историческое наследие: рождение степного городка, советский период 30-60-е годы (автобусная, пешеходная экскурсия);
- культурное наследие: творчество В.К.Нечитайло (виртуальная экскурсия по музею искусств В.К.Нечитайло);
- культурное наследие: «Здесь Родины моей начало…» (пешеходная экскурсия по центральной ул. В.И.Ленина);

- духовное наследие: «Духовное возрождение. Храмы нашего города»
- экологические маршруты (заповедные места Сальского района; Ростовской области).


Используется мульти-медийное оборудование для демонстрации слайдовой презентации;










Критерии оценки экскурсионного марш-рута, структура и алгоритм распечатаны на листах бумаги формата А4

















Используется мульти-медийное оборудование для демонстрации слайдового проекта автобусной экскурсии;



3. Практическая работа

Цель практической работы – обучение разработке краеведческого экскурсионного маршрута, получение обучающимися навыков самостоятельной работы.

Задачи:

1. применение знаний и умений в новой ситуации;

2.формирование навыков планирования своей деятельности, работы с алгоритмами, проведения анализа, умения вести активный целенаправленный поиск информации, используя различные Интернет-источники;

3.формирование навыков социализации (работать в группе, вести конструктивный диалог);

4. развивать самостоятельность, творческое отношение к краеведческой деятельности;

5.воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Используемые методы обучения:

- по степени активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый;

- по источнику получения знаний: словесные (представление, обсуждение), использование технических средств, просмотр текстового и фото-материала в Интернет-источниках, наглядные, практические (практические задания);

- по логичности подхода: аналитический, синтетический.

- по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся.

Общее время:30 мин

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Каждая группа разрабатывает план экскурсионного маршрута по выбранной теме, по предложенному алгоритму:

тема экскурсии

цель и задачи ее проведения

определяют основные объекты, их ценностное назначение в историческом, культурном или экологическом аспекте

прорисовывают схему движения по этому маршруту с указанием объектов экскурсии (наклеивают фото объектов)

представляют схему движения по этому маршруту с указанием объектов экскурсии.

Распределение обязанностей между членами подгруппы.

2.Работа с Интернет-ресурсами:

- поиск и распечатка текстового и фото-материала по выбранной теме; Время выполнения задания – 20 мин.

-представление найденного материала, отбор текстового и фото-материала к содержанию экскурсии; Время выполнения задания – 10 мин.

-разработка маршрута, изготовление схемы тематического маршрута (проклеивают объекты, прорисовывают и прописывают последовательность прохождения маршрута). Соблюдение структуры текста экскурсии. Время выполнения задания – 15 мин.

Подгрупповая и индивидуальная работа педагога с отдельными воспитанниками:

Осуществляет 1.консультирование групп и отдельных обучающихся в моменты затруднений;

2. контроль за работой обучающихся в командах.

для работы обучаю-щихся предлагается

использовать:

-алгоритм по разра-ботке экскурсион-ного маршрута (представлен на экране);

-Интернет ресурсы;

- лист ватмана

-набор фломастеров

-карандаш

-линейка

-клей-карандаш.



4. Закрепление учебного материала

Цель- формирование самосознания обучающихся, когда они начинают видеть связь между способами действий и конечным результатом занятия.

Задачи:

1.обобщение и систематизация полученных знаний;

2. проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

3.обучение самопрезентации созданного экскурсионного проекта;

4.соблюдать намеченный алгоритм работы;

5.мотивация включения обучающихся в создание банка данных экскурсионных маршрутов Сальского района;

Методы обучения:

- по внешним признакам деятельности обучающихся: демонстрация, презентация экскурсионных проектов;

- по источнику получения знаний: словесные, использование технических средств, просмотр видео-ролика, слайдовых презентаций, наглядные, практические (практические задания);

- по логичности подхода: аналитический, синтетический.

- по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся.

Общее время: 15 мин.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Устное представление и творческая защита раз-работанного (чернового) проекта экскурсионного маршрута каждой под-группой. Время – до 5 мин. (выступление мо-жет быть коллективное или индивидуальное по выбору, по решению команды)

1.Организует с обу-чающимися подгрупп представление и анализ раз-работанных проектов экскурсионных маршрутов.

2.Педагог задаёт ряд вопросов по содержательной работе над проектом, с целью уточнения и определения, как отдельные обучающиеся усвоили данную тему.

Подгруппы демонстрируют наглядную схему экскурсионного маршрута

5. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия:

Цель – овладение навыками самоанализа.

Задачи:

контроль усвоения материала занятия;

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

создание дополнительной положительной мотивации обучающихся на дальнейшую творческую работу.

Общее время: 10 мин.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

1.Рефлексия усвоения содержания учебного материала: самооценка проводится по «Ле-сенке личного успеха» при выполнении инди-видуального задания (ответить на поставлен-ные вопросы по содер-жанию деятельности и сделать отметки на вертикальных шкалах личностного роста)

2. Рефлексия «Плюс-минус-интересно» -заполняют все обучающиеся.

2.Независимая оценка работы всей подгруппы «руководителем» (обу-чающимся) экскурсион-ного проекта.

3. Получение и запись домашнего задания к следующему занятию.

1. Рефлексия (подведение итогов занятия): предлагает провести самоооценку в своих подгруппах (тест на самооценку «Лесенка личного успеха», рефлексию «Плюс-минус-интересно»), а выбранного «руководителя» экскурсионного проекта дать в целом оценку творческой работы всей команды, насколько работа оказалась слаженной, эффективной по достижению намеченной единой цели, что нового узнали и чему научились в процессе занятия.

2. В конце занятия педагог кратко даёт собственную оценку проведённой группами деятельности, подчёркивает успехи каждой группы, которые зависели от стараний её членов, насколько.

3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: к следующему занятию состав групп сохраняется, каждый обучающийся дома выполняет слайдовый проект виртуальной экскурсии (не более 5-6 слайдов), готовит примерный текст проведения краеведческой экскурсии. На занятии творческие группы будут разрабатывать единое содержание тематической экскурсии по выбранной теме, которые в следующем месяце будут самостоятельно проводить с обучающимися 1-4-х классов своей школы.

При подготовке Д/З рекомендовано использовать Приложения № 1, № 2

Тест дается на индивидуальных листоч-ках (с указанием Ф.И. обучающегося, 3 верти-кальные шкалы с вопросами и критериями по выполненному зада-нию).

Рефлексия «Плюс-минус-интересно»: («+»-всё понятно; «-» пишут, что оказалось трудным, «!» - интересно,что хотелосьбы узнать подробнее)



Педагог проводит занятия краеведческого детского объединения на базе школы, где и будут организованы экскурсии с обучающимися 1-4-х классов.

Приложение № 1

Требования к практической работе
Юные экскурсоводы после выбора темы экскурсии должны распределить обязанности между членами подгруппы (команды), провести намеченную по плану творческую работу: провести поиск необходимого краеведческого материала, разработать маршрут экскурсии, подобрать яркие выразительные экскурсионные фото-объекты, раскрывающие тему экскурсии, наглядно описать их, включить эти описания в текст экскурсии с использованием приложений: набор иллюстраций, текстов цитат, наглядных пособий, фотоматериалы – не менее 3-х фотографий, соответствующих теме и объектам маршрута. Краеведческие материалы должны быть (желательно) научно обоснованными, обязательно наличие списка использованных источников, электронных ссылок и литературы.

«Нитка» экскурсионного маршрута должна проходить по территории г. Сальска и Сальского района.
Структура работы:
- Титульный лист (образец прилагается).
- Схема или карта маршрута экскурсии, включающая объекты, продолжительность (общая и конкретная от объекта к объекту с указанием времени экскурсионного рассказа), протяженность (общая в км. или м.; конкретная от объекта к объекту).
- Вступление:
цели, задачи; обоснование выбора темы;
краткая аннотация экскурсии;
вид экскурсии (транспортная или пешеходная);
краткое описание географического места проведения экскурсии;

наличие пунктов инфраструктуры: источников питьевой воды, медицинских пунктов, пунктов питания и санитарных зон.
- Основная часть: текст экскурсионного рассказа на каждом объекте маршрута (от 3 до 10 мин.).
- Заключение: общественно – полезная значимость экскурсии, связь выбранной темы с юбилейными датами города или области.
- Рекомендации по прохождению маршрута: рекомендуемый возраст обучающихся, сезонность (благоприятные месяцы для экскурсии).
- Используемые источники и литература.


Приложение № 2​​​​​​​

Требования к оформлению:
- работа представляется в печатном виде, собранная в скоросшиватель; формат листа А4; - объем текста – от 6 до 10 страниц; - шрифт - Times New Roman, обычный; - межстрочный интервал – 1,5; - размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. - все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу (правый угол); на титульном листе номер страницы не ставится; - приложения нумеруются самостоятельно;
В работе оценивается:
- соответствие оформления требованиям положения;
- тактическое построение маршрута (логическая последовательность);
- техничность прохождения маршрута;
- соответствие теме;
- насыщенность экскурсионного рассказа историческими данными на объектах и их ценностное значение;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации