Учебный план «Коррекционно-развивающее воспитание детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях 1 младшей группы»
Раздел «Речевое развитие детей раннего возраста с ЗРР»
Опыт работы - результат опытно-педагогической площадки «Коррекционно-развивающее воспитание детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях 1 младшей группы»
Задачи по речевому развитию детей
раннего возраста с задержкой в речевом развитии
Развивать речь как средство общения через:
Создание соответствующих необходимых условий (речевой среды) для речевого развития малыша.
Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности.
Обогащать понимаемый и активный словарь детей за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Формировать умение говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания.
Развивать диалогическую форму речи, поддерживая инициативу детей в общении друг с другом, создавая коммуникативные ситуации и вовлекая детей в беседу.
Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание.
Развивать фонематический слух детей и речевое внимание.
Подготовительный этап:
формировать умение у детей вслушиваться в обращенную к ним речь взрослого;
работать над переводом эмоциональных, мимических и двигательных реакций в речевые, поддерживая любое обращение ребенка к взрослому;
определение уровня речевого развития каждого ребенка
Первый этап:
побуждать ребенка к пониманию обращенной к нему речи взрослого, учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства;
работать над формированием речевого умения у детей – вести диалог со взрослым, побуждая их всеми доступными средствами.
работать над развитием и активизацией словаря:
название предметов,
действий,
название близких людей.
поощрять интерес детей к цвету, форме и величине, обогащая словарный запас.
учить правильно произносить гласные звуки и их сочетания изолированно, в составе слова, дефиренцировать их на слух и в произношении;
работать над развитие артикуляционного аппарата, речевого внимания и дыхания
Второй этап:
продолжать развивать умение детей поддерживать диалог со взрослыми, придерживаясь традиции общения;
работать над формированием у детей коммуникативных намерений к вербальному высказыванию;
продолжать развивать представления о свойствах предметов, расширяя возможности фонематического восприятия
развивать наглядно-действенные формы мышления;
развивать активный и активизировать пассивный словарь детей через предметную деятельность, отдавая предпочтение сюжетно-ролевой, дидактической игре
развивать умение различать и называть домашних животных и их детенышей по звукоподражанию, образовывая глаголы от звукоподражательных слов;
работать над восприятием и воспроизведением звукового образа слова
уточнение и закрепление правильного произнесения звуков: изолированно, в слогах и звукоподражаниях, в словах и тексте.
продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое внимание и дыхание.
побуждать детей включаться в чтение потешек, стихов.
Третий этап:
продолжать развивать диалогическую форму речи, поддерживая инициативные диалоги между детьми, создавая коммуникативные ситуации и обеспечивая речевую мотивацию;
учить детей строить простейшие сообщения, развивая фразовую речь, формируя умения управлять диалогом, приобщая к традициям общения;
развивать умения детей соотносить производное слово и выразительные движения, стимулируя к адекватному использованию основных падежных форм существительных;
учить образовывать названия детенышей диких животных в единственном и множественном числе;
упражнять детей в произнесении согласных звуков в составе слова, различать их на слух и в произношении;
побуждать детей включаться в чтение стихов, учить чувствовать рифму;
продолжать работу над развитием артикуляционного аппарата речевого внимания и дыхания.
Компетенции воспитанника по речевому развитию к концу учебного года
Связная речь:
легко понимает обращенную к нему речь взрослого, сверстника;
реагирует на обращение и используя доступные речевые средства пытается вступить в диалог;
задает вопросы и строит предложения из 3-4 слов.
понимает предложенные конструкции с предлогами.
Развитие словаря:
понимает падежные конструкции;
понимает двухэтапные инструкции;
знает название многих предметов, действий с предметами, их свойства и качества;
знает название некоторых трудовых действий, охотно говорит о их выполнении близкими людьми.
Называет собственные действия, коментируя свою игру.
Грамматическая правильность речи:
освоил структуру простого предложения;
использует систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа.
умеет использовать в речи слова с суффиксами, в уменьшительности, ласкательности, увеличительности.
