Конструкт урока по теме «Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресация» (Информатика и ИКТ, 8-9 класс)
©кабинет 21, 2006-2017
Конструкт урока по теме:
Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресация.
Автор: Побережнюк С.В.
Интерактивная доска: smart board (или любая другая, поддерживающая интерактивность)
Учебный предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 8-9
Тема: Табличные вычисления на компьютере
Урок: Относительная и абсолютная адресация, 6 урок в теме
Авторы УМК (учебников, программы): Семакин И.Г. и др., Информатика. Программа для основной школы: 8-9 классы.
Источник – методическое пособие: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 кл.: Методическое пособие. Изд-во: Бином. Лаборатория знаний, 2010
Семакин И.Г. и др., Информатика 9., М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Цель применения предлагаемого ЭОР: повышение эффективности процесса обучения
Действия учебно-познавательные и учебно-практические:
- формирование умения самостоятельно применять полученные знания, осуществляя их перенос в различные условия;
развитие умений ставить цель, анализировать, устанавливать аналогии, делать выводы;
- формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения;
- формирование и развитие умений в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора при решении проблемы;
- развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные
Умение находить сходство и различие при изучении понятий абсолютная и относительная адресация, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные
Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные
Умение использовать интерактивные пособия при выяснении сути понятий, умение пользоваться программой при выполнении практического задания, осознанно применять основные понятия и определения.
Методы и приемы: проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, всем классом, тестирование.
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.
Длительность урока: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Цели урока: сформировать у учащихся знания об абсолютных, относительных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся работать с относительными, абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений;
Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: усвоение нового материала
Технологическая карта урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы).
Фронтальная работа у доски или индивидуальная за ПК с помощью ЭОР – файл SMART Notebook для интерактивной доски
В ЭОРе представлены следующие вопросы:
Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице. Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок.
Учащиеся устно или письменно отвечают на вопросы:
1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:
1. ячейка; 2. строка; 3. столбец; 4. формула.
2. В электронной таблице буквами A, B: обозначаются:
1. строки; 2. столбцы; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений.
3. В электронной таблице А1, В4 - это обозначения:
1. строки; 2. столбца; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений.
4. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1. лист; 2. текст; 3. число; 4. формула.
5. В ячейке введены символы =А1+В1. Как Excel воспримет эту информацию?
1. ошибка; 2. текст; 3. формула; 4. число.
6. Сколько ячеек содержит диапазон B2: D6 в электронной таблице: 1.10; 2. 4; 3.15; 4. 20.
Целесообразность применения ЭОР:
Данный ЭОР позволяет интенсифицировать процесс обучения, разнообразить формы работы, помогает обучающимся наглядно представить информацию, предложенную для анализа и быстро сориентироваться в проблеме.
3. Изучение новой темы.
Для расчетов мы применяли формулы и определили, что формула это последовательность символов, которая начинается с : "=" и состоящая из констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки.
Абсолютные и относительные ссылки. Презентация http://fl-fl.usite.pro/Exc/sd.html
В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка. Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле. При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть. В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой цели в имени ячейки применяется символ $. Таким образом, абсолютная ссылка - не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Бывают случаи, когда "замораживается" только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копировании смешанных ссылок как будут меняться формулы?
Целесообразность применения ЭОР:
Новый материал предложен обучающимся в привычном виде – презентации, но добавлена процессу динамика в форме видеовставок. При данной структуре представления материала поддерживается логика анализа темы, возможна вариативность темпа работы (т.к. материал можно останавливать, заостряя внимание детей на каком-либо моменте). Наглядно, просто и доступно она объясняет такой сложный вопрос для изучения, как абсолютная и относительная адресация. Также данная презентация важна универсальностью использования, как в урочной деятельности, так и в самостоятельном или дистанционном обучении.
4. Закрепление материала
На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
ЭОР http://goo.gl/8J73XJ (файл SMART Notebook).
Целесообразность применения ЭОР:
Данная работа ценна вариациями её выполнения: индивидуально в тетради, с последующим устным ответом, фронтально: один человек или два соревнуются, групповая с само- и взаимопроверками и т.д. На экране дети видят привычную таблицу, в которой им предлагается произвести действия с формулами. Здесь наглядно закрепляется та теоретическая информация, которую дети получили на предыдущем ресурсе. Ненавязчиво закрепляется образ таблицы, понятие срока и столбец, признаки абсолютной адресации. Все полученные сведения актуализируются в памяти при необходимости применить их в новых условиях. Возможности интерактивной доски позволят оперативно проверить полученный результат, отодвигая шторку. Также многократно можно использовать на уроке, с каждым разом улучшая показатели, скрыв вновь правильные ответы.
5. Рефлексия
Учитель. Сегодня мы познакомились с относительными и абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel. В чем заключаются принципы относительной и абсолютной ссылок?
6. Дз – документ Excel с абсолютными и относит ссылками (http://goo.gl/bkytdC )
Файл скачать, заполнить, переименовать по своей фамилии, переслать учителю по почте.
Целесообразность применения ЭОР:
Является заключающим этапом работы, включающим в себя новые условия для применения полученных знаний. Представлено в виде таблицы и пересылается по почте как для выполнения, так и после.