12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

тема: Зима.

Ход занятия.

1. Орг. мом. Назовите зимние месяцы.

б) Назовите приметы зимы.

Стало холодно, идет снег, ударили морозы, стоят голые деревья и кустарники, мало птиц, люди надели теплую зимнюю одежду.

в) Игра «Зима - лето».

Возле символов «солнышко» и «снежинка» дети распределяют картинки: снегирь, ласточка, шапка, панамка, свитер, сарафан, мяч, санки, валенки, босоножки, бабочка, сосулька, сугроб, морозный узор.

2.Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

а) Игра «Какая зима?»

Зима - ранняя, суровая, теплая, ветреная, веселая, нарядная, ...

б) Игра «Подбери правильно».(Подбор родственных слов).

Зима - зимушка, зимний, зимующие, зимовье, перезимовать.

в) Загадка о снеге.

- Ребята, Снеговик хочет загадать вам загадку:

Пушистый ковер не руками ткан,

Не шелками шит.

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег)

г) Игра «Какой снег?».

Снег - белый, мягкий, пушистый, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

д) Игра «Подбери правильно».(Подбор родственных слов)

Снег - снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снежки, снегоход, снежный, заснеженный, Снегурочка, снегирь, белоснежный, подснежник.

з) Игра «Слова - друзья». Просмотр видеоролика «Метель».

Как можно по - другому сказать: метель - вьюга, буран, пурга.

и) Игра «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой..... холодные.

Летом небо светлое, а зимой....темное.

Летом день длинный, а зимой... короткий.

Летом солнце светит ярко, а зимой... тускло.

Снег мягкий, а лед ...твердый.

Одни сосульки длинные, а другие ...короткие.

3. Нарисовать зимнюю картинку. (Аудиозапись песни «Зимняя сказка»)

4. Совершенствование связной речи.

Пересказ рассказа по картинкам - символам «Что бывает зимой».

Солнце светит, но не греет. Падает белый, пушистый снег. Снег лежит на домах, на дорогах, на земле. Бывают сильные морозы. Деревья стоят в белых пуховых платках. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки. Реки покрылись толстым льдом. Дни стали короткими, а ночи длинными. Люди надели теплую зимнюю одежду и обувь. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки. В лесу, в теплой берлоге, спит медведь, в уютной норке сопит барсук, заснул до весны ежик. В домах наряжают елки и встречают Новый год. Все это бывает зимой.

5. Просмотр клипа из к/ф «Чародеи» - «Три белых коня».

- О каких трех белых конях говорится в песне?

6.Итог. О каком времени года говорили?

Какой рассказ пересказывали?




Тема: Книги сказки

Цель: Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; расширять кругозор и словарный запас, формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок; Развивать индивидуальные литературные предпочтения, развивать любознательность, внимательность, чувство юмора, учить сопереживать героям сказок; Развивать слуховое и зрительное внимание, автоматизировать поставленные звуки во фразе и тексте; совершенствовать связную речь

Ход занятия

- Мы сегодня поговорим о русских народных сказках и по ним проведем небольшую викторину.

- Вы любите сказки? А какие они по характеру и чему учат? (они веселые, грустные, страшные, смешные, с ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости)

- Какие сказки называются народными? Какими еще бывают? (авторскими)

- А почему сказки называются волшебными? Что в них волшебного? (В сказках совершаются самые невероятные чудеса, превращения, животные говорят, есть волшебные предметы и т. д.) Читая сказки мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.

- Переходим к викторине

Задание 1. "Угадай, из какой сказки предметы"

Скалка («Лисичка со скалочкой», яичко («Курочка Ряба», стрела («Царевна-лягушка», тарелка и кувшин («Лиса и журавль», пирожок («Гуси-лебеди», яблоко («Крошечка-хаврошечка», колечко («Волшебное колечко», три деревянные ложки («Три медведя», метла, иголка («Царевна-лягушка»).

Задание 2. “Телеграмма”. Определите автора телеграммы:

• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

• “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

• “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!» (Журавль)

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!» (Емеля)

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!». (Медведь)

Задание 3. «По иллюстрациям»

1). В каких двух сказках одинаковый сюжет. Как они называются? Назовите номера. (Теремок, Рукавичка);

3). В какой сказке журавль свататься ходил?

4). Как звали девочку, которой помогала коровушка в ее бедах?

Марина: Со сказками все дружат. И сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут.

О том, что, может, было, а может быть и нет.

4. Отгадай загадку.

Кто на свете всех умнее, кто всё может и умеет?

И в любой свободный час, кто всему научит нас? (Книга)

Дети, где можно взять книги?

А что такое «библиотека»? (Место, здание, где хранятся книги) .

Кто работает в библиотеке? (Библиотекарь) .

Как называют людей, которые приходят в библиотеку? (Читатели) .

Как надо вести себя в библиотеке? (Не шуметь, аккуратно обращаться с книгами, всегда возвращать их в срок) .

«Что есть у книги?»(Обложка, иллюстрации, переплёт, шрифт, страницы, листы, номера страниц, содержание) .

«Подбери признак»Какая книга? (Детская, художественная, научная, интересная, поучительная, большая, красочная, толстая, увлекательная) .

Упр. «Где книга?»

Положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола

Достать книгу из сумки, из-под стола.

(Спрашивать ребёнка «Что ты сделал? Где твоя книга?»)

Итог.

- Ребята с какой профессией мы познакомились на занятии?

- Как мы должны обращаться с книгами?

- Чему учат нас сказки?

Дети, а какие вы знаете пословицы о книгах?

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга - твой друг, без нее как без рук.

Неграмотный - как слепой, а глаза открывает.

Хорошую книгу не в тягость, а в радость.

Книга учит – жить, книгой надо дорожить.

Библиотеку не посещаешь - много знаний потеряешь.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Ребята, а как вы думаете, достаточно ли одной бумаги, чтобы создать книгу?Чтобы книга стала книгой, над ее созданием трудится много людей. Книгу надо придумать, написать, а сделать это непросто. Прежде всего, нужны талант, способности, знания. Скажите, пожалуйста, кто пишет книги?Книги пишут писатели, поэты.Писатель пишет рукопись и приносит в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы. Ну, вот текст написан, отредактирован. Что еще необходимо добавить, чтобы книга стала яркой, интересной?Надо добавить рисунки, иллюстрации.Верно, книгу надо проиллюстрировать. А кто создает иллюстрацию к книгам?Художники.Писатель и художник потрудились и создали книгу. А в это время далеко от издательства кипит следующая работа – производится бумага. Лесорубы валят лес, затем сплавляют его по рекам или грузят его в вагоны и отправляют на бумажный комбинат. Там химики превращают древесину в белую бумажную ленту, наконец, готовы и рукопись, и бумага. Начинается работа в типографии, здесь печатают книги. Теперь за дело берутся наборщики, печатники, переплетчики. Вот какой долгий и нелегкий путь проходят книги, чтобы придти к вам. Об этом надо помнить и обращаться с книгой бережно, с любовью, ведь создание книги большой труд. Назовите, пожалуйста, правило обращение с книгой.Книгу брать чистыми руками, не перегибать страницы, пользоваться закладкой…

стихотворение Т.Бокова. «Правило в библиотеке»

Есть страна чудесная на свете

Ее библиотекою зовут.

Суда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой – Библиотеке

Правила особенные есть.

Знать их обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам шесть.

Когда войдешь в страну Библиотеку –

Поздороваться со всеми не забудь

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь.

Ясно, четко, кратко, быстро автора и книгу назови

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный ей срок

Чтобы эту книгу без проблемы,

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила ребята

Будите вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека

Будет рада вас всегда принять.

Загадки:

Я все знаю, всех учу

А сама всегда молчу.

Чтоб со мной подружиться

Нужно грамоте учиться.

(Книга)

Озорные человечки

Превращаются в словечки, Образуют предложения-

Требуют уважения.

(Буквы)

У бумажных птиц

100 крылышек – страниц.

(Книга)

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам

(Газета)

У стены большой и важной

Дом стоит многоэтажный.

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф)

Легко читать такой рассказ-

Картинок много, мало фраз.

Он - будто кадры из м/ф

Я озадачил вас не сильно

(Комикс)

Снаружи смотришь-

Дом, как дом.

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины.

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй угадай!

(Библиотека)

Прошу вас вспомнить близкие, родственные слова к слову «книга».

Книжка – книжечка – книжица – книжный.

(читает стихотворение А. Усачева «О чтении»)

Читать ужасно интересно!

