Контрольная работа «Угол между векторами. Скалярное произведение» (Математика, 9 класс)
Пояснительная записка
Математика 9 класс. Программная тема «Соотношение между сторонами и углами треугольника». Тема данного урока «Угол между векторами. Скалярное произведение». Это третий пункт программной темы. Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний». Тема вводится при использовании учебника
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Издательство «Просвещение» , Москва, 2014 г.
Цели урока:
Образовательная цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы " Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов".
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
Формировать умения решать задачи самостоятельно на нахождение площади треугольника, проверку перпендикулярности векторов; нахождение сторон и углов треугольника, параллелограмма, скалярного произведения с использованием теоремы косинусов и синусов;
Проконтролировать качество усвоения знаний и сформированность умений по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».
Развивающая цель: развитие логического мышления, памяти, математической речи.
Задачи:
Способствовать формированию умений анализировать и систематизировать информацию.
Активировать мыслительную деятельность на уроке при решении задач.
Развивать умения сравнивать, выявлять сходство, различие, развивать навыки самостоятельности;
Воспитательная цель: воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Задачи:
Прививать любовь к математике, навык самостоятельности в работе;
Воспитывать честность в оценке своих знаний; учить трудолюбию, аккуратности;
Способствовать самостоятельному принятию решений в ходе урока;
Уважительно относиться к одноклассникам.
3.ЗУН, необходимые на уроке:
1. Знать формулу площади треугольника: S_∆=1/2 a∙b∙sinα
2. Знать условие перпендикулярности векторов: x_1∙x_2+y_1∙y_2=0; a ⃗{x_1;y_1}, b ⃗{x_2;y_2}
3. Знать формулу и теорему скалярного произведения
4. Знать теорему косинусов и синусов
ЗУН, формируемые на уроке:
Умение применять формулу площади треугольника
Умение применять формулу и теорему скалярного произведения
Умение применять теорему косинусов и синусов
4. Умение самостоятельно делать выводы, оформлять решение задачи, формировать ответ
4. Методы обучения:
Синтез и анализ при решении задач
Проблемно поисковый
5. Пути активизации учебной деятельности:
Создание на уроке атмосферы благоприятной для выполнения контрольной работы.
Использование наглядности
6. Структура урока:
Организационный момент(2 мин)
Выполнение контрольной работы (36 мин)
Подведение итогов урока (2 мин)
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организаци-онный момент |
Здравствуйте дети, присаживайтесь. Сегодня на уроке у нас контрольная работа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.» |
Приветствуют учителя. |
Решение контрольной работы |
Открывайте тетради, записывайте число и приступайте к выполнению контрольной работы. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1. Используя данные, указанные на рисунке, найдите площадь треугольника? 2. Даны векторы {-3;4}, {8;-6}, и {12; 9}. Укажите верные утверждения. 1) вектор перпендикулярен вектору ; 2) вектор не перпендикулярен вектору ; 3) вектор перпендикулярен вектору ; 4) вектор не перпендикулярен вектору .
3. Используя данные, указанные на рисунке, найдите сторону BD.
4. На рисунке треугольник MNP вписан в окружность. Найдите сторону МР, если известно, что угол MNP=, а радиус окружности равен 7. 5. Сторона ромба АВСD равна 12, угол А=60. Найдите скалярное произведение векторов и . 6. Диагональ параллелограмма, равна 20 см, образует со сторонами углы, равные 50 и 100. Найдите меньшую сторону параллелограмма.
7*. Площадь треугольника МKN равна 10, угол N=60, KN=8. Найдите сторону KM. |
Приступают к выполнению контрольной работы. 1)Решение: S=ab S=46 S=12=6 Ответ: 6 2)Ненулевые векторы {x1;y1} и {x2;y2} перпендикулярны тогда и только тогда, когда x1x2+ y1y2=0. 1.является верным 2.не является верным 3.не верно 4.верно Ответ: 1, 4. 3)Решение: a2=b2+c2-2bc ВЕ2=DВ2+DЕ2-2DВDЕ a2=(4)2+72-2(4)7 a2=162+49-56 a2=81-56=25 a=5; а=-5(длина не может быть отрицательной) Ответ: ВЕ=5 4)Решение: 1.О-центр окружности. Проведём к нему радиусы из точек М и Р. Так как угол MNP=, то дуга, на которую он опирается равна 2. Тогда угол МОР=2, потому что он центральный. 2.Рассмотрим треугольник МОР- равнобедренный. (МО=ОР) Применим для него теорему: a2=b2+c2-2bc МР2=72+72- МР= Ответ: 5) 1.Рассмотрим треугольник АВС; АВ=АD cследовательно треугольник АВС – равнобедренный. Угол BAD=60 . Угол ABD=углуADB=(180 Треугольник ABD- равносторонний; BD=12 . Ответ: 72 6) Решение: 1.Угол С=30 (); 2.Применим теорему синусов CD 7) Решение: 2. a2=b2+c2-2bc КМ2=82+52-285 КМ 2=49 КМ =7; КМ =-7(длина не может быть отрицательной) Ответ: 7. |
Подведение итогов урока |
Сдаём тетради. Оценки вы узнаете на следующем уроке. |