Технологическая карта урока по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация» (Информатика и ИКТ, 8-9 класс)

11
3
Материал опубликован 8 January 2018 в группе
Боровикова Светлана Александровна,
учитель информатики и математики
МБОУ "СОШ №12". 
Город Северодвинск, Архангельская область.

Файл теста к уроку
HTM / 40.04 Кб

Исходный файл теста для редактирования в HotPotatoes
JCL / 14.37 Кб

Дата: _______________ Конспект урока №__

Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – наличие представлений о работе с диапазонами в электронной таблице, об организации вычислений в электронных таблицах, о функциях обработки диапазона, о принципе относительной адресации, о сортировке таблицы;

метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;

личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Решаемые учебные задачи:

1) понимание принципа относительной адресации в электронных таблицах;

2) рассмотрение приѐмов организации вычислений с использованием относительных ссылок.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: электронные таблицы; вычисление; формула; ссылка; относительная ссылка; абсолютная ссылка; смешанная ссылка. Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Условные обозначения: УД — учебная деятельность; Ф — фронтальная деятельность; И — индивидуальная деятельность; П — парная деятельность, Г – работа в группах, СС – самопроверка и самооценка, ПР – практическая работа на компьютерах.

Этапы проведения урока

Форма орг. УД

Задания/ответы для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Организационный момент (2 минуты)

    Проверка учащихся по списку.

    Запись домашнего задания в дневники:

Устно: №1-4, с. 149. Письменно: №5-6, c. 149.

Проверка домашнего задания (4 минуты)

П

5, с. 144

№5. Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из электронной таблицы, предварительно ответив на вопрос, в какой последовательности будут выполняться математические операции.

    =C2+A5/Q3;

    =A1*A2/D12*DQ3;

    =B2^2-D3^Q5;

    =(C2+A5)/3;

    =A1*A2/D12/D3;

    =F4+(A4*5)^3;

    =C2/(A5+3);

    =A1*A2/(D12*D3);

    =F4^3*A4.

№5 (у учителя на доске).

Каждый учащийся проверяет тетрадь соседа по парте.

    или или

    или

    или

Вопрос: какие формулы оказались идентичными друг другу?

Ответ: 5 и 8.

Оцените работу: все правильно – оценка «5»,

1-2 ошибки – оценка «4»,

3-4 ошибки – оценка «3»,

более 4 ошибок – оценка «2». Необходимо сделать работу над ошибками.

Актуализация знаний

(4 минуты)

Ф

1-4, с. 144 - устно

№1. Как ввести текст в ячейку таблицы?

№1. При вводе в ячейку таблицы последовательности символов, которая не может быть воспринята как число или формула, табличный процессор воспринимает ее как текст.

№2. В каких двух форматах представляются числа? В чем разница между ними?

№2. Вещественные константы можно записать двумя способами:

    в форме с фиксированной запятой (обычная форма, число содержит целую и дробную части, разделенные десятичной запятой);

    в форме с плавающей запятой (как мантисса, умноженная на 10 в степени, равной порядку).

№3. Сформулируйте правила записи формул. Что произойдет, если при вводе формулы вы нарушите эти правила?

№3. Правила записи формул:

    формула начинается со знака «=»;

    формула может включать в себя числа, имена ячеек, функции, знаки операций, круглые скобки;

    клавиша <Enter> завершает ввод формулы, и переводит курсор в следующую ячейку;

    формула пишется в строку;

    для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой, в строке формул появится введенная ранее формула;

    для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование;

    для одновременного просмотра всех введенных формул можно задать режим отображения формул.

№4. Как можно заранее подготовить таблицу для вычислений?

№4. Предварительное занесение в таблицу лишь символьных данных и формул равносильно программированию таблицы для последующих расчетов.

Изучение нового материала

(5 минут на подготовку по модулям, 15 минут – ответы учащихся).

Ф, Г

1) Запишите в тетрадях тему урока (на доске).

2) Попробуйте сформулировать цель нашего урока и запишите ее в тетрадь (учитель записывает на доске).

Например: научиться работать с диапазонами и узнать, что такое относительная адресация в электронных таблицах.

3) Работаем с 5 группами учащихся (по 3-4 человека) по модулям:

    Что такое диапазон?

    Функции обработки диапазона.

    Операции манипулирования с диапазонами.

    Принцип относительной адресации.

Каждой группе прочитать материал §20, с. 145 – 149, подготовить сообщение (конспект) по теме своего модуля с выделением основного материала для записи конспекта (определение понятия, примеры, список понятий, правило и т.п.).

Примерные ответы учащихся:

Модуль

Конспект с устным сопровождением

Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы.

Например, E2:F6.

Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.

Функции обработки диапазона (статистические):

    суммирование чисел (СУММ);

    вычисление среднего значения (СРЗНАЧ);

    нахождение максимального значения (МАКС);

    нахождение минимального значения (МИН).

Например, СУММ (F2:F6)=F2+F3+F4+F5+А6.

Операции манипулирования с диапазонами:

    удаление;

    вставка;

    копирование;

    перенос;

    сортировка.

Принцип относительной адресации:

адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.

Следствие:

Всякое изменение местоположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.

Например: если в ячейке A2 записана формула =(A1+3)/4,то при переносе этой формулы в A4 формула примет вид: =(A3+3)/4.

Физкультурная разминка (2 минуты)

Первичное закрепление нового материала (10 минут)

П

Тренировочный тест по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Ответы на тест

1. Повторяем теорию:

1) Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы.

2) Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.

3) Функции обработки диапазона (статистические):

    суммирование чисел (СУММ);

    вычисление среднего значения (СРЗНАЧ);

    нахождение максимального значения (МАКС);

    нахождение минимального значения (МИН).

4) Операции манипулирования с диапазонами: удаление; вставка; копирование; перенос; сортировка.

5) Адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.

6) Всякое изменение местоположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.

2. В ячейке C8 записана формула =(A3+A5)*B4. Как изменится эта формула при переносе в ячейку:

1) C9?

Ответ: =(A4+A6)*B5.

2) D6?

Ответ: =(B1+B3)*C2.

Оценивание:

более 90% - оценка «5»,

от 70% до 89% - оценка «4»,

от 50% до 69% - оценка «3»,

менее 50% - оценка «2».

Подведение итогов (3 минуты)

Вопросы и задания:

    Была ли достигнута цель, поставленная на уроке?

    Продолжите высказывания об уроке.

      Знания, полученные на уроке, мне необходимы …

      Я получил(а) полезную информацию о том, что …

Список использованных источников

    Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В скаченной публикации "Физкультурная разминка (2 минуты)" отсутствует. Подведение итогов = 5 минут.

3 February 2018

К сожалению, в данный момент не смогу отредактировать, так как работа отправлена на конкурс. Возможно, что потом документ будет открыт для редактирования.

4 February 2018

Светлана Сергеевна, спасибо! Исправлю в ближайшее время.

3 February 2018

Похожие публикации