12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Майорова Мария Александровна1977
По образованию учитель географии и биологии, по призванию - педагог. Люблю путешествовать и заниматься активным туризмом. Занимаюсь военно-патриотическим воспитание подрастающего поколения. Имею художественное образование и диплом "менеджмент управления".
Россия, Ярославская обл., Ярославль
3

Методические условия использования интерактивных карт при изучении регионального компонента школьного курса географии и анализ результатов диагностической деятельности

Таблица 3

Технологическое описание комплекса интерактивных карт «Природа Ярославской области»

Технологическое описание

Вид карты

Скриншот


Карта содержит:

*Границы областей-соседей;

*Карту природных зон Ярославской области;

* Активный символ «треугольник»;

*Дополнительный материал;

Обучающая

Контролирующая


t1617862495aa.png


Карта содержит:

*Границы области и основные водные объекты;

*Блок-схему «Основные внутренние воды ЯО»;

* Тестовые задания;

*Дополнительный материал;

Контролирующая

Тренажер

t1617862495ab.png


Карта содержит:

*Границы области ;

*Блок-схему «Климатообразующие факторы ЯО»;

* Направление воздушных масс;

*Зимние и летние изотермы со среднемесячными июньскими и январскими температурами;

*Среднегодовое количество осадков;

*Дополнительный материал;

Контролирующая

Тренажер


t1617862495ac.png


Карта содержит:

*Границы области;

*Блок-схемы «Почвенный горизонт» и «Мощность гумусового горизонта»;

* Распространение основных видов почв Ярославской области;

*Дополнительный материал;

Обучающая

t1617862495ad.png


Методические условия использования интерактивных карт при изучении регионального компонента школьного курса географии и анализ результатов диагностической деятельности


Изучение географии Ярославской области отводится к курсу географии России в 8-9 классах. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех образовательных учреждений Ярославской области.

В процессе совершенствования и модернизации школьного географического образования вопросы краеведческого характера нашли отражение в одном из направлений современной российской реформы – регионализации.

Регионализация образования предусматривает использование в географическом образовании регионального компонента: природных и социально-экономических условий; национальных и культурных традиций; информации, отражающей специфику данного региона.

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего региона в ходе преподавания единого многоаспектного учебного курса.

Содержание регионального компонента географического образования – это распределение и локализация региональных знаний, проблем в отдельных темах учебных предметов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках как одного, так и нескольких предметов.

Цели регионального курса:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Ярославской области; 

воспитание человека данной территории, духовно связанного с ней, знающего и понимающего её проблемы, со сформированной 
потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем 
регионе; 

развитие и закрепление навыков адаптации и социально - 
ответственного поведения в географическом пространстве своего 
региона


Так, при изучении темы «Географическое положение Ярославской области» используем соответствующую карту для объяснения нового материала. Вводную часть урока логично, на наш взгляд, начать с рассказа учителя, который создает мотивацию к изучению нового материала. Для этого учитель просит посмотреть на административно-территориальную карту России, где в центре европейской части к северу от Москвы находится небольшая территория, имеющая конфигурацию сердца, и приближена по своим очертаниям к треугольнику. После этого учитель предлагает определить, о какой области говорилось в данном описании. Обучающиеся выдвигают свои предположения. Учитель выводит на экран интерактивной доски интерактивную карту «Географическое положение Ярославской области». В ходе демонстрации еще раз проговаривает ранее озвученный факт, что приводит к систематическому запоминанию изучаемого материала. Треугольник передвигается в центр и растягивается по крайним точкам Ярославской области.

На следующем этапе урока учитель объясняет новый материал, начиная с того, что территория области сравнительно невелика, ее площадь равна 36,4 тыс. км2, это соответствует 8-му месту по ЦФО. Учитель старается акцентировать внимание обучающихся на исторический аспект развития области, рассказывает о том, что она была образована 11 марта 1936 года в результате разделения Ивановской промышленной области на Ивановскую и Ярославскую области. В 1944 году из Ярославской области была выделена Костромская. Однако она превышает по площади ряд государств, таких как Бельгия, Словения, Македонии и т.д. По нашему мнению, логическим продолжением станет определение географического положения по отношению к другим областям. Ярославская область граничит с 7 соседними областями.

Учитель проговаривать области по часовой стрелке, начиная с севера, параллельно, обращает внимание на текстовое поле справа окна. Каждому «соседу» присвоен свой цвет. Проговаривая особенности Вологодской области, учитель выделяет ее на карте, и применяет заливку зеленым цветом. Аналогично производится работа и с другими соседними областями.

После завершения данной работы учитель еще раз обращает внимание обучающихся на соотношение площадей всех соседей и конфигурацию центральной Ярославской области, что, безусловно, наглядно будет видно на данной карте.

Дальнейшая совместная работа учителя и обущающихся будет проходить с текстовым полем окна, в котором приведена следующая информация: территория Ярославской области вытянута с севера на юг и размещена между 56–58 с.ш. и 37–41 в.д. Это поможет ученикам представить положение области относительно градусной сетки.

Дальше работа строится на обработке статистической и числовой информацией карты. Учитель делает акцент на расстояние от Ярославля до Москвы, обращает внимание на то, что от Ярославля до Баренцева моря на севере и до Черного моря на юге примерно равное расстояние, формирует представление о численность населения.

В завершении, учитель предлагает определить в каких природных зонах располагается территория Ярославской области и в связи с чем связана их смена. В результате совместного рассуждения, приходят к общему выводу: вытянутость территории с севера на юг объясняет различия в климатических условиях и, как следствие, в растительном мире: территория лежит в двух природных зонах. Учитель акцентирует внимание на карту-вставку «Природные зоны Ярославской области». В дальнейшем прописываются название зон – зона таежных и зона смешанных лесов. Текст набирается либо на электронной клавиатуре, либо непосредственно с клавиатуры компьютера.

На заключительном этапе урока, заполненную карту можно использовать для подведения итогов урока, резюмируя выше сказанное и делая выводы о географическом положении Ярославской области.

Для проверки знаний обучающихся и для выявления уровня усвоения нового материала, используется другой тип картыконтролирующие.

Рассмотрим алгоритм работы на примере карты «Внутренние воды Ярославской области».

На заключительном этапе урока, учитель проводит срез знаний по пройденному материалу. Данная проверочная работа позволит выявить уровень усвоения информации предоставленной учителем в течение одного урока. Для всего класса подготавливается раздаточный материал – контурная карта Ярославской области (аналог интерактивной карте в печатном виде). Непосредственно один ученик, по выбору учителя или по желанию, выходит к интерактивной карте и работает с ней самостоятельно. В дальнейшем, каждый обучающийся в классе будет сверять свою работу, и выявлять ошибки исходя из правильности заполнения интерактивной карты. Учитель контролирует работу ученика у доски.

Первым этапом выполнения данной работы будет воспроизведение основных видов внутренних вод Ярославской области. По нашему мнению, данный этап нужно выполнить совместно со всем классом, что бы активизировать познавательную деятельность всего класса.

Дальнейший процесс заполнение карты будет происходить параллельно и индивидуально каждым обучающимся в классе.

Вторым этапом заполнения карт, на наш взгляд, будет подписание крупных водных объектов на территории области. В данном случае будут вносится названия с электронной клавиатуры следующих водных объектов: реки – рВолга, р.Ухра, р.Которосль, р.Сить, р.Соть, р.Нерль; водохранилища – Рыбинское вдхр., Углическое вдхр.; озера – о.Неро, о.Плещеево.

После выполнение данного этапа работы, учитель должен переключить внимание обучающихся на текстовый и тестовый компоненты карты. В данном случае для учащихся представлена информация о режиме рек Ярославской области. После прочтения данного текста, ученики должны ответить на 2 вопроса теста закрытого характера с одним вариантом ответа. Первый вопрос спрашивает обучающихся о принадлежности рек к бассейну моря. В результате правильным ответом должен стать – бассейн Каспийского моря. Отсюда дети могут проследить причинно-следственные связи и сделать вывод, что реки относятся к бассейну внутреннего стока, т.к. не впадают ни в один и 3 океанов, омывающих Россию. Второй вопрос спрашивает о типе питания рек Ярославской области и предоставляет два варианта ответа: смешенное, преимущественно снеговое или смешенное, преимущественно дождевое.

Дальнейшая работа складывается на принципе усложнения заданий, выполняемых обучающимися. В текстовом поле окна приведена информация о еще одном виде внутренних вод – болотах. На территории Ярославской области находится около 1800 болот – это 4% от общей площади всей территории. Обучающимся предлагается овалом отметить главное болото Ярославской области и назвать его. Сложность данного задания, заключается в определении правильного местоположения объекта. В программе заложен определенный радиус отклонения от эталона ответа. Поэтому от ученика, выполняющего задания у доски, не требуется досконального определения местоположения, а лишь приблизительное совпадение с правильным ответом.

Данная карта содержит еще два задания с повышенным уровнем сложности. В зависимости от способности обучающихся, на наш взгляд, учитель самостоятельно решает о необходимости выполнения данных заданий. Как еще один из вариантов, эти задания могут быть выполнены на дополнительную оценку.

Опытная диагностика разработанных интерактивных карт была проведена на базе двух муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ города Ярославля № 43 и № 87. В диагностике приняли участия 2 класса: 8В (23 ученика) и 8А (27 учеников).

Было проведено интервьюирование учащихся, т.о. они смогли выразить собственное мнение и общее мнение класса о созданном комплексе интегративных карт Ярославской области.

8 «В» класс МОУ СОШ №43 им А.С.Пушкина:

«… Все карты были точные, материал запомнился быстрее, задания выполнялись непринужденно. Урок был занимательней, чем обычно …

Эти карты являются новым введением в школьную программу. Мы считаем, что в каждой школе должны быть подобные карты, которые помогут ученикам познавать свой край, свою область…»

8 «А» класс МОУ СОШ №87:

«… Нам очень понравились интерактивные карты. Это многофункциональный комплекс, который учитель может применять, когда объясняет новый материал, или когда учащиеся выполняют практические задания или проверяют свои знания…

По мнению класса, карты очень познавательны и наглядны. Многие из класса ассоциативно смогли запомнить некоторые аспекты, к тому же на картах присутствовал дополнительные интересные факты…

А еще, нам как ученикам важно, что в таких картах допустив ошибку всегда можно ее исправить, а на ошибках, как говорится – учатся…»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.