Консультация психолога с родителями «Профилактика детского и подросткового суицида»
Консультация психолога с родителями "Профилактика детского и подросткового суицида». Советы психолога.
Проблема суицидов является одной из важнейших в контексте современной психологии. Данный паттерн тесно связан с областями детской и подростковой преступности, девиантного поведения и нарушениями восприятия детьми окружающего мира.
В общем смысле, суицид является осознанным решением личности в лишении себя жизни. Поведение, направленное на саморазрушение – это последствие агрессии, которую ребенок или подросток не может выразить вербально и в полной мере, и поэтому может направлять ее на себя.
Поведение, направленное на реализацию суицида, является видом паттернов саморазрушения, однако в подростковом и детском возрасте зачастую дети не до конца осознают последствия такого решения, из-за чего данная тема является особенно важной.
В период с 0 до 3 лет, дети склонны наносить себе непроизвольные повреждения в тех случаях, когда родители не позволяют выражать агрессию по отношению к окружающим людям, либо предметам. Так, например, ребенок может начать драку с другим ребенком из-за того, что тот не захотел делиться игрушкой, а родители, в стремлении прекратить такое поведение могут резко его одергивать, либо отчитывать. В данном случае, агрессия, которая появилась у ребенка является не выраженной, и ребенок стремится нанести увечья самому себе.
Как реагировать родителям на такое поведение?
1. Не стоит ожидать, что такое поведение прекратится само собой. Уместным будет перевести ситуацию в позитивное-шуточное русло, чтобы ребенок не воспринимал происходящее в негативном ключе и в дальнейшем мог воспринимать похожие ситуации позитивно.
2. Не позволяйте ребенку думать, что вы настроены против него, защищая другого ребенка. Просто объясните ситуацию, без выделения позитивного отношения к другому ребенку.
3. Поспособствуйте тому, чтобы ребенок мог выражать свою агрессию допустимым для себя способом, например, с помощью рисования, или активных игр.
4. Не позволяйте ребенку наносит себе повреждения. В ситуации, когда ребенок стремится причинить себе вред, лучшим способом это остановить будет удерживание ребенка в объятьях до тех пор, пока его истерика не закончится. И лишь после этого можно объяснять ему особенности ситуации.
В возрасте от 4 до 6 лет, дети склонны активно наблюдать за поведением родителей и перенимать манеру их поведения и привычки в различных ситуациях. Данный возраст также характеризуется тем, что дети на данном возрастом этапе являются очень зацикленными на себе и склонны приписывать себе чувство вины за определенные события и происшествия (так, в ситуации нехватки внимания со стороны взрослого, ребенок может подумать, что родитель не обращает на него внимание, потому что он «плохой» и не заслуживает того, чтобы его любили, что может запускать паттерны самоагрессии).
В качестве еще одной причины возникновения самоагрессии может выступать то, что дети данного периода склонны к активному изучению особенностей своего тела и им может быть просто интересно, что будет после того, как возникает синяк, или после того, как он дотронется до горячего чайника.
Как реагировать родителям на такое поведение?
1. Не забывайте часто хвалить своего ребенка как за объективные успехи, так и «просто так», чтобы ребенок чувствовал себя любимым. Оказывайте ему поддержку даже в ситуации, когда он не прав, чтобы он чувствовал, что его любят, не смотря ни на что.
2. Дайте ребенку понять, что для вас очень важно видеть его здоровым и красивым, и что наличие у него синяков, ранок и повреждений очень вас расстраивает.
3. Подавайте ему правильный пример: учите его высказывать собственные эмоции и чувства, показывайте, что очень важно проговаривать и делиться ими.
4. Не позволяйте себе показывать пример ребенку в виде самокритики, поскольку он будет воспринимать это поведение в качестве нормы и действовать в схожем ключе.
Дети в возрасте от 7 до 12 лет зачастую могут прибегать к аутоагрессии для того, чтобы оказывать манипулятивное воздействие на взрослого. Так, например, если ребенок не хочет идти в школу, а родители его заставляют, он может «назло» им причинить себе вред. Также, в некоторых случаях дети ведут себя таким образом из-за недостатка родительского внимания, потому что могут, как и в более раннем возрасте ощущать себя ненужными, нелюбимыми и плохими.
Как реагировать родителям на такое поведение?
1. Давайте ребенку чувствовать себя любимыми, чаще хвалите его и уделяйте достаточное количество внимания.
2. Осуществите пересмотр требований, которые вы предъявляете ребенку, возможно для него они слишком высокие и он не может им следовать в должной степени.
В период подросткового возраста формы детской аутоагрессии могут возрастать и выражаться как в форме нанесения себе повреждений, так и до мыслей о суициде, которые могут приводить к попыткам самоубийства.
Как реагировать родителям на такое поведение?
1. Ребенок, который задумывается о самоубийстве, но не переходит к конкретным действиям находится в ситуации субъективного переживания серьезных проблем. Мысли о суициде возникают из-за отсутствия видимых возможностей выхода из сложных ситуаций. Данное состояние протекает в форме своеобразной болезни, как только решение проблемы находится – мысли о суициде больше не посещают ребенка.
В этом случае, родителям стоит донести до ребенка мысль, что можно найти выход из любой сложившейся ситуации, а в случае чего, вы поможете ребенку, даже если ситуация очень плохая.
2. Мысли о суициде могут возникнуть у подростков, как реакция на острое переживание одиночества. В данном случае следует окружить ребенка заботой и вниманием и донести до него, что вы очень ему дороги и всегда сможете его поддержать.
3. Поговорите с ребенком о том, что его мысли о суициде для вас очень болезненны и причиняют много горя. Спросите у ребенка, что вы можете сделать для него в этой ситуации, попробуйте вместе сформулировать способ решения проблемы.
4. Не стоит проводить лекции и рассказывать о том, что суицид – это грех, что ребенок должен сохранять свою жизнь. Дайте ему понять, что ответственность за жизнь и здоровье полностью лежит на нем самом.
Что нельзя делать и говорить ребенку, если у него есть мысли о суициде
1. «Хватит страдать ерундой, или лучше делай уроки или займись чем-нибудь полезным».
2. «Не ной, у других детей все намного хуже, но они же не ноют».
3. «Не неси чушь, все что ты говоришь – это полный бред».
4. «Ну конечно же ты самый умный, а другие слишком глупы чтобы понять твои «великие проблемы»»
5. «Ой, да какие проблемы могут быть в твоем возрасте?»
6. «У всех нормальные дети, а ты вечно жалуешься, будь уже нормальным»
7. «Да ты же сам во всем виноват. Наделал дел, вот и нечего теперь жаловаться».
8. «Ну что ты от меня хочешь? У меня много своих забот».
Что стоит сказать ребенку, при наличии у него суицидальных мыслей
1. «Я понимаю, что тебе сейчас тяжело, давай обсудим твою проблему».
2. «Мне кажется, что ты очень грустный и подавленный. У каждого человека в жизни бывает сложный период, давай вместе попробуем с этим справиться».
3. «Я очень беспокоюсь о тебе, ты очень мне дорог, давай обсудим, как у тебя дела».
4. «Я очень хочу тебя понять, если тебе нужна моя помощь, я готов тебя выслушать и приму все, что ты мне скажешь»
5. «Я всегда тебя поддержу, ты самое дорогое, что есть у меня в жизни, не забывай об этом».
Возможные причины, которые подталкивают ребенка к суициду:
1. Отсутствие взаимопонимания среди сверстников. Отсутствие друзей.
2. Наличие случаев суицида среди примеров семьи и знакомых. Если кто-либо из знакомых подростка по какой-либо причине совершил суицид, он может рассматривать это в качестве допустимого выхода из сложных ситуаций.
3. Неразделенные чувства к кому-либо.
4. Причастность к специфическим субкультурам.
5. Проблемы в отношениях между родителями – развод.
6. Смерть кого-либо из близких подростка.
Важным является то, что среди подростков, которых посещают мысли о суициде 80% так или иначе дают знать о своем намерении окружающим людям. Их обнаружить помогут специализированные «суицидальные ключи», которые могут быть как вербальными, так и поведенческими:
Вербальные ключи
1. Прямые фразы о своих намерениях: «Я хочу умереть», «Я больше не хочу жить», «Я думаю о том, чтобы покончить с собой».
2. Косвенные фразы: «Вам больше не нужно будет обо мне волноваться», «Вы все пожалеете, после того, как я уйду», «Я больше не вижу смысла все это продолжать»
3. Намеки, либо комментарии к каким-либо ситуациям: «Всегда можно выйти в окно».
4. Наличие демонстративных прощаний «навсегда» с окружающими.
Поведенческие ключи
1. Частый плач и слезы.
2. Неоднократные обращения к теме смерти в фильмах, музыке и литературе.
3. Стремление к самоизоляции от семьи и друзей.
4. Возникновение пристрастия к алкоголю, либо наркотикам.
5. Изменения в аппетите.
6. Избегание любых форм социальной активности, желание быть наедине с собой
7. Реализация рискованных и экстремальных поступков: хождение по крышам, перебегание дороги в неположенных местах.
8. Наличие суицидальных попыток в прошлом.
9. Выраженное чувство вины и наличие большого количества самокритики, сильно сниженная самооценка.
10. Отсутствие желания следить за своим внешним видом, безразличие к происходящим окружающим событиям.
Работа с подростками, которые переживают суицидальные мысли является сложной и индивидуальной. Самым сложным является донести до них мысль об их нужности для родственников и друзей.
В случае возникновения суицидальных мыслей, шанс их повторения чрезмерно высок. Самый опасный период их повторного возникновения – первые 80—100 дней с момента первого случая. В ситуации суицидальных мыслей обязательным будет прибегание к помощи специалистов – психологов, либо психиатров.
Вся представленная информация позволит лучше понимать причины возникновения состояний аутоагрессии и суицидальных мыслей у детей и подростков.