Конспект занятия в ясельной группе по речевому развитию на тему: «Осенние листочки»
Конспект занятия в ясельной группе по речевому развитию
на тему: «Осенние листочки»
Материал к занятию:
-колокольчик;
-клавесы;
- бумажные листочки красного, желтого и зеленого цвета,
- раздаточные для графомоторики «Деревья и листочки» + фломастеры;
-раздаточный для пластилинографии «Листочки» + по 3 шарика пластилина красного, желтого и зеленого
цвета на каждого;
-раздаточные для блоков Дьенеша «Осеннее дерево» + блоки Дьенеша: желтые круги большого и маленького
размера;
-шаблоны для прищепок «Дерево» + по 3 прищепки желтого и 3 прищепки красного цвета на каждого;
-листочки для танца;
-раздаточный «Осеннее дерево» + ватные диски + клей ПВА + пипетки Пастера + непроливайки с красной и
желтой подкрашенной водичкой.
-туннель, массажные кочки, сенсорные панели, кольца от большой напольной пирамидки в тазике, подставка для
пирамидки.
1. Педагог звонит в колокольчик, поет: «колокольчик поѐт, на занятие зовѐт» - дети собираются
вокруг педагога.
2. Педагог, родители и дети берутся за руки и, качая руками вперед и назад, произносят:
-Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней!
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!
5. Развитие координации «Ручки, чтобы не скучать, стали птичками летать» Е.Железнова. На
полу. Дети по показу педагога с помощью родителей повторяют движения. Слова песни повторяются
-Ручки, чтобы не скучать, (машем кистями рук)
Стали птичками летать!
На такую вышину, (поднимаем ручки над головой, продолжая махать)
На такую нижину, (опускаем ручки к полу, продолжая махать)
На такую ширину, (разводим ручки перед собой, продолжая махать)
На такую ужину. (сводим ручки перед собой, продолжая махать)
Голова для них как дом, (смыкаем ручки над головкой ребенка – крыша)
Будут спать на ней вдвоѐм. (кладем ручки на головку)
6. Пальчиковый массаж «Раз кружок, два кружок» Е.Железнова. Родители/сопровождаю
взрослые аккуратно выполняют действия на ладошках детей, согласно тексту и по показу педа
Упражнение проводится сначала на правой ручке, затем на левой ручке.
-Раз кружок, два кружок. («рисуем» на ладошке кружочки)
И поставить кулачок. (ставим на ладошку кулачок)
И ладошку пощипать. (тихонько пощипываем ладошку)
А потом пощекотать! Ух! (щекочем ладошку)
7. Артикуляционная разминка + игра на клавесах «Листопад». Сидя на полу. Педагог,
артикулируя проговаривает слова разминки, мамы повторяют за педагогом последние слоги в
каждой второй строчке и помогают детям делать ритмичные удары клавесами в местах,
повторяются слоги.
-Всюду, всюду листопад.
Пад-пад-пад! (3 удара клавесами)
Листья нападают, летят.
Тят-тят-тят! (3 удара клавесами)
Озорные - там и тут!
Тут-тут-тут. (3 удара клавесами)
Листья дворники метут!
Тут-тут-тут (3 удара клавесами)
А они опять летят.
Тят-тят-тят! (3 удара клавесами)
Ох, уж этот листопад!
Пад-пад-пад! (3 удара клавесами)
8. Развитие речевого выдоха «Листопад». Педагог предлагает детям сделать листопад – поду
ладошку родителей/сопровождающих взрослых, на которых лежат бумажные разноцветные
листочки, вырезанные фигурным дыроколом. Родители показывают детям, как нужно вытянуть
трубочкой и подуть. Детям вначале выдох будет даваться с трудом, поэтому взрослые должны
помогать детям, незаметно дуть на ладошку вместе с детьми, чтобы листочки улетали с ладошки.
Разлетевшиеся листочки дети собирают, кладут их опять на ладошку, и игра повторяется.
9. Графомоторика «Деревья и листочки». Педагог показывает детям деревья, изображенные
раздаточных листах. Обращает внимание на то, что одно дерево нарисовано с желтыми листоч
в другое с красными листочками.
-Это дерево с желтыми листочками. А это дерево с красными листочками.
3
Этот желтый листочек упал с желтого дерева – вот так!
А этот красный листочек упал с красного дерева – вот так!
Затем педагог предлагает детям самим нарисовать как листочки падают с деревьев. Для этого нужно
провести пальчиком от желтого дерева вниз к желтым листочкам, а от красного дерева вниз к
красным листочкам. Дети сначала пальчиком, а потом фломастером проводят линии от деревьев к
листочкам, сверху вниз. Родители следят, чтобы дети держали фломастер трехпальцевым захватом и
четко проговаривают цвет листочков, к которым ребенок ведет линию. Когда ребенок доходит
пальчиком или фломастером до листочка, мама/сопровождающий взрослый говорит: «БУХ, упал
листочек!». Это побуждает у ребенка интерес и желание еще раз провести линию от дерева к
листочку.
10. Пластилинография «Листочки». Педагог просит детей с помощью родителей положить ладошку
на красный/зеленый/желтый листочки, нарисованные на раздаточном листе. Затем предлагает
украсить листочки шариками пластилина. Дети по показу педагога придавливают пальчиком шарики
пластилина к листочкам, сопоставляя цвет шариков пластилина и листочков. Родители
проговаривают цвет шариков и листочков, с которым работает ребенок.
11. Двигательная разминка «Шли мы вместе по дорожке» Е.Железнова. Дети вместе с родителями
по показу педагога двигаются по комнате по направлению часовой стрелки. Движения по тексту.
-Шли мы вместе по дорожке, поднимали наши ножки! (шагаем по кругу)
Быстро-быстро побежали, (бежим по кругу с поддержкой родителей)
А потом и поскакали! (прыгаем с продвижением вперед с поддержкой родителей)
Прыг и скок, прыг и скок,
А потом присели – шлѐп! (родители помогают детям сесть на пол)
12. Двигательная разминка «Ай-да, ай!» Т.Сауко. Дети с родителями стоят в кругу. Родители позади
детей. По показу педагога дети выполняют движения, с помощью родителей, которые придерживают
детей за пояс и помогают раскачивать корпус детей из стороны в сторону, перенося вес тела с ножки
на ножку.
-Ай-да, ай! Ай-да, ай! (ножки расставлены на ширине плеч, качаемся, перенося вес тела с ножки на
ножку)
Ножками затопали, застучали по полу, ножками затопали, застучали по полу. (топотушки)
13. Блоки Дьенеша «Осеннее дерево». Педагог обращает внимание детей на картинку с
изображением дерева. Говорит, что осенью листочки на деревьях становятся желтыми. Затем,
педагог просит детей украсить дерево желтыми кругами. Педагог показывает большой круг,
называет его размер четко и внятно, затем показывает маленький круг и называет его размер четко и
внятно. Просит показать на картинке пальчиком/ладошкой большие круги и маленькие круги. После
этого педагог просит детей украсить дерево большими и маленькими кругами. Сопровождающие
взрослые показывают детям, как выполнять задание - сами накладывают на картинку круги,
сопоставляя размер и проговаривая "Это большой желтый круг, я его кладу на место большого
круга (показ), это маленький желтый круг, его я кладу на место маленького круга (показ)» и т.д.
Затем дети с помощью родителей пробуют положить блоки Дьенеша, ориентируясь на размер,
нарисованных кругов. После завершения упражнения дети по инструкции педагога, который
называет размер, убирают блоки названного размера в мисочку.
Конспекты АННЫ НОВИК
14. Игра с прищепками «Осеннее дерево». Дети по просьбе педагога и с помощью родителей
украшают дерево листочками (желтыми и красными прищепками). Сначала педагог демонстрирует
детям образец работы с прищепками. Показывает, как прищепка открывает и закрывает ротик. После
этого родители помогают детям правильно взять прищепку (большой пальчик сверху, указательный
снизу) и вложив руку ребенка в свою руку, направляют действия, помогая освоить нажатие
пальчиками на конец прищепки, чтобы у прищепки «ротик открылся и закрылся». После этого дети с
помощью родителей пробуют сделать из прищепок листочки на дереве. Педагог для усложнения
задания может попросить детей украсить дерево сначала желтыми, затем красными листочками. Или,
по желанию педагога дети украшают дерево произвольно, а родители проговаривают цвета
прищепок, с которыми работают дети.
15. Танец «Пляска с листочками» исп. Ю.Селиверстова. Дети вместе с родителями по показу педагога выполняют движения согласно тексту песенки.
-Я с листочками хожу, всем листочки покажу. (ходим по кругу, по направлению часовой стрелки,машем листочками)
Вот так, вот так, всем листочки покажу!
Я с листочками пляшу, и листочками машу. (стоим лицом к центру круга, машем листочками над головой)
Вот так, вот так, я листочками машу!
Я с листочками кружусь, и гостям я поклонюсь. (кружимся на месте)
Вот так, вот так, всем гостям я поклонюсь! (кланяемся)
А теперь мои друзья, за листочки спрячусь я. (закрываем личико листочком, в конце песенки убираем листочек – нашлись!)
Вот так, вот так, за листочки спрячусь я.
16. Аппликация из ватных дисков «Осеннее дерево». Родители намазывают кроны деревьев клеем ПВА (чтобы диски лучше держались), дети прижимают к ним 4-5 штук ватных дисков. Затем, набирают в пипетки Пастера с помощью родителей из непроливаек воду, подкрашенную гуашью в красный/желтый цвет. После этого капают крашеной водой из пипеток Пастера на ватные диски.
17. Фитнес. Дети под весѐлую музыку (например, «Топ, топ, топает малыш» Пожлакова) проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам и сенсорным панелям, берут кольца из тазика и нанизывают по очереди по 1 кольцу на большую пирамидку.
18. Прощание «Мы позанимались».