Вы можете сидеть, лежать

И – не сходя при этом с места –

Глазами книгу пробежать!

Да – да читать – ходить глазами…

Заручку с мамой, после – сами.

Ходить – ведь это же пустяк,

Не бойтесь сделать первый шаг! 

Тема: «Что мы знаем о книгах» 

Цель: расширить и активизировать словарь по теме; развивать словесно-логическое мышление, двигательное воображение; упражнять в образовании множественного числа родительного падежа имён существительных; в слоговом анализе.

Организационный момент: отгадайте загадку

Не куст, а с листочками,                                                                                             

Не рубашка, а сшита,                                                                                                  

 Не человек, а рассказывает?

(о книгах)

Детям предлагается догадаться, о чём идёт речь и досказать подходящее слово:

У книги мягкая … (обложка)                                                                                         

В книге двадцать четыре … (страницы)                                                                      

 У книги кожаный … (переплёт)                                                                                   

В книге много красочных … (иллюстраций)                                                    

Название книги мы прочли на … (обложке)                                                               

В библиотеке много интересных … (книг)

Игра с мячом «Один - много»

Одна книга – много (книг)                                                                                       

Одна обложка – много (обложек)                                                                           

Одна страница – много (страниц)                                                                            

Одна буква – много (букв)                                                                                       

Одна строчка – много (строчек)                                                                               

Одна иллюстрация – много (иллюстраций)                                                             

Один писатель – много (писателей)                                                                       

Один поэт – много (поэтов)                                                                                     

Один художник – много (художников)                                                                  

Один рассказ – много (рассказов)                                                                          

Одна сказка – много (сказок)                                                                                 

Одно стихотворение – много (стихотворений)

 

Загадки по сказкам.

С древних сказочных времён                                                                                 

Летит к нам необыкновенный                                                                       

Огромный, огнедышащий … ДРАКОН

2.     Красивая девочка с рыбьим хвостом                                                                 

В замке живёт на дне морском.                                                                   

Песни поёт и играет с медузами в салочки                                                 

Дочка морского царя … РУСАЛОЧКА

3.     Пришлось ему с детства немало страдать,                                             

Прежде чем сказочным лебедем стать.                                                           

На птичьем дворе был всем неугоден лебяжий ребёнок.                      

Кричали ему: - Какой некрасивый и гадкий … УТЁНОК

4.     Всех гостей собрал он в круг                                                                   

Золушки старинный друг:                                                                          

Толстый и блестящий добродушный … ЖУК

5.     У отца был мальчик странный:                                                        

Симпатичный, деревянный.                                                                        

Всюду нос совал свой длинный.                                                                       

Кто же это? … БУРАТИНО

6.     Всех на свете он добрей,                                                                              

Лечит маленьких зверей.                                                                                    

Он известен, знаменит                                                                              

Добрый доктор … АЙБОЛИТ

 





Тема: Осень

Цели и задачи: активизировать и расширить словарь по теме«Осень», «Фрукты — овощи, «Грибы»закреплять представление о характерных признаках осени. активизировать в речи детей образные выражения из стихотворения И. Михайловой «Как обидно»

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Тихо в осеннем притихшем лесу,

Листья кружатся, смотри на лету,

Будто о жизни прошедшей грустят,

Дереву словно«Прощай» говорят.

Воздух прозрачен, чист и душист,

Разноцветным ковром ложится лист.

Поздний осенний цветок веселит,

Прозрачный ручей мирно журчит,

Певчие птицы к отлету готовы,

Труженик — дятел деревья долбит,

Желуди дуб роняет, шуршит,

Дерево клен цветом красным горит.

И хочется видеть всё то без конца –

Картину, достойную кисти творца.

Пышные ивы склонились к воде,

Желтые косы полощут в воде.

II. Основная часть. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов.

- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете(сентябрь, ноябрь, октябрь)

- Как можно назвать осень в сентябре(Ранняя, золотая)

- Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

- Ребята, назовите, признаки ранней осени? (Осенью листья желтеют, птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды)

- Как можно назвать осень в октябре(Дождливая)

- В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь)

- Как назвать осень в ноябре(Поздняя)

- Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Какие признаки поздней осени вы знаете? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай)

- Ребята, осень - это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой «Как обидно»:

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист резной

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…

Листьев нет, лишь ветки видно.

Вопросы к детям:- В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.- Чем красила осень(предложить повторить строки по тексту)- Покажите как ветер щеки надувал.

- Давайте покажем, как ветер подул на деревья.

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

- Как обидно, как обидно… (покажите как вам обидно) Листьев нет, лишь ветки видно.

Загадки: Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил. (Дождь)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают. (Осень)

Отвечай быстро на вопросы стихотворения:

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достают ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать.

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?- Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?- Чем отличается осень от лета(Рассказы учащихся)- Что бывает только осенью(Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Тема:Профессии

Цели урока:Логопедическая: развитие анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме “Профессии”.Грамматическая: закрепление понятия “имя существительное”.Коррекционно-развивающая: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания; совершенствование навыка самоконтроля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Разминка.

Считалочка-бормоталочка.

Повторить за логопедом фразу: “Все профессии важны, все профессии нужны”несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слово произносим “про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д.

Все – профессии – важны – все – профессии – нужны.

Все – профессии – важны – все – профессии –хлопок.

Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок.

Все – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

III. Закрепление лексического материала.

1.а) сказать какой предмет кому должен принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат – солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел – учителю

б) Беседа.

Рассказать, какие инструменты или орудия труда необходимы для работы: швее, столяру, повару, бухгалтеру и т.д.

2. Упражнение “Отгадай слово”.

Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово. (б п а о ф в ы а л р)

3. Задание “Нарисуй по клеткам”.

На листе бумаги в клетку нарисовать точно по клеткам инструменты: пилу, молоток, топор, гаечный ключ по образцу правой рукой. Выполнить штриховку каждого предмета левой рукой в разном направлении по инструкции учителя.

Так о чём мы будем рассказывать, выполнять задания? (о профессиях)

V. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза слов; совершенствование техники чтения.

а) Прочитать на доске названия профессий (порядок букв в словах нарушен).

якодар

йичобар

авроп

теирстоль

тнакызум

(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).

Определить, в каком слове звук [я] предшествует звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между звуками [о] и [а].

в)Найти эти слова в филворде (на карточке).

г) Отгадать название инструмента по цифрам и буквам на доске.

Например:

4 8 1 9 2 5 3 7 6
н у т а о и р к б

Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся запоминают соответствующие буквы, соединяют устно в слово (рубанок).

VI. Закрепление программного грамматического материала.

1. Логопед.

К какой части речи относятся слова, которые отгадывали в заданиях?

Вспомнить помогут слоги на доске.

тви но су тель щес е

Правильно, это – существительное.

2. Вспомнить определение имени существительного.

3. Выяснить, что в заданиях использовались имена существительные, которые обозначают людей, вещи.

VII. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза предложения, текста.1. Работа с предложением.

а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть все встречающиеся слова – название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)?

(шёлк); соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде.

Дешёлклошёлк масшёлктешёлкрашёлк бошёлкитшёлксяшёлк.

б) Записать пословицу в тетрадь по памяти, проверить написание (открыть на доске).

Дело мастера боится.

в) Найти в пословице и назвать существительные (дело, мастер), их значение.

2. Работа с текстом.

а) Раздать карточки со стихотворением учащимся.

Б.ж.т р.б.н.к п. д.ск.,

К.к б.дт. л.дк. п. р.к. .

. ст.л.р. т.п.р в р.к.,

Д.ск. п.д.гн.н. к д.ск. .

С.оляр до.олен, он поёт

И в руки .олоток берёт.

До.ка .колочена с дос.ой,

И .овый с.ол уже готов.

Я прочту стихотворение, а вы запомните, о какой оно профессии, какие инструменты упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор, молоток). Логопед медленно читает стихотворение во второй раз; учащиеся карандашом на карточке вставляют в словах все пропущенные гласные буквы (в первом четверостишии), некоторые пропущенные согласные буквы (во втором четверостишии). Затем учащиеся вслух читают стихотворение.

б) Сосчитать количество предложений в тексте; найти и прочитать третье предложение.

в) Прочитать это предложение еще раз “про себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь по памяти. Раздать карточки, проверить написание.

г) Найти в стихотворении и назвать существительные, определить их значение (люди, вещи), выделить в тексте (сущ.).

Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке, 
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.

VIII. Итог занятия.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.