12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна653
На данный момент работаю в отделении дневного пребывания детей, которое посещают дети-инвалиды, дети с ОВЗ, а также ребята, которым просто нужна консультация специалистов
Россия, Рязанская обл., Скопин

Коррекционная программа занятий психолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ 5-8 лет с сохранным интеллектом и задержкой в развитии

 «Будем развиваться»

Автор: Едунова Любовь Михайловна, психолог отделения дневного пребывания детей с ОВЗ

Пояснительная записка

Актуальность темы

С каждым годом всё большую роль в процессе социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ играют учреждения, которые оказывают им и их семьям психолого-педагогическую помощь.

Каждый год в отделение дневного пребывания детей с ОВЗ Скопинского комплексного центра социального обслуживания населения  приходят мамы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые просят оказать им помощь по развитию и воспитанию ребенка.

Кто-то не имеет возможности заниматься с ребенком, кто-то приехал из глубинки, где нет учреждений для занятий с детьми-инвалидами, кто-то не обладает достаточными знаниями, чтобы помочь своему чаду самостоятельно. В результате в школы приходят дети  педагогически запущенные, с неразвитыми познавательными функциями, замкнутые, не адаптированные в обществе, порой совершенно не умеющие взаимодействовать с другими людьми.

А ведь наблюдения специалистов показывают, что чем раньше начнется психологическая коррекция, тем больше у ребенка шансов на то, что он адаптируется в обществе.

Что же такое психологическая коррекция? Это один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на формирование у человека нужных для социализации и адаптации психологических качеств.

Методы психокоррекции направлены на выработку навыков межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, то есть на методы социального приспособления.

Очень важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.

Конечно же, нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно если это касается детей-инвалидов и детей с ОВЗ, так как  при её составлении придётся учитывать множество факторов. Это и структура болезни и степень ее тяжести; психологическая проблема и причины её возникновения; время возникновения болезни и время возникновения психологической проблемы; индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующая социальная ситуация развития ребёнка.

Однако проведение психокоррекционных мероприятий с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в современных условиях инклюзивного образования необходимо.

Таким образом, здесь будет представлена примерная коррекционная программа занятий психолога с воспитанниками отделения дневного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5 – 8 лет с сохранным интеллектом и задержкой развития. Она рассчитана на учебный год. Летом же (при условии, что дети продолжат посещать отделение) можно проработать те моменты программы, которые были упущены в течение года.

Данная коррекционная программа строится на основе следующих принципов:

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  3. Принцип комплексности методов психологического воздействия;
  4. Принцип единства диагностики и коррекции;
  5. Деятельностный принцип коррекции;
  6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

Цели и задачи

Настоящая программа имеет своей целью социальную реабилитацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

При проведении коррекционно-развивающих занятий были поставлены следующие задачи:

- развитие познавательных функций,

- развитие эмоционального интеллекта,

- развитие двигательной активности,

- развитие коммуникативных навыков,

- развитие навыков самоконтроля,

- развитие уверенности в себе, повышение самооценки,

-  развитие  индивидуальных особенностей у детей: способностей, интересов,  увлечений.

Предметом и объектом коррекционно-развивающей работы являются дети-инвалиды и дети с ОВЗ 5-8 лет с сохранным интеллектом и задержкой в развитии, не адаптированные  или слабо адаптированные в обществе.

Организационные условия проведения занятий

Программа рассчитана на индивидуальные занятия, которые будут проходить 1 раз в неделю.

 Продолжительность всей программы – 35 занятий (учебный год), продолжительность одного занятия – 20 минут. На каждое упражнение отводится по 5 минут.

Занятия проводятся в кабинете психолога, в котором есть стол, стулья, развивающие и обучающие пособия, различные игры.

 Годовой цикл занятий включает в себя следующие блоки:

  • Диагностика
  • Работа со страхами
  • Развитие эмоционального интеллекта
  • Развитие познавательных функций
  • Развитие самооценки, уверенности в себе
  • Развитие двигательной активности, ориентировки в пространстве.

Все занятия должны быть динамичными, не затянутыми, строиться  по принципу «от простого к сложному».

Надо понимать, что все дети разные и корректировать схему занятия следует под каждого индивидуально.

      Также больше внимания следует уделять тем сферам, что по результатам диагностики развиты слабее остальных. Так как отделение в основном посещают дети, у которых плохо развиты все сферы, то и годовой курс занятий составлен соответствующим образом.

Методы, используемые в программе

В ходе занятий используются такие методы, как арттерапия, сказкотерапия, пескотерапия, гипсотерапия, элементы метода Монтессори, элементы метода нейрографики, элементы адаптивной физической культуры.  

Все творческие работы детей в течение года могут участвовать в городских и региональных конкурсах, а также в конкурсах в социальных сетях (например, на сайте Педагогического сообщества «Урок.РФ» все конкурсы для детей и педагогов бесплатны).

Также можно организовывать выставки в отделении и фотовыставки в группе отделения в социальной сети в ВКонтакте (если такая имеется).

Структура занятия

      Каждое занятие состоит из трех частей: ритуал приветствия, основная часть, ритуал прощания.

Ритуалы встречи и прощания занимают 3-5 минут. Это могут быть слова «Здравствуйте», «До свидания», пожатие руки, объятия (если с ребенком налажен контакт и именно такую форму ритуала он хочет), специально придуманные жесты, игры и многое другое.

      Основная часть включает в себя следующие этапы:

1 этап - игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы,

2 этап – игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы или личностной сферы,

3 этап – игры и упражнения, направленные на развитие личностной сферы или на развитие двигательной активности.

      Участие других лиц в коррекционной работе

      Параллельно с работой детской группы возможна организация встреч родительского клуба. Его цель: коррекция родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, а также повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации «особых» детей.

      Встречи можно проводить, например, 1 раз в месяц в течение учебного года (8-9 встреч).

      Продолжительность и время проведения одного занятия 45 мин – 1 час.

      Содержание встреч предполагает активное использование следующих видов деятельности:

•    индивидуальные консультации родителей;

•    анкетирование, тестирование;

•    памятки, информационные письма;

•    групповая дискуссия;

•    арт-терапия;

•    релаксация.

      Ожидаемые результаты реализации программы:

      По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика.

      На нескольких последних занятиях детям даются задания на определение уровня развития памяти, внимания, мышления, эмоционального интеллекта, а также ребята проходят повторное тестирование на определение уровня самооценки, тревожности, наличия страхов.

      Уровень развития самоконтроля оценивается методом наблюдения за выполнением ребенком заданий.

      Уровень развития двигательной активности оценивается методом наблюдения за ребенком в течение года (например, с помощью Дневника наблюдений).

      Критерием эффективности проведенной коррекционной работы является формирование навыков эмоционального интеллекта, умение контактировать с другими детьми и взрослыми, повышение самооценки ребенка и уверенности в себе, развитие познавательных функций, двигательной активности, навыков самоконтроля, появление у детей увлечений и интересов.

      По завершении коррекционных мероприятий составляется аналитический отчет о результатах эффективности программы.

Тематический план занятий на год

Деятельность

Дата занятия

Упражнения и игры

Диагностика


1 занятие

Сентябрь

Знакомство с ребенком (знает ли свое ФИО, возраст, членов семьи, во что любит играть, с кем). Карточки на осведомленность (знание явлений природы, времен годы, растений, деревьев, игрушек и т.д.), упражнения на шнуровку, геометрические бусы или кубы, методика «Человечки на дереве».

2 занятие

Сентябрь

Сбор любых пазлов, методика «Два домика», методика «Лесенка», пособия «Цвета и фигуры», «Клоун»  (ориентировка в пространстве), знание и классификация профессий.

3 занятие

Сентябрь

Карточки «Мемо», «Найди отличия», «Четвертый лишний»,  «Разложи по полочкам», знание сказок.

Психокоррекционная работа


4 занятие

Сентябрь

Ритуал приветствия

  1. Тематическое занятие «Времена года. Осень»
  2. Сказки об осени
  3. Поделка из природного материала или рисунок на тему «Осенняя пора»

Ритуал прощания


5 занятие

Октябрь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие внимания (игры на глянце «Найди цвет», «Найди пару»)
  2. Работа с эмоциональным интеллектом. Пособие «Смайлики» (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие базовых эмоций», стр. 6,7,8,9)
  3. Работа с песком

Ритуал прощания


6 занятие

Октябрь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие общей осведомленности (игра-пазл «Что, откуда, почему?», игра на глянце «Огород»)
  2. Сказка «Что такое красота?» (красота внутренняя и внешняя, книга  «Философия для детей в сказках и рассказах», стр. 8)
  3. Рисунок на тему «Красота»

Ритуал прощания


7 занятие

Октябрь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие общей осведомленности (игра-пазл «Ассоциации. Животный мир», игра на глянце «Одень по сезону»)
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие базовых эмоций», стр. 10, 11, 12, 13)
  3. Работа с природным материалом

Ритуал прощания


8 занятие

Октябрь

Ритуал приветствия

  1. Знакомство с буквами (книга Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Кукольный театр – проигрывание любой сказки вместе с ребенком (отработка эмоций)
  3. Рисунок по сказке

Ритуал прощания


9 занятие

Ноябрь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие внимания (игры-мемо «Кошки-собаки», «Машины»)
  2. Тематическая беседа о Дне народного единства
  3. Поделка к Дню народного единства

Ритуал прощания


10 занятие

Ноябрь

Ритуал приветствия

  1. Знакомство с буквами (книга Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие базовых эмоций», стр. 14, 15, 16, 17)
  3. Игры малой активности или сбор пазлов

Ритуал прощания


11 занятие

Ноябрь

Ритуал приветствия

  1. Пособие «Расскажи сказку» (последовательность действий, знание сказок)
  2. Тест «Страхи в домиках»
  3. Рисунок на тему «Мой страх»

Ритуал прощания


12 занятие

Ноябрь

Ритуал приветствия

  1. Игры со счетным материалом (по книге Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Сказка «Медвежонок-ветер» (развитие воображения, книга «Философия для детей в сказках и рассказах», стр. 37)
  3. Техника «Дерево счастья» (работа со страхами)

Ритуал прощания


13 занятие

Декабрь

Ритуал приветствия

  1. Игры со счетным материалом (по книге Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Тематическое занятие «Времена года. Зима»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Мы на прогулке» (отработка эмоций)

Ритуал прощания


14 занятие

Декабрь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие навыков конструирования (конструкторы магнитный, металлический, пластмассовый)
  2. Работа с эмоциональным интеллектом  (Книга Трясоруковой Т.П. «Развитие базовых эмоций», стр. 18, 19, 20, 21)
  3. Игры малой активности или сбор пазлов

Ритуал прощания


15 занятие

Декабрь

Ритуал приветствия

  1. Тематическая беседа «День рождения Деда Мороза»
  2. Сказка «Сумасшедший лес» (о пользе гармонии, книга «Философия для детей в сказках и рассказах», стр. 12)
  3. Поделка в подарок Деду Морозу

Ритуал прощания


16 занятие

Декабрь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие внимания (игра на глянце «Украшаем елку»)
  2. Тематическая беседа «Новый год»
  3. Поделка, рисунок, работа с гипсом

Ритуал прощания


17 занятие

Январь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие навыков конструирования (конструкторы магнитный, металлический, пластмассовый)
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие базовых эмоций», стр. 22, 23, 24, 25, 26)
  3. Сюжетно-ролевая игра «Мы на стройке» (отработка эмоций)

Ритуал прощания


18 занятие

Январь

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие мышления («Четвертый лишний. 1 вариант», «Найди 10 отличий»)
  2. Сказка «Холмик и звезда» (мечты о будущем, книга «Философия для детей в сказках и рассказах», стр. 39)
  3. Работа с песком

Ритуал прощания


19 занятие

Январь

Ритуал приветствия

  1. Игры – шнуровки
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие базовых эмоций», стр. 27, 28, 29, 30, 31)
  3. Игры малой подвижности или сбор пазлов

Ритуал прощания


20 занятие

Февраль

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие ориентирования в пространстве с карточками («Покажи на.. (нос, рот)», «Клоун смотрит… (вправо, влево»)
  2. Сюжетно-ролевая игра «Мы в больнице» (отработка эмоций)
  3. Поделка, рисунок, работа с гипсом на тему «Зимушка-зима»

Ритуал прощания


21 занятие

Февраль

Ритуал приветствия

  1. Игры на знание и сравнение фигур (по книге Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие эмпатии», стр. 6, 7, 8, 9, 10)
  3. Релаксационные упражнения или сбор пазлов

Ритуал прощания


22 занятие

Февраль

Ритуал приветствия

  1. Игры на знание и сравнение фигур (по книге Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Игры на знание сказок (игра на глянце  «Расскажи по картинкам. Сказка «Колобок»»)
  3. Работа с песком

Ритуал прощания


23 занятие Февраль

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие мышления (игры на глянце «Уборка в доме», «Четвертый лишний. 2 вариант»)
  2. Тематическая беседа «День защитника Отечества»
  3. Поделка, рисунок, работа с гипсом «Подарок папе (дедушке, другу – если нет пап)»

Ритуал прощания


24 занятие

Март

Ритуал приветствия

  1. Тематическое занятие «Времена года. Весна»
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие эмпатии», стр. 11, 12, 13, 14, 15)
  3. Поделка, рисунок, работа с гипсом «Подарок маме»

Ритуал прощания


25 занятие

Март

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие мышления (игра «Пятерочка. Разбери по группам»)
  2. Техника нейрографики «Выброс»
  3. Игры малой активности или сбор пазлов

Ритуал прощания


26 занятие

Март

Ритуал приветствия

  1.  Игры на знание профессий (по книге Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Сюжетно-ролевая игра «Мы в гараже»
  3. Работа с песком

Ритуал прощания


27 занятие

Март

Ритуал приветствия

  1. Игры-шнуровки
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие эмпатии», стр. 16, 17, 18, 19, 20)
  3. Поделка, рисунок, работа с гипсом

Ритуал прощания


28 занятие

Апрель

Ритуал приветствия

  1. Игры на развитие общей осведомленности (по книге Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2.  Кукольный театр – проигрывание любой сказки вместе с ребенком (отработка эмоций)
  3. Релаксационные упражнения или сбор пазлов

Ритуал прощания


29 занятие

Апрель

Ритуал приветствия

  1. Игры на знание профессий (по книге Жуковой М.А. в зависимости от возраста и развития), используя наглядные пособия
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие эмпатии», стр. 21, 22, 23, 24, 25)
  3. Работа с песком

Ритуал прощания

Повторная диагностика


30 занятие

Апрель

Ритуал приветствия

  1. Диагностика внимания, памяти, восприятия
  2. Игры малой подвижности

Ритуал прощания


31 занятие

Апрель

Ритуал приветствия

  1. Диагностика мышления, общей осведомленности
  2. Релаксационные упражнения

Ритуал прощания


32 занятие

Май

Ритуал приветствия

  1. Проверка знаний букв и цифр
  2. Тематическая беседа «1 мая»
  3. Поделка или рисунок на тему «Мир, труд, май»

Ритуал прощания


33 занятие

Май

Ритуал приветствия

  1. Диагностика навыков эмоционального интеллекта
  2. Тематическая беседа «9 мая»
  3. Поделка или рисунок на тему «День Победы»

Ритуал прощания


34 занятие

Май 

Ритуал приветствия

  1. Тесты «Лесенка», «Человечки на дереве»
  2. Работа с эмоциональным интеллектом (книга Трясоруковой Т.П. «Развитие эмпатии», стр. 26, 27, 28, 29, 30)
  3. Игры малой подвижности

Ритуал прощания


35 занятие

Май

Ритуал приветствия

  1. Тематическое занятие «Времена года. Лето»
  2. Рисунок или поделка на тему «Лето красное, прекрасное»
  3. Игры малой подвижности

Ритуал прощания


Приложения

​​​​​​​Игры малой подвижности с элементами адаптивной физической культуры

Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:

  • снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук;
  • развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
  • формирование и закрепление двигательных умений;
  • получение удовольствия и создание хорошего настроения;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

Игры, которые можно использовать на занятиях в кабинете психолога

  1. Игра «Запрещенное движение» - педагог говорит команды «Руки вверх, руки в стороны, руки вниз, руки на пояс, руки к плечам». Выбирается одна запрещенная команда. Когда педагог её произносит, ребенок данную  команду не выполняет (развитие внимания).
  2. Игра «Теремок» - педагог и ребенок разыгрывают самую простую сказку, например, «Теремок» (развитие воображения).
  3. Игры с маленькими кольцами от пирамиды – «Подбрось-поймай», «Удержи на голове» (развитие равновесия, координации в пространстве).
  4. Игры с небольшим мячом – перекладывание мяча из руки в руку, подкидывание вверх (развитие равновесия, координации в пространстве).
  5. Игры с большим мячом для фитнеса – стучать по очереди левой и правой рукой, сначала похлопать в ладоши, а потом постучать по мячику, переталкивать мяч друг другу (развитие равновесия, координации в пространстве).
  6.  Игра «Полоса препятствий» - ходьба на носочках («Представь, что кругом камни»), прыжки по комнате («А теперь вокруг болото»), ходьба по ленте («Мы переходим мост»), пересаживание со стула на стул («Мы пробираемся в лесу через завалы») (развитие равновесия, координации в пространстве).
  7. Игра «Зеркало» - ребенок повторяет движения за педагогом (развитие зрительно-моторной координации).
  8. «Путешествия ежика» - ребенок проводит по всему телу колючим мячиком – «ёжиком». Такие мячи используются для массажа.  

Список использованной литературы

  1. Трясорукова Т.П. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Диагностика, активизация, рекомендации: пособие для родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 112 с.: ил. – («Развитие. Обучение. Игра» с Татьяной Трясоруковой).
  2. Жукова М. А. Серия книг «Годовой курс занятий». – 2019.
  3. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. по воспитанию детей в семье и школе/М.А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012. – 280с.
  4. Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.
  5. Эмоциональный интеллект. Развитие эмпатии: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.

Интернет-ресурсы

  1. Структура и оформление коррекционной / развивающей программы -  https://pandia.ru/text/78/412/82895.php
  2. Психологическая коррекция - https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическая_коррекция
  3. Принципы построения коррекционных программ - https://studopedia.ru/14_95892_printsipi-postroeniya-korrektsionnih-programm.html
  4. Группа в социальной сети ВКонтакте «УМКА. Дидактические игры. Развивающие занятия» -  https://vk.com/umkarurazvitie
  5. Группа в социальной сети ВКонтакте для педагогов-психологов -  https://vk.com/club59899136
  6. Цикл вебинаров по организации занятий адаптивной физической культурой с детьми с ОВЗ, организованный благотворительным фондом Рональда Макдональда
  7. Онлайн-конференция «Страхи детей и взрослых», проходящая на платформе Zoom. Организатор – Школа эмоций - https://vk.com/deputatova_school
  8. Группа «Школа развития эмоций. Эмоциональный интеллект» (обучение психологов игровому формату работы с родителями и детьми) - https://vk.com/deputatova_school
Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.