Конспекты уроков (Тифлографика, русский язык и математика)
Тема. Рельефное изображение животных.
Цель урока. Сформировать представления о рельефе.
Задачи урока: 1. введение понятия «рельеф»;
2. выявление особенностей рельефа по отношению к круглой скульптуре в произведениях художников-скульпторов;
3. формировать умения выполнять рельефное изображение.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения: познакомятся с рельефными изображениями разных эпох, научатся создавать рельеф.
Метапредметные УУД:
Познавательные: научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об анималистическом жанре, технике создания рельефа.
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, сориентированы на эстетическое восприятие произведений художников и рельефов одноклассников.
Ход урока
1. Организационный момент:
ñ приветствие;
ñ проверка готовности к уроку;
ñ организация внимания; создание положительной эмоциональной атмосферы для восприятия нового материала.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель задает вопросы по пройденной теме.
- Прежде чем начать наш урок, вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии?
- Ребята, с каким видом скульптуры мы познакомились на прошлом уроке? (с круглой скульптурой).
- В чем заключаются ее особенности? (Свободно размещается в пространстве, не связана с плоскостью фона, обычно требует кругового обзора).
- Из каких художественных материалов делают круглую скульптуру? (из бронзы, кованой меди, дерева, медной проволоки, фарфора, стекла и т. д.).
3. Сообщение темы урока. Формулировка цели и задач изучения нового материала.
3.Сообщение темы урока.
ñ Вводная беседа.
- Сегодня мы продолжим разговор о скульптуре. Оказывается, что скульптура бывает разная по форме. Нам уже известна круглая скульптура. А сегодня мы познакомимся с рельефом.
(На доске демонстрируются примеры круглой скульптуры и рельефа)
4.Усвоение новых знаний
- Как вы думаете, ребята, в чем состоит отличие рельефа от круглой скульптуры?
(Ответы-рассуждения 2-4 учащихся)
- Правильно, круглую скульптуру можно обойти со всех сторон. А рельеф, хоть и напоминает скульптуру объемностью формы, размещается на плоской поверхности фона.
РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры. Это объемное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны. В рельефе изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и чаще всего выступают из нее. Рельефные изображения связаны с плоскостью.
ñ Анализ произведений изобразительного искусства.
- Появился рельеф в Древнем Египте, был распространен в искусстве Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, а также и в последующие эпохи как часть архитектурного декора. Рельеф существует и в настоящее время. Ребята, может вы догадались, где мы сегодня можем часто увидеть изображения рельефа?
(спортивные медали, монеты, значки и т. д.)
- Ребята, давайте рассмотрим с вами рельеф «Царская охота» из Ассирии. Для рельефов из дворца Аишурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий львов. Ассирийские художники очень любили сцены львиной охоты. Царь скачет на колеснице, держа в руке огромный лук. Мышцы его рук демонстрируют нечеловеческую мощь. Слуги из специального загона выпускают царей зверей — могучих львов, и владыка Ассирии поражает их одного за другим. Раненые львы в бессильной злобе пытаются укусить хотя бы колесо царской колесницы и умирают в страшных муках.
Посмотрите внимательно на рельеф «Раненая львица», скульптор изобразил страдания зверя. Львица словно взывает о помощи, из последних сил волоча свои обездвиженные от ран ноги. В другом рельефе, наоборот, лев нападает на свою жертву, а лошадь старается освободиться от когтей хищника.
Вдоль рельефных изображений идут клинописные строки — летопись царских подвигов.
Лев — царь зверей. Про него сочинили много рассказов, стихов, сказок.
- На примере рассмотренных рельефов давайте подумаем, какими средствами можно передать движение зверя в рельефе?
(Ответы учащихся).
- Динамичное, стремительное движение зверя отличается от уравновешенной и спокойной статики. Сравните изображения со статично стоящими животными и с динамично двигающимися. Обратите внимание на то, что поднятая лапа зверя, наклоненная голова, напряженный изгиб туловища — это те пластические средства, которые необходимо использовать в работе над образом двигающегося животного.
ñ Объяснение нового материала:
- Что является главным инструментом скульптора? ( Стеки и пальцы рук).
- В работе по созданию скульптурного рельефа мы будем использовать приемы «налепливания», «вытягивания», «наращивания», «вдавливания».
(Учитель демонстрирует отдельные приемы лепки рельефа).
5.Этапы работы над рельефом
1. Берем лист картона для основы рельефа и покрываем его небольшим слоем пластилина.
2. Наносим стекой рисунок на фон плоскости основы.
3. Затем небольшими кусками пластилина наносим объем там, где это необходимо.
4. Пластилиновыми мазками придаем фактуру и живописность на частях тела животного (примазываем, заглаживаем, стекой процарапываем).
5. Уточняем мелкие детали (используем стеки).
6. Придумываем рельефу название.
Физминутка
ñ Самостоятельная работа учащихся
ñ Инструктаж по технике безопасности. (Перед началом самостоятельной работы напоминаются правила пользования пластилином, стеками).
ñ Учитель во время самостоятельной работы наблюдает за работой детей, оказывает консультативную помощь. По ходу выполнения работы показывает классу наиболее удачные художественные решения, обращает внимание на гармоничность и простоту форм.
ñ Словесно поощряет самостоятельность и творчество.
6. Подведение итогов урока.
ñ Выставка (оценивание) работ учащихся . Рефлексия.
Организовывается выставка скульптурных работ учащихся, обращает внимание на более удачные и правильно выполненные работы.
- Какие названия вы придумали для своих рельефов? (Ответы детей).
- Где вы можете использовать свою творческую работу? (Ответы детей).
ñ Обобщение изученного материала:
- Как называются скульптурные изображения животных, представленных на нашей выставке? (Рельеф).
- Что такое рельеф? В чем его отличия от круглой скульптуры?
- Какие произведения скульптуры, рассмотренные на уроке вы запомнили?
- Каким образом мы придавали фактурность нашему скульптурному изображению?
Тема | «Число 10» |
Цель | Познакомить учащихся с числом 10. |
Задачи урока | Образовательная: |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: наглядный, практический |
Пособия | 1.Математика 1 класс: Поурочное планирование по программе «Школа России» Волгоград: учитель, 2012г; 2.Физкультминутка «Буратино» с интернет-ресурса . |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
I. Самоопределение к учебной деятельности | - Добрый день, ребята! Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели И работать захотели. – Проверим готовность к уроку, у вас на парте должны быть: учебник, тетрадь, пенал и ничего лишнего. |
II. Актуализация знаний | - Начнём устный счёт, повторим всё то, что прошли на предыдущих уроках. 1) 4 уменьшить на 2 (вывешиваю на доску - Верно, сегодня мы познакомимся с числом 10 и его составом. |
III. Изучение нового материала | - Дети, а почему вы назвали число 10 лишним. - Почему оно двузначное? - Ребята, откройте учебник на стр. 40 . Рассмотрим содержимое в фиолетовой рамке. Все нашли? - Обратите внимание на числовой отрезок, расположенный ниже. На нём мы видим все числа до 10. - Число 10 называют треугольным числом. Потому что 10 точек хорошо складываются в треугольник. Проверим: один, два… В схемах мы будем использовать данный треугольник для обозначения 10. (вывешиваю домик 10) - Познакомимся с составом числа 10, прежде чем мы перейдем к заданиям. - Перейдём к №1. (раздаю счётные палочки) 1 и 9 На 3 части 1+2+7=10 - Отлично, умнички! №1 б) 3+7=10 10-4=6 4+6=10 9+1=10 - Посмотрите на №2 а). (если не могут ответить помогаю:) - Посмотрим на 1 столбик под названием «Размер» - Переходим на второй столбик пока что без названия. 4+6=10, т.е 4 синих геом. фигур и 6 красных. - Переходим на третий столбик пока что без названия. 3+7=10, т.е 2 треугольника и 7 кругов. - Вернёмся к столбику под названием «Размер» - Можем ли мы составить ещё одно подобное равенство, чтобы узнать, сколько всего больших и маленьких фигур? 10-1=9 - Нам уже дано 1е равенство. - Вспоминая правило о перестановки слагаем, какое равенство можем написать? - Смотря на фигуры, какое ещё равенство мы можем составить.(по нахождению кр. фигур) - Как? (из ц-ч=ч) 10-4=6 -Какое ещё равенство составим ( по нахождению син. фигур) 10-6=4 . - Составьте 2-е равенство самостоятельно. Жду ответ. - Если мы здесь говорим о формах, то какие равенства можем составить (по нахождению треугольников и кругов.) - Как мы найдём сколько треугольников? - Отлично, молодцы. Запишите один столбик самостоятельно. - Переходим к №3. - Кто мне скажет правило нахождения неизвестной части? Х+4=10 Х=10-4 Х=6 6 +4=10 10=10 Ответ: 6. - Отступите клетку и запишите №4. Прочтите, что нам необходимо сделать? -Переходим к следующему числовому отрезку. |
IV. | - Отступите клетку вниз и запишите №5. |
V. Рефлексия | - Скажите, с каким числом мы сегодня познакомились? - Чем же отличается число 10? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Были у вас трудности на уроке? - Вам понравился урок? |
Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘].
Урок разработан учителем начальных классов ГБОУ Школы № 384 Власовец Е. В.
Цель:
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т ], [т’], буквой Т, т; развития памяти, речи, логического мышления.
Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности.
Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука.
Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.
Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.
Тип урока
Открытие новых знаний
Учебно-методический комплекс
Л.Ф.Климанова. Азбука. Ч. 1
I. Мотивация.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
(Проверяю готовность к уроку)
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.
-Ребята, прочитайте буквы, с которыми мы уже познакомились.
(а, о, у, ы, и, н, с, к, т.)
-А какие буквы живут в красном домике? (гласные)
-Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)
-А какие буквы остались?
(н, с, к,т)
-Какие звуки они обозначают? (согласный)
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
1) Побуждающий диалог.
-Сегодня мы будем продолжать знакомиться с новым звуком и новой буквой.
2) Создание проблемной ситуации.
Игра «Доскажи словечко»
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...(тучи).
- Выделите первый звук в слове.
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные …(тетрадки).
- Какие звуки мы слышим в начале слов?
Игра «Услышь звук»
-Я назову слова, а вы называете звук, который услышали в начале слова.
Толик, Том, тень, тема. (распознавание твердого и мягкого звука)
3) Подведение к формулированию темы.
-Знакомы ли мы с такими звуками?
-Сформулируйте тему урока. (Звуки [т – т’], буква Т, т. Продолжение )
- Какая цель нашего урока? (Закрепить знания буквы Т, звуков [т – т’])
- откройте уче5бники на с. 54, посмотрите , чем мы будем заниматься на уроке? (выполнять разные задания).
IY «Открытие» новых знаний.
1) Знакомство с звуком.
-Скажите пожалуйста, какие это звуки. Согласные или гласные? (они согласные, при произношении встречают преграду)
-Раз они согласные, что мы можем про них ещё сказать? (мягкие или твёрдые)
-Как узнать твёрдый или мягкий? (послушать, как он звучит в словах)
Тук, тук, тук...работал дятел,
Тик, тик, тик...стучат часы
Так мы многое узнаем
Вместе с вами малыши.
- Дайте характеристику звука [т], [т‘]
V. Физминутка.
Игра «Кто внимательный»
- Встаньте дети у кого в именах и фамилиях есть звуки [ т ], [т,]
Игра «Твёрдый, мягкий»
(Хлопок – звук мягкий, приседание – звук твёрдый)
Стол, тигр, кактус, кисти, тарелка, телефон, стакан, котик, рот, турист.
VI. Работа по учебнику.
1) Чтение слогов. .(1 столбик – 1 ряд, 2 столбик – 2 ряд, 3 столбик – 3 ряд)
2) Работа по учебнику
- Посмотрите на 4 задание
- Ребус
3) Чтение текста. (с. 53)
- Что изображено в центре рисунка н ас. 56-57? (огромное дерево)
- Чем примечательно это дерево? (на нем мирно разместились птицы, звери, насекомые)
- Где находится кузнечик?
- На чем расположилась улитка?
- Кто летит к дереву?
- Кто стоит в стороне?
-Что у аиста в клюве?
- Назовите предметы, обозначающие имена нарицательные?
- Какие живые существа изображены на иллюстрации?
- Назовите неодушевленные предметы, изображенные на рисунке.
- Как вы думаете, что изобразил художник? (лесную школу)
VIII. Физминутка.
Игра «Кто самый внимательный?»
В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [т] в словах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся.
Туча, трава, кот, метро, тарелка, ветер, свет, привет.
IX. Закрепление знаний.
- Отгадайте загадки и разделите слова-отгадки на слоги.
1. Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (телевизор).
2. Почки липучие,
Листья пахучие,
Плоды летучие. (тополь)
3. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (туман)
(если остается время, то делаем схемы слов)
6. Рефлексия деятельности ( Итог урока)
-С какими звуками и буквой вработали сегодня на уроке?
-Справились мы с целью урока?
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна