Конструирование интерактивных карт и методика их использования при изучении регионального компонента географического образования
Актуальность. В современном мире для любой организации, в том числе и школы, уже недостаточно просто приобрести проектор и экран. Мы живем в эру информатизации, которая предполагает использование возможностей мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процесса обучения и развития творческого, интеллектуального потенциала обучающихся. Поэтому центральной фигурой в образовательном процессе являются компьютер, а также интерактивное оборудование, благодаря которым обучение выходит на новый уровень.
Применение интерактивного оборудование на уроках географии не является сегодня экзотикой. Учитель становится на уроке не единственным источником информации. Возникает вопрос: « Как учитель географии может использовать интерактивные средства обучения?». И отсюда вытекает узкая предметная специализация – это интерактивные карты, поскольку один из основных методов географии – картографический, а сама карта – это 50% успеха на уроке.
Цель исследовательской работы: заключается в создании новых средств обучения географии – интерактивных карт и определении методических условий их использования в процессе изучения регионального компонента географического образования.
Актуальность данной темы подчеркивается и тем фактом, основной акцент в работе сделан на региональный компонент, а именно на курс географии Ярославской области. Многие интерактивные карты можно достать в свободном доступе в просторах всемирной паутины, а карты Ярославской области, даже если брать последние печатные издания – атласы, не обновлялись с 2004 года. Но зато, многие школы уже оборудованы интерактивными досками, и учителя географии с легкостью на своих уроках могут использовать интерактивные карты ЯО.
Понятие ИК (интерактивная карта). Ни один источник литературы не дает конкретного и полного определения интерактивным картам, т.к. они являются совершенно новым типом средств обучения географии. Поэтому одной из наших задач было составить определение интерактивным картам. С одной стороны, они обладают свойствами географической карты, то есть являются уменьшенными в масштабе изображениями земной поверхности с использованием условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания. Т.о., интерактивна карта – это цифровая географическая карта, которая включает в себя двухстороннее диалоговое взаимодействие человека (пользователя) и компьютера и может представлять собой визуальную геоинформационную систему.
Особенности ПО для их создания. Образовательные возможности интерактивных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту и делая ее более наглядной; делать рисунки; наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры. Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал. Т.е. можно сказать, что интерактивные карты – это те же географические карты, но «живые» и «динамичные» в сравнении с печатными аналогами.
вот про это не стоит говорить открыто. Если зададут вопрос, то ответишь так, как написано …… Современный творческий инструмент, позволяющий учителю – методисту создавать насыщенные интерактивными объектами карты, схемы и задания самостоятельно – это программа 1С: конструктор интерактивных карт (MapEditor)
С помощью конструктора можно:
- Отредактировать готовую карту – исправить, дополнить, создать аналогичную;
- Подготовить новую демонстрационную карту, контрольное или тренажерное задание;
Особенности карт. Можно выделить 2 типа интерактивных карт:
- Обучающие (когда учитель создает карту для объяснения нового материала или закрепления ранее изученного материала)
- Проверяющие или тренажерные (когда учитель создает карту для проверки знаний или для тренировочных заданий для обучающихся. Причем, надо отметить, что проверка правильности ответа может быть автоматической с большой вариативностью, т.е. закладывается программой, а если быть точнее самим учителем.)
Использование интерактивных карт не ограничивается лишь классно-урочной системой. В связи с внедрением ФГОС нового поколения ИК, на наш взгляд, будут востребованы в процессе проектной деятельности, дистанционного обучения, внеурочной деятельности и, безусловно, при выполнении домашней работы.
Методика составления и использования интерактивных карт, на примере регионального компонента ЯО. (контролирующие карты). Цифровые карты являются своеобразным «слоеным пирогом», т. к. географическая информация представлена на них как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных конкретной теме.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
- работа со слоями карты;
- работа с дополнительным материалом;
- использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
Работа со слоями карты. Наиболее полезной функцией ИК является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. К примеру, рассмотрим работу с картой «Внутренние воды Ярославской области». С помощью этой карты ученики могут проследить закономерности размещения внутренних вод, а так же выявить тип питания рек. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты. Функция отключения информационных слоёв на карте позволяет учителю использовать её как материал для заданий, в которых ученику нужно нанести на карту границы областей, названия объектов.
Работа с дополнительным материалом. Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к карте внутренние воды ЯО – это схема Виды ВВ ЯО, и конечно, блок, поясняющий как нужно выполнять задания карты.
Использование дополнительных возможностей программы. Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или группировку объектов. В данном случае предлагается подписать основные реки и водохранилища Ярославской области.
Эффективность использования Интерактивных карт при изучении географии своей области оценивалась на базе МОУ СОШ №43 8в класс и в МОУ СОШ№87 в 8А классе (видеофрагмент или фотографии).
Т.о., стоит отметить, что внедрение новых средств обучения, созданных на основе информационных технологий, а именно интерактивных карт в школе – это современное направление в методической науке и практике. Использование интерактивных карт на уроках географии существенно расширяет сферу учебной деятельности обучающихся и учителя, стимулирует познавательный интерес, готовность к продуктивным самостоятельным и ответственным действиям, формирует картографическую компетентность.
Информатизация образовательного процесса – дело многотрудное, однако, это путь творчества и развития. Работать по-новому не просто, но только так можно повысить эффективность и качество образования.