Звуковая культура речи:
воспринимает и воспроизводит звуковой образ слова
использует общеречевым умения и правильно пользуется речевым дыханием;
старается правильно произносить гласные, согласные в соответствии с индивидуальным профилем воспитанника
1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
1 младшая группа (2-3 года):
Месяц |
Неделя |
Лексические темы |
Сентябрь |
1-2 неделя |
Обследование - |
3-4 неделя |
Вкусные овощи |
|
Октябрь |
1-2 неделя |
Мой детский сад |
3-4 неделя |
Золотая осень |
|
Ноябрь |
1-2 неделя |
Я и моя семья |
3-4 неделя |
Наши игрушки |
|
Декабрь |
1-2 неделя |
Что мы надеваем |
3-4 неделя |
Зимние сказки |
|
Январь |
1-2 неделя |
Любимые фрукты |
3-4 неделя |
Какая посуда, нам нужна |
|
Февраль |
1-2 неделя |
Животные рядом с нами |
3-4 неделя |
На чем ездят |
|
Март |
1-2 неделя |
Мамин праздник |
3-4 неделя |
Наш дом и то что в нем |
|
Апрель |
1-2 неделя |
Животные в лесу |
3-4 неделя |
Весенние прогулки |
|
Май |
1-2 неделя |
Растения |
3-4 неделя |
Наступило лето |
2. Планирование навыков по формированию экспрессивной речи
у детей раннего возраста (2-3 года)
(первый год обучения)
Месяц |
Звук звукоподражания |
Фонетическая ритмика |
Фраза |
Грамматические категории |
Договаривание слов |
Сентябрь |
«А» 1.Девочка плачет 2. Качаем куклу 3. Тетя поет |
Пение «А» с жестом (разводим руки) |
На первом этапе работы у ребенка с задержкой речевого развития отсутствует |
Была Аня. У Ани мяч. Пошла Аня играть с мячом. Мяч упал в лужу. Заплакала Аня. «А-а-а». Папа достал мяч: «На, Аня. Не плач» |
|
Октябрь |
«О» Мальчик охает. Бабушка удивляется |
1.Пение «О» с жестом (округленные руки над головой) 2.Повторение «А» |
Мальчик охает, кричит: «О-о-о!» Ушко у него болит: «О-о-о!» |
||
Октябрь |
«У» 1.Поезд гудит 2.Пароход гудит 3.Волк воет. «А-У» кричим в лесу. «А-У» плачет малыш |
Пение «У» с жестом (разводим руки) |
Заблудились в лесу и кричим «А-У! А-У!» Наш малыш кричит с утра «У-А! У-А!» |
||
Ноябрь |
«И» Лошадка кричит «ИО» |
Пение «И» с жестом (разводим руки в стороны на уровне рта) Пение «А У И О». С жестом |
Лошадка скачи: «И-и-и» Ослик скачет далеко. Он кричит «ИО! ИО!» |
||
Ноябрь |
«П - П,» «ПИ - ПИ» «ПА - ПА» «ОП» |
«ПА-ПО-ПУ» «ПЯ-ПЕ-ПЮ» «ПА-ПЯ» |
На, папа На, пи-пи |
Маленькая птичка прилетела к нам: «Пи-пи-пи» Птичке невеличке я водички дам: «На!» Мой веселый, звонкий мяч. Ты куда пустился вскачь: «Оп-оп-оп» |
|
Декабрь |
«М - М,» «МУ - МУ» «МЕ - МЕ» «МЕ – МЁ - МЮ» «МА - МЯ» «МУ - МЮ, МО - МЁ» |
Дифференциация: МА-МО, МУ-МЯ, МЕ-МЁ-МЮ, МА-МЯ, МУ-МЮ, МО-МЁ. |
На, мама. На, мяу. На, ме. На-му. |
1.Киска к детям подошла. Молочка просила. «Мяу» говорила. «Мяу-мяу!» 2.Дайте травки мне: «Ме-ме!» 3.Где хозяйка не пойму: «Иу!» 4. «Киска, как тебя зовут?» - «Мяу». «Сторожишь ты мышку тут?» - «Мяу». «Киска, хочешь молока?» - «Мяу». А в приятели щенка – фррр. (дрожание губами) |
|
Декабрь |
«Б - Б» «БИ – БИ - БОМ» «БЕ – БЕ - БАМ» «БО – БО - БАБА» «БУМ, БОБА» |
БА-БО-БУ БЯ-БЕ-БЕ-БЮ БА-БЯ ПА-БА |
НА, БАПА НА, БО-БА БОБА: «БУМ-БУМ» БАБА: «НО-НО» БОБА: «БАМ-БАМ» МАМА: «НУ-НУ!» |
1. Машина, машина едет гудит: «БИ-БИ». В машине, в машине шофер сидит: «БИ-БИ-БИ» 2. Жили-были МАМА, ПАПА, БАБА, БОБА. Утром папа уезжал на работу. Машина гудела: «БИ-БИ». А БОБА стучал в барабан: «БУМ-БУМ». Мама грозила пальцем: «НО! БОБА!» Бабушка говорила: «НУ! БОБА!» 3. Барабань, барабан, барабан играет: «БАМ». А потом, а потом, а потом играет: «БОМ» |
|
Январь |
«Т - Т,» «Д - Д,» ТУТ, ТЕМА, ДА, НЕТ, ТЁТЯ, ДОМ, ДЯ-ДЯ, ДОМА, НАДО, ТОМА, ДИМА, НИТИ, ТИМА, ПЕТЯ, ДЕТИ, ДЕДА |
ТА-ТО-ТУ ТЯ-ТЕ-ТЕ-ТЮ ТА-ДА ДА-ДО-ДУ ДЯ-ДЕ-ДЕ-ДЮ ДА-ДЯ |
ТОМА, ИДИ, ТОМА, ИДЕТ, ДИМА, ИДТИ. ДИМА ИДЕТ. ДЕД ДОМА. БАБА ДОМА. ТОМЫ НЕТ, |
1.Существительные Р.П.: ТОМЫ (НЕТ); 2.Глагольные конструкции: БУДУ МЫТЬ (РУКИ); НАДО МЫТЬ (РУКИ). 3.Предлоги У, НА: У МАМЫ ТОМА; НА ДОМЕ. |
1. ДОМА БАБА ДОМА ДЕД, ТОМЫ НЕТ. 2. ТА-ТА-ТА, ВЫШЛА КОШКА ЗА КОТА |
Январь |
«Н - Н,» НА НО НУ Нина |
Фонетическая ритмика на дифференциацию мягких и твердых слияний: НА-НО, НУ, НЕ, НЕ-НИ, НЮ |
НА, НИНА НУ, НИНА НО, НИНА |
1.Была девочка. Звали её Нина. У Нины лошадка. Нина играла с лошадкой: «НО! НО!» Нина кормила лошадку: «НУ!» 2.Скачут, скачут две лошадки: «НО! НО! НО!» Мчатся, мчатся без оглядки: «НО! НО! НО!» Прискакали: кучерское «Р-р-р» |
|
Март |
«В - В,» «Ф - Ф,» ГАВ; ВОТ; ВОДИ-ВОДИТ; ФУ; ВАНЯ; ВЕДИ-ВЕДЕТ; ФОМА; ВОВА; ФЕНЯ; ФЕДЯ. |
ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ, ВЯ, ВЕ, ВИ, ВА-ФА, ВА-ВЯ. |
ВАНЯ, ВОДИ. ВАНЯ ВОДИТ. ВОВА, ВЕДИ. ВОВА ВЕДЕТ. У ВАНИ (КОТ) У ВОВЫ (КУБИК) |
1.Глаголы изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени: ВОВА ВЕДЕТ (машину). 2.Предложные конструкции: У, НА, ПОД |
Вот наш БОБИК, славный пес. Белый лобик, черный нос. ГАВ-ГАВ. БОБИК, БОБИК, лапку дай. ГАВ-ГАВ. Сядь на коврик и не ЛАЙ. |
Март |
«К – К,» КО _ КО _КО; «Г – Г,» ГА - ГА - ГА; |
КА – КО – КУ ТЯ – ТЕ – ТЮ КА – КЯ КА – ГА |
ТУТ ГА-ГА; ТУТ ИГО- ГО; ТУТ КО-КО-КО; ТУТ КУ-КУ; КАТЯ НА КОМ (ОК); КАТЯ НА КУБ (ИК); У КАТИ БОБИК |
1.Уменьшительно-ласкательные суффиксы –ок-; -ик-. Ком-комок; Куб-кубик; Дом-домик. 2. Предлоги: У, НА |
1. Жили гусь, курица, кукушка. Гусь и курица жили у тети Кати, на дворе. Гусь водил гусят купаться и звал их «га-га-га». Курица искала цыплятам червячков и звала их «Ко-ко-ко». А кукушка жила в лесу. Сидела на дереве и пела «Ку-ку». 2. Договаривание слов в сказке «Курочка-Ряба» |
Апрель |
«Х – Х,» ХА-ХА-ХА; ХО-ХО-ХО; ХИ-ХИ-ХИ; АХ; ОХ; УХ; БАХ; БУХ; МУХА; УХО |
Дима ходит. Дети ходят. Одна муха. Много мух. Два уха. |
1. Числительные 1,2, 2. Глаголы изъявительного накл. 3 л. Н.вр. ед. и мн.ч. ХОДИТ, ХОДЯТ. |
Укусила киску муха. И болит у киски ухо. |
|
Апрель |
«С – С,» СЕТИ, СИДИ-СИДИТ, НОСИ – НОСИТ, СИДИТЕ – СИДЯТ, НОСИТЕ – НОСЯТ, СИМА, СИТО, ПЕСИК |
Пение: СИ, СЕ, СЯ, СЮ, СЁ в полуприяде. Пение: БА-БА-СЯ; ГУ-ГУ-СИ; МУ-МУ-СЯ; Пение гласных с СЬ: А-СЬ, О-СЬ, У-СЬ, Ы-СЬ, Э-СЬ |
Сеня, сиди! Сеня, сидит. Сима, сиди! Сима сидит. Дети, сидите! Дети сидят. У бабуси Муся. У Муси гуси. |
1.Глаголы в повелит. накл. ед. и мн.ч. 2.Уменьшительно-ласкательный суффикс – ИК- Предлоги У, НА, ПОД. Игра «Где спрятались гуси?» |
Мы сено косили, косили. Мы сено носили, носили. Жили у бабуси, два веселых гуся. Вот кричит бабуся: - ОЙ! Пропали гуси. Выходили гуси, кланялись бабусе. |
Май |
«З – З,» ЗИНА ГАЗЕТА МАГАЗИН |
Пение слияний с З, в полуприсяде С, - З, |
У Зины газета. Зина идет в магазин |
Предлоги У, В, ПОД |
Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине принесли. |
Май |
«Й» Мой, дай, пой, подай, Лай, не лай. |
А-А-АЙ; О-О-ОЙ; У-У-УЙ. |
Дай кубик. Подай кубик. Ваня, дай кубик. Ваня, подай кубик. Это мой кубик. |
Местоимение МОЙ (мой кубик, мой папа) |
3. Планирование работы по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста (2-3 года)
(первый год обучения)
Месяц |
Тема |
Словарь (пассивный) Понимание грамматических категорий, предложен-х констр-й, типов предложений |
Понимание сематического значения |
|
Сентябрь |
1-2 |
Обследование речи детей |
||
3-4неделя: Овощи |
Название овощей Сажаем, поливаем, срываем, чистим, крошим. Прилагательные, обозначаю-щие цвет, форму |
1 .Существительные мн. ч. с Ы - И 2. Предлоги - НА, - В |
Огород, овощи; круглый - длинный; сажаем - срываем |
|
Октябрь |
1-2 неделя: Мой детский сад. |
Названия: группа, спальня, туалет. Действия: играть, кушать, рисовать. |
1. Существительные 2. Предлоги - НА, - В |
Детский сад, группа, воспитатель, няня, дети, мальчик, девочка |
3-4 неделя: Золотая осень |
Названия: листья, трава, ветер, дождь, зонт, тучи, деревья. Действия: идет, дует, опадают, засыхают. |
1. Прилагательные с АЯ , ЫЕ - ед. и мн. числа Цвета: желтый, красный, зеленый |
Осень, дождь, холодно, тепло. |
|
Ноябрь |
1-2 неделя:. Я и моя семья |
Обозначение членов семьи, их имена. Глаголы изъявительного наклонения Н.в. З.п.: моет, вяжет. старый - молодой. |
1. Понимание вопросов «что?», 2. Употребление глаголов 3. Предлог-У - |
Дифференцировать слова: стирает-гладит, моет – вытирает |
3-4 неделя:. Наши игрушки |
Название игрушек Глаголы: будем строить, будем качать, будем кидать |
1. Существительные с 2. Вопросы «где?», «куда?» 3. Предлог - С - |
Обобщающее понятие «одежда» |
|
Декабрь |
1-2 неделя: Что мы надеваем? |
Названия предметов одежды надеваем - снимаем, застегиваем - расстегиваем. Прилагательные, обозначающие цвет |
1. Существительные в В.п.: 2. Возвратные глаголы |
Обобщающие понятие «одежда» |
3-4 неделя: Зимние сказки |
Понимать: - существительные: снег, мороз, снежинки. - глаголы: трещит, падает, кружиться, укрывает, блестит. - прилагательные: белый, легкий, пушистый, густой, редкий. |
1. Вопросