Конспкект урока литературное чтение по произведению «Лиса и Котофей Иванович»

5
1
Материал опубликован 24 January 2022 в группе

Цель: Познакомиться со сказкой «Лиса и Котофей Иванович» и провести её анализ.

Задачи:

-развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

-познакомиться с новым жанром русского народного фольклора – сказка;

-вспомнить ранее прочитанные сказки;

-сформировать цель урока;

-провести анализ произведения с опорой на вопросы учителя;

-создать условия для развития способности работать коллективно;

-развивать творческие способности.



Ход урока:


Организационный момент.

Учитель: Ребята, давайте начнём наш урок, сейчас у нас литературное чтение. Вам понадобятся лишь учебник, ручка и тетрадь, поэтому проверьте, чтобы ничего лишнего на парте у вас не было. Каждый урок литературного чтения – это новая встреча, а с кем или с чем можно встретиться на уроке? (с новыми героями или произведениями) Вы совершенно правы! Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет новая встреча, а впрочем, сейчас вы все узнаете. Но перед тем, как начать, что мы обязательно провести? (Речевую разминку) Верно, сейчас у нас будет речевая разминка!



Речевая разминка


Учитель: Я вам раздам карточки со словами. Вашей задачей будет найти внутри слов новые слова и выделить их.

(Лисонька, хворост, сладкое, порядочек, хлебавши, вдруг, поклонитесь)

Давайте проверим, что у вас получилось. Кто хочет перечислить найденные слова? (Лис, сон, вор, рост, лад, ряд, хлеб, друг, клон) Верно. У всех так? (Да) Замечательно!

Для выполнения следующего задания обратите внимание на доску. Вы уже догадались, что мы будем делать? (знакомиться с новой скороговоркой) Да, но перед этим я бы хотела проверить, как вы выучили старую!

А сегодня я приготовила для вас новую!

«Лиса по лесу шла, лиса лычки драла, лиса лапти плела: мужу двое, себе трое, и детишкам по лаптишкам»

Сначала мы прочитаем её вместе медленно, а затем вы будете ускоряться. Давайте попробуем!

Вы большие молодцы, с каждым разом вы лучше и лучше справляетесь с прочтение скороговорок! Не забудьте выучить эту скороговорку, ну а мы продолжим наш урок.




Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, над каким жанром мы с вами работали на последних уроках? (Былины). А кто мне скажет, что такое былина? (Былины – произведения русского фольклора о героических подвигах богатырей, защитников Древней Руси). С какими богатырями вы познакомились? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович). Вам было задано нарисовать рисунок к былине «Алёша Попович». Все нарисовали? (Да) Поднимите, покажите мне, что у вас получилось! Вижу-вижу, вы молодцы. Вам понравилось выполнять это домашнее задание? (да) Как вы думаете, вы все хорошо постарались при его выполнении? (да)

Сдайте мне свои рисунки в конце урока, чтобы я смогла их рассмотреть лучше.



Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одним жанром русского народного фольклора. Каждый из вас знаком с этим жанром. Эти произведения читали вам перед сном, вы смотрели мультики, снятые по их мотивам. Думаю, все вы когда-нибудь ассоциировали себя с героями этих произведений: может, с принцессами и рыцарями, может с невероятными животными или говорящими растениями. Эти произведения позволяют людям любых возрастов окунуться в мир волшебства и чудесной выдумки. Вы уже догадались, о каком жанре мы будем говорить? (О сказках)

Учитель: Совершенно верно, мы поговорим о сказках. Но, ребята, дело в том, что сказки бывают разными и необязательно они могут быть волшебными. В сказках может идти речь и о жизни простого народа, эти сказки называются бытовыми. Но главным героем может быть и не человек, часто ими становятся и животные. Какие сказки о животных вы уже знаете? («Петух и Лиса», «Кот в сапогах», «Три медведя» и т.д.) А знаете ли вы их авторов? (Нет) И это неспроста: не у каждой сказки мы можем назвать автора, потому что сказки могут быть как авторскими, так и народными.

Учитель: Для того, чтобы уметь отличать сказку от другого жанра что мы должны сделать? (Найти её отличительные признаки) Верно, давайте же приступим к этому. С каких слов зачастую начинается сказка? ( «Жили были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…») Правильно! Начало сказки начинается «зачин», что идёт после него, как вы думаете? (Развитие сюжета) Да, сюжет начинает развиваться в главной части сказки. Заканчивается сказка концовкой, а какими словами, кто может вспомнить? («И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать»). Что присутствует в сказках? (Борьба добра со злом) А кто же побеждает в этой борьбе? (Добро) Конечно, в добро всегда побеждает зло. А что ещё часто мы часто в них встречаем? (Волшебные предметы, волшебство, говорящих животных).

Учитель: Оказывается, вы много знаете о сказках! Как вы могли догадаться, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со сказкой! Обратите внимание на экран. Кто на нём изображён? (Кот и Лиса) Как вы думаете, почему именно они? (Потому что они могут быть главными героями сказки) Верно, а скажите, в каких сказках вы встречали Лису и какой она была? ( «Колобок», «Лиса и журавль, «Лиса и тетерев». Лиса всегда отличается хитростью, ловкостью, умом) Верно, чаще всего Лиса – хитрый персонаж, который своим умом и ловкостью может обмануть кого угодно. А знакомы ли вам сказки с Котом? Какие черты присуще ему? ( «Кот в сапогах», «Кот, Петух и Лиса». Кот смелый, решительный, храбрый)

Учитель: Вы были правы, Кот и Лиса будут главными героями сказки « Лиса и Котофей Иванович». Как вы думаете, черты их характеры будут такими же, какие вы перечислили? (Да) Как мы можем это проверить? (Прочитав сказку) Тогда какую цель вы бы поставили? (Познакомиться со сказкой «Лиса и Котофей Иванович» и проанализировать его).

Учитель: Перед тем, как мы начнём работать с текстом, хочу обратить внимание на то, что поскольку эта сказка русская народная, в ней присутствуют старинные слова, поэтому для начала я должна объяснить, что они значат.

(Вытряхнуть – выкинуть, слыхивала – слышала , коли – если, несолоно хлебавши – ничего не добившись , схороните – спрячьте)



Учитель: Откройте учебники на странице 34. Все нашли текст сказки? Я включу для вас аудиосказку, поставьте пальчик на начало и внимательно следите за тем, где читает диктор. Все готовы? Тогда начинаем! (Прослушивание чтения сказки Марины Аверс )

Учитель: Итак, понравилась ли вам эта сказка? Чем понравилась? Какой момент вам запомнился больше всего? Какие герои были упомянуты в сказке? (Лиса, Кот, Медведь, Волк, Заяц). А кто вам понравился?

Учитель: Что-то мы засиделись, не так ли? Давайте проведём с вами зарядку!

ФИЗМИНУТКА:
Мы заходим с вами в лес  (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.  (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

Учитель: Теперь прочитаете текст сказки вы. Читать будете по цепочке, поэтому пальчиком внимательно следите за тем, где читает ваш товарищ. Все готовы? Ставим пальчик на начало сказки и начинаем!

Учитель: Ребята, можете ли вы мне ответить на вопрос: какова главная мысль сказки? (Нет) Почему? (Потому что нужно провести анализ, чтобы ответить на этот вопрос) Вы совершенно правы! Тогда давайте же приступим к анализу сказки «Лиса и Котофей Иванович)!

Учитель: Почему старуха и старик решили выгнать Кота? (Потому что он остарел и перестал ловить мышей). Как они от него избавились? (Старик в мешке отнёс его в лес и оставил его там) Кого кот повстречал? (Лису) Как вы думаете, почему Лиса сказала, что никогда не видела таких животных? (Потому что коты – домашние животные и в лесу не живут) Кем представился Кот? (Котофеем Ивановичем, начальником, присланным из сибирских лесов, чтобы следить за их лесом) Что произошло дальше? (Лиса пригласила его к себе в гости, угостила курицей, предложила жить с ней и стали они жить вдвоём. Лиса добывала для Котофея Ивановича еду и приносила ему её).

Учитель: С кем повстречалась в один день Лиса?(С Волком, а потом с Медведем) А что они хотели от неё? (Чтобы она отдала им утку) Отдала ли она лесным жителям свою добычу? (Нет) Когда звери уходили от Лисы, звучало словосочетание «несолоно хлебавши», знаете ли, что оно значит? (нет) Это значит, что они уходили, не добившись ничего.

Учитель: Что же придумала лиса и зачем? (Придумала, чтобы медведь и волк принесли подарки Котофею Ивановичу) А зачем ей это надо? (Чтобы припасти это мясо на зиму) Что можно сказать о лисе, какая она? (Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная)

Учитель: Разве это все действующие лица? С кем мы ещё встретились? (С зайцем) А что он сделал? (По просьбе Медведя и Волка передал Лисе и Коту, что они приготовили подарки, как и было велено) А почему Медведь и Волк сами не сделали этого? (Они испугались) Медведь и Волк – большие и страшные звери, но какими мы увидели их в этой сказке? (Доверчивыми, трусливыми) Кто был смелее их? (Заяц) Медведь и Волк были настолько напуганы, что даже спрятались от Кота. А как кот напугал их? (Накинулся на Волка, подумав, что это мышь, а затем прыгнул на дерево, где сидел медведь, испугавшись волка) Чем закончилась их встреча? (Медведь и Волк убежали с поляны, и их никогда не видели кот и лиса)

Кто же оказался в этой сказке самым хитрым? (Лиса) почему? (Она придумала весь этот обман, чтоб её мужа все боялись, и чтоб у них было много еды) Были ли верными ваши предположения о характерах Кота и Лисы? (Мы были правы о характере Лисы, она была хитрой и умной. Но мы ошиблись в характере Кота, потому что он оказался пугливым, но хитрым, т.к. обманул Лису, сказав, что он «начальник из Сибири»)

Обобщающая беседа

Учитель: Как бы вы сформулировали главную мысль сказки? (Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью) А как вы думаете, с чьей позиции мы рассматриваем эту сказку, делая такой вывод? (С позиции Лисы и Кота, ведь они хитрили) Верно, а можем ли мы рассмотреть её с позиции Медведя и Волка? Ведь и их поведение нас может научить и вот чему: не верить хитрецам и слухам, которые они распространяют и не бояться начальников.

Учитель: А может ли похожая ситуация случиться с людьми? (Да) Чему тогда учит нас с вами эта сказка? (Не доверять слухам, не бояться тех, кто имеет более высокое положение в обществе, а так же тому, что ум и смекалка побеждают физическую силу) А это значит, что её главный смысл – то, чему нас учит эта сказка.

Творческая работа.

Учитель: Ребята! Сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 команды, чтобы выполнить одно задание. Каждой из групп будет предложен персонаж, чьё поведение и характер вам придётся изменить в противоположную сторону и придумать, как закончилась бы эта сказка. К примеру, если Волк был трусливым в этой сказке, то каким наоборот будет его характер? (Смелым) Верно!

(1 команда – Лиса; 2 команда – Котофей Иванович; 3 команда – Медведь; 4 команда – Волк).

Не забудьте выбрать человека, который будет представлять вашу команду. На обсуждения вам будет отведено 5 минут!

Рефлексия

Понравился ли вам урок? Что именно вам понравилось на уроке? Понравилось ли вам слушать и читать эту сказку? Научила ли она вас чему-либо? (Да, тому, что ум может победить силу, нужно не доверять слухам, но доверять самому себе). Довольны ли вы своей работе на этом уроке? Мне тоже понравилось, как вы сегодня поработали, вы молодцы!

Домашнее задание. Вашим домашним заданием будет разделиться на группы и подготовить чтение сказки «Лиса и Котофей Иванович» по ролям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Лишнюю букву в заголовке уберите. Отредактируйте.

24 January 2022

Похожие публикации