Технологическая карта урока по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация» (Информатика и ИКТ, 8-9 класс)
Файл теста к уроку
HTM / 40.04 Кб
Исходный файл теста для редактирования в HotPotatoes
JCL / 14.37 Кб
Дата: _______________ Конспект урока №__
Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – наличие представлений о работе с диапазонами в электронной таблице, об организации вычислений в электронных таблицах, о функциях обработки диапазона, о принципе относительной адресации, о сортировке таблицы;
метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:
1) понимание принципа относительной адресации в электронных таблицах;
2) рассмотрение приѐмов организации вычислений с использованием относительных ссылок.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: электронные таблицы; вычисление; формула; ссылка; относительная ссылка; абсолютная ссылка; смешанная ссылка. Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Условные обозначения: УД — учебная деятельность; Ф — фронтальная деятельность; И — индивидуальная деятельность; П — парная деятельность, Г – работа в группах, СС – самопроверка и самооценка, ПР – практическая работа на компьютерах.
№ | Этапы проведения урока | Форма орг. УД | Задания/ответы для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | ||||||||||
| Организационный момент (2 минуты) | Проверка учащихся по списку. Запись домашнего задания в дневники: Устно: №1-4, с. 149. Письменно: №5-6, c. 149. | |||||||||||
| Проверка домашнего задания (4 минуты) | П | №5, с. 144 | ||||||||||
№5. Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из электронной таблицы, предварительно ответив на вопрос, в какой последовательности будут выполняться математические операции. =C2+A5/Q3; =A1*A2/D12*DQ3; =B2^2-D3^Q5; =(C2+A5)/3; =A1*A2/D12/D3; =F4+(A4*5)^3; =C2/(A5+3); =A1*A2/(D12*D3); =F4^3*A4. | №5 (у учителя на доске). Каждый учащийся проверяет тетрадь соседа по парте. или или или или Вопрос: какие формулы оказались идентичными друг другу? Ответ: 5 и 8. Оцените работу: все правильно – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4», 3-4 ошибки – оценка «3», более 4 ошибок – оценка «2». Необходимо сделать работу над ошибками. | ||||||||||||
| Актуализация знаний (4 минуты) | Ф | №1-4, с. 144 - устно | ||||||||||
№1. Как ввести текст в ячейку таблицы? | №1. При вводе в ячейку таблицы последовательности символов, которая не может быть воспринята как число или формула, табличный процессор воспринимает ее как текст. | ||||||||||||
№2. В каких двух форматах представляются числа? В чем разница между ними? | №2. Вещественные константы можно записать двумя способами: в форме с фиксированной запятой (обычная форма, число содержит целую и дробную части, разделенные десятичной запятой); в форме с плавающей запятой (как мантисса, умноженная на 10 в степени, равной порядку). | ||||||||||||
№3. Сформулируйте правила записи формул. Что произойдет, если при вводе формулы вы нарушите эти правила? | №3. Правила записи формул: формула начинается со знака «=»; формула может включать в себя числа, имена ячеек, функции, знаки операций, круглые скобки; клавиша <Enter> завершает ввод формулы, и переводит курсор в следующую ячейку; формула пишется в строку; для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой, в строке формул появится введенная ранее формула; для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование; для одновременного просмотра всех введенных формул можно задать режим отображения формул. | ||||||||||||
№4. Как можно заранее подготовить таблицу для вычислений? | №4. Предварительное занесение в таблицу лишь символьных данных и формул равносильно программированию таблицы для последующих расчетов. | ||||||||||||
| Изучение нового материала (5 минут на подготовку по модулям, 15 минут – ответы учащихся). | Ф, Г | 1) Запишите в тетрадях тему урока (на доске). 2) Попробуйте сформулировать цель нашего урока и запишите ее в тетрадь (учитель записывает на доске). Например: научиться работать с диапазонами и узнать, что такое относительная адресация в электронных таблицах. 3) Работаем с 5 группами учащихся (по 3-4 человека) по модулям: Что такое диапазон? Функции обработки диапазона. Операции манипулирования с диапазонами. Принцип относительной адресации. Каждой группе прочитать материал §20, с. 145 – 149, подготовить сообщение (конспект) по теме своего модуля с выделением основного материала для записи конспекта (определение понятия, примеры, список понятий, правило и т.п.). | ||||||||||
Примерные ответы учащихся:
| |||||||||||||
| Физкультурная разминка (2 минуты) | ||||||||||||
| Первичное закрепление нового материала (10 минут) | П | Тренировочный тест по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация» | ||||||||||
Ответы на тест 1. Повторяем теорию: 1) Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы. 2) Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы. 3) Функции обработки диапазона (статистические): суммирование чисел (СУММ); вычисление среднего значения (СРЗНАЧ); нахождение максимального значения (МАКС); нахождение минимального значения (МИН). 4) Операции манипулирования с диапазонами: удаление; вставка; копирование; перенос; сортировка. 5) Адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула. 6) Всякое изменение местоположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле. 2. В ячейке C8 записана формула =(A3+A5)*B4. Как изменится эта формула при переносе в ячейку: 1) C9? Ответ: =(A4+A6)*B5. 2) D6? Оценивание: более 90% - оценка «5», от 70% до 89% - оценка «4», от 50% до 69% - оценка «3», менее 50% - оценка «2». | |||||||||||||
| Подведение итогов (3 минуты) | Вопросы и задания: Была ли достигнута цель, поставленная на уроке? Продолжите высказывания об уроке. Знания, полученные на уроке, мне необходимы … Я получил(а) полезную информацию о том, что … |
Список использованных источников
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
4
Дудникова Светлана Сергеевна
Боровикова Светлана Александровна
Боровикова Светлана Александровна