КОНСТРУКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
« Конструкт логопедического занятия с детьми с нарушениями речи»
Составила: Обросова Наталья Алексеевна
Место работы: МАДОУ « Детский сад №13 « Колосок»
Российская Федерация
Управления образования Администрация Сысертского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область
Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09
оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru
Конструкт образовательной деятельности
по направлению «Речевое развитие детей».
Составитель:
Учитель-логопед Обросова Н.А.
Высшая квалификационная категория
п. Октябрьский
2024г.
Конструкт образовательной деятельности
по направлению «Речевое развитие детей».
Разработчик: Обросова Наталья Алексеевна, учитель-логопед, 2024 год.
Тема: «День рождения Кота Мурзика». Автоматизация звука (К)».
Возрастная группа: подготовительная группа, возрастная категория детей 6 лет.
Форма совместной деятельности: игра-путешествие.
Форма организации: подгрупповая
Средства:
-зрительный ряд: игрушки, картинки на (К) , видеоролики «Артикуляционная гимнастика»
предметные картинки; кубик с характеристикой звуков
игрушки, в названии которых есть звук (К);
картинки-мнемотаблицы(гласные звуки)
-мультимедийные цифровые ресурсы: ноутбук, компьютерная игра на дифференциацию звуков, гимнастика для языка.
-кинетический песок;
-декоративные украшения; шнурочки, природный материал
-предметные картинки;
-мяч.
-приспособления для дыхательных упражнений; карточки с символами гласных звуков.
-пособия по нейропсихологии
Технологическая карта.
Цель: Способствовать правильному произношению детьми звука (К) в слогах, словах, предложениях. |
Задачи Обучающие: -закрепить слуховой и моторный образ звука «К»; -автоматизировать звук «К» изолированно, в слогах, в словах, предложениях; -закрепить артикуляцию звука и умение дать характеристику звука; -развивать грамматические категории через упражнения в согласовании слов в предложениях, фразах. -активизировать словарь по теме « Животные». -формировать стремление к самостоятельному поиску предметов и объектов для проговаривания. -формировать умение рассказывать о собственных действиях, воплощать свои идеи, используя различные материалы. Коррекционно-развивающие: -развивать зрительное восприятие и память; -развивать артикуляционную моторику, используя упражнения артикуляционной гимнастики; -развивать фонематический слух и восприятие; -развивать мелкую, общую моторику, используя физминутку; -развивать правильное речевое дыхание, четкость дикции, чувство ритма. -расширять сферу эмоционально-чувственного опыта детей через взаимодействие с различными материалами и собственными ощущениями. Воспитательные: -воспитывать самостоятельность при выполнении различных игровых и дидактических упражнений, умение слушать; -воспитывать ценностное отношение к родной русской речи. |
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Мотивация к деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
| С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! На занятие не зевать. Красиво, четко отвечать. Самомассаж биологически активных точек. Пропевание гласных звуков. Дыхательная гимнастика. -Дети! К нам в детский сад сегодня пришло СМС сообщение на телефон. Давайте его посмотрим. - А сообщение мы получили, отгадайте от кого. Он пушистый, он игривый, очень-очень шаловливый, часто любит хвост ловить, молоко парное пить. Испугаешь он шипит, спинку выгибает, приласкаешь – он мурчит, весело играет. -Кто это ребята? -Как вы догадались, что это кот ? А зовут нашего кота Мурзик. Кот Мурзик сегодня именинник, он приглашает своих друзей и всех нас к себе на праздник. Как вы понимаете слово именинник? - Вы согласны отправится в гости? На праздник к Мурзику Приглашаю вас пойти. Интересные приключенья Нас ждут ребята впереди. Физминутка В лес отправимся гулять (дети маршируют) Будем весело шагать. По тропиночке пойдем. Друг за дружкою гуськом (идут змейкой обходя «кочки». На носочки мы встаем, к лесу побежали. Ноги выше поднимаем. На кочки мы не наступаем. И снова по дорожке мы весело шагаем. | Логопед выполняет движения с речевым сопровождением. Логопед задает вопрос. Как вы понимаете слово именинник? Логопед выполняет движения с речевым сопровождением. | Дети выполняют движения самомассажа. Элементы дыхательной гимнастики Дети вступают в диалог с логопедом.
Дети вступают в диалог с логопедом и друг с другом. Дети выполняют движения с проговариванием | Нормализуют мышечный тонус, Разовьют силу голоса, сформируют речевое дыхание. Проявят любознательность в получении новой информации. Смогут анализировать собственную деятельность; Могут принимать правила игры в соответствии с социальными нормами. Разовьют общую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве. |
Практический этап. Цель: формирование умения у детей произносить звук (К) в специально организованных условиях. | -Смотрите ребята, вот мы и пришли. Около дома нас встречает семья Мурзика. Подскажите кто главный в семье? Папа-…? Мама-…., и маленькие-…..,один котенок, а много-…... Пока еще не все гости собрались, Мурзик предлагает нам не скучать и сделать упражнения для язычка. -Скажите ребята, зачем необходимо тренировать язычок? Почему нам надо правильно произносить звуки родного языка? Артикуляционная гимнастика с показом на экране(мультимедиа) «Котик Мурзик» Развитие фонематического слуха Ребята, послушайте, какой звук чаще встречается в словах: кот, котята, котенок? Характеристика звука язычок упирается за нижние резцы, горочкой. Голос спит, положите ладошку на горлышко. Расскажите, какой звук «К»? Формирование фонематических процессов Котик предлагает поиграть, выберите слова, где находится «К» Автоматизация К в словах. -Ребята, вставайте в линеечку, ловите мяч и заканчивайте слово нужным звуком Игра «Закончи слово» Со. ,бо., ба.,ма. ,,като..., шнуро. Добавим слог (ка) вил.., соба.., игол.., апте.., мочал.. . -- Поиграем в игру. Проговариваем слова и показываем руками движения (применение элементов нейропсихологии) Миска- мишка, крыса – крыша, кочка- кошка - А вот уже сколько друзей пришли к Мурзику, давайте быстрее знакомиться (кукла, мишка, петушок, мышонок, зайчонок) Нашим гостям Мурзик приготовил сюрприз- много угощений, но их нужно отыскать. Посмотрим, что же приготовил Мурзик, (отыскать, что спрятано в песке) -Слова, которые были найдены, отхлопаем и поделим на слоги Составим самостоятельно красивое предложение, используя названия игрушек. Например: - Морковкой мы угостим зайчонка. У звука «К» есть письменное обозначение буква К ( логопед показывает картинку, читая стихотворение про «К» затем пишет на спинке каждому ребенку Формирование тактильной чувствительности и памяти. Развитие навыков послогового чтения. Подружим звук «К» с гласными звуками
| Логопед показывает картинки (кот, кошка, котята) развивает грамматический строй речи
Логопед задает проблемные вопросы. Вместе с детьми выполняет упражнения для развития артикуляции и пальцев рук с музыкальным сопровождением.
Логопед показывает картинки и кубик с характеристикой звуков. Логопед предлагает детям выбрать самостоятельно слова на звук «К» в потоке смешиваемых звуков в компьютерной игре.
Логопед, кидая мяч контролирует правильное произношение «К» Логопед совместно с детьми проделывают упражнения руками совместно с проговариванием речевого материала Логопед предлагает назвать названия игрушек Логопед предлагает контейнеры с песком, на палочках от мороженого приклеены магнитики
Логопед предлагает выложить букву К Логопед показывает картинку (слияние гласных), ведя от тучки к капельке воды | Дети общаются между собой по содержанию увиденного материала. Согласовывают существительные с числительными. Дети предлагают варианты ответов. Дети выполняют одновременные движения язычком и пальцами. Упражнение «Лопаточка», ладони лежат. Упражнение «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускаются. Упражнение «Лошадка» Упражнение «Грибок», пальцы в кулаке. Упражнение «Чашечка», ладони в форме чашечки. Упражнение «Футбол».
Дети анализируют и дают ответ.
Дети за компьютером выбирают слова на «К» Дети заканчивают слово нужным звуком и возвращают мяч педагогу. Произносят звук (К) правильно, делают шаг вперед.
Дети выполняют движения по показу и проговаривают речевой материал Дети называют название игрушки, составляют предложения и предлагают варианты ответов.
Дети самостоятельно находят картинки. Правильно и четко произносят в словах звук (К). Дети отхлопывают слова, анализируют и раскладывают картинки по звуковым вагончикам – Одновременно на спине пишут букву Дети самостоятельно выбирают материал и выкладывают букву. (КАМУШКИ, ШНУРКИ, ПУГОВИЦЫ, ФАСОЛЬ) Дети сливают звуки, образуя слоги | Разовьют грамматический строй речи. Смогут самостоятельно согласовывать числительное с существительным.
Примут ценность родного языка.
Дети научатся правильно и одновременно выполнять артикуляционные и пальчиковые движения;
Дети ориентируются, знают характеристику согласный, глухой звук
Дети смогут самостоятельно вычленять звук из потока смешиваемых звуков. Дети самостоятельно, правильно, четко произносят в словах звук «К» Сформируются компенсаторные возможности, стимулируются функции нервной системы, определяющие координацию и моторику. Дети смогут самостоятельно контролировать собственную артикуляцию при произношении звука (К); Дети проанализируют собственные действия. Смогут правильно и по назначению использовать словарный запас
Разовьют тактильные ощущения Смогут активно вести диалог друг с другом и со взрослыми. Проявят самостоятельность и инициативу при выполнении задания; разовьют моторику, зрительный образ буквы. Отработают чтение прямых и обратных слогов |
Рефлексия. Цель: формирование умения у детей оценивать собственную речевую деятельность. | Дети, назовите звук, который сегодня мы произносили чаще всего. Для чего людям нужно правильно произносить звуки? Что было самым интересным в нашем путешествии? В какую игру хотели бы поиграть еще раз? С каким из заданий труднее всего было справиться? | Логопед беседует с детьми, стимулирует речевую деятельность. Задает вопрос для размышления. | Дети вступают в диалог, рефлексируют собственную деятельность. | Дети смогут свободно общаться; Смогут оценить свою деятельность; Поймут значимость правильной речи. |
Открытость. Цель: развивать готовность у детей к дальнейшей совместной деятельности. | Котику Мурзику понравилось день рождения вместе с вами. И для вас Кот Мурзик приготовил, отдельный сюрприз. Любят детки, разноцветные наклейки (дети выбирают наклейки) - Предлагаю ребята вернуться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь. | Логопед передает детям наклейки с героями сказок. | | Дети проявят инициативу в дальнейшей совместной деятельности. |
Источники:
Ирина Лопухина «550 упражнений для развития речи»
Логоритмические упражнения (В лес отправимся гулять
Артикуляционная гимнастика «Котик Мурзик», Детский центр "Муравей"
Кияйкина Наталья Федоровна