Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Копилка идей» (7-8 класс, общекультурное равзитие)

3
0
Материал опубликован 6 June 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени А.П.Чехова»



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Составитель: Гамова Ольга Владимировна


«Копилка идей»



Направление:

Общекультурное

Класс:

  7-8

Количество часов:

2 часа в неделю

Учебный год:

  2019-2020







Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (статьи 1,10,11,12,13, 28,47);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

Приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

На основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений в МО, утвержденного приказом Минобразования МО от 15.04.2016 № 1427;

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;

Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени;

Примерная программа составлена на основе Программы основного общего образования.»Технология. Обслуживающий труд»

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» , 2010 г.-224с.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Копилка идей» разработана для занятий с учащимися 7-х – 8-х классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы курса «Копилка идей» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 7 и 8 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Копилка идей» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

- расширение знаний о материалах и его свойствах, технологиях использования;

- формирование практических умений и навыков использования различных техник в предметно-преобразующей деятельности;

- формирование интереса к данному виду труда

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

- развитие регулятивной структуры деятельности;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Методические подходы:

-дифференцированный подход

-деятельностный подход

Принципы обучения:

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных

потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся на всех ступенях образования;

принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип сотрудничества с семьей.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Обучающиеся анализирует изображение поделки, пытаются понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако, школьники имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Задачами занятия являются освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение работы, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Работа организовывается по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Внеурочная деятельность «
Копилка идей» имеет цель: всестороннее развитие личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры, в процессе овладения навыками вышивания бисером, лентами и точечной росписью. Ее изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.


Организация деятельности
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения для учащихся 7-х и 8-х классов. Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов). Занятия проводятся в кабинете технологии.



Актуальность программы
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках, сети интернет.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
Данный курс дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Системно-деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, «Копилка идей» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Учащийся всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.













Содержание курса


    Формы работы:      

Беседа.

Коллективная работа.

Индивидуально - практическая.

Консультация.


     Методы работы:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение.

Наглядные: пример, демонстрация готовых работ.

Практические


1. Вводное занятие. 1 час.

Ознакомление учащихся с работой кружка «Копилка идей». Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Просмотр образцов, эскизов и готовых работ. Знакомство с материалами, инструментами для работы. Закрепление инструментов индивидуального пользования.


2. Вышивка сюжетной композиции 22 часа

Обсуждение темы и планирование эскизов на выбранную тему.

Разработка эскиза.

Перенос главного эскиза на формат.

Разработка в цвете.

Перенос контурных линий на полотно.

Бисерная вышивка.

Оформление работы


3. Вышивка лентами 22часа

Обсуждение темы и планирование эскизов на выбранную тему.

Разработка эскиза.

Перенос главного эскиза на формат.

Разработка в цвете.

Перенос контурных линий на полотно.

Вышивка лентами

Декоративное оформление работы

Организация промежуточной выставки работ учащихся.


4. Точечная роспись 21 час

Обсуждение темы и планирование эскизов на выбранную тему.

Разработка эскиза.

Перенос главного эскиза на формат.

Разработка в цвете.

Перенос контурных линий на выбранную поверхность (металл, стекло, кожа, керамика)

Заполнение цветом рабочей поверхности

Презентация работ и защита проекта

5. Организация отчётной выставки работ учащихся. (2 часа)

Отчёт учащихся о полученных знаниях и умениях на занятиях внеурочной деятельности. Участие и презентация в выставке изделий декоративно-прикладного творчества.

Учебно - тематический план


п/п



Дата


Тема учебного занятия


Всего часов


Содержание деятельности



Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности


Практическая часть занятия /форма организации деятельности

План

Факт

1



Вводное занятие.

1

Вводное занятие. История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни


2-23



Бисерная вышивка

22

Обсуждение темы и планирование эскизов на выбранную тему

Разработка эскиза. Перенос главного эскиза на формат. Разработка в цвете. Перенос контурных линий на полотно. Вышивка бисером. Оформление работы.

24-45



Вышивка лентами

22

Обсуждение темы и планирование эскизов на выбранную тему

Разработка эскиза.

Перенос главного эскиза на формат.

Разработка в цвете. Перенос контурных линий на полотно. Вышивка лентами

Декоративное оформление работы.

46-66



Точечная роспись

21

Обсуждение темы и планирование проекта и эскизов на выбранную тему

Разработка эскиза.

Перенос главного эскиза на формат.

Разработка в цвете.

Подготовка поверхности основы.

Разметка поверхности основы.

Перенос контурных линий на выбранную поверхность (металл, стекло, кожа, керамика)

Заполнение цветом рабочей поверхности.

Декоративное оформление работ.

Презентация работ и защита проекта


67-68



Организация отчетной выставки

2

Отчёт учащихся о полученных знаниях и умениях на занятиях внеурочной деятельности. Защита и презентация проектов.

Оформление выставки годовых изделий. Участие в выставке декоративно-прикладного творчества. Презентация изделий.



Ресурсное обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция), видеопроектор, компьютер, печатные пособия, компьютерные слайдовые презентации, набор чертежных инструментов, столы ученические.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности;

- развитие мотивации к обучению;

- приобретение способности и готовности к саморазвитию.

Метапредметные:

- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.

Предметные:

- формирование умений работать с различными материалами в разных техниках и инструментами;

- выбирать способы обработки инструментов, в зависимости от их свойств;

- правила безопасности труда


Система оценки планирования

Система оценки результатов обучения проходит через участие детей в выставках, конкурсах. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.


Тематическое планирование составлено в соответствии с Учебным планом гимназии и соотнесено с Годовым календарным графиком на 2019- 2020 уч. Год.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________________



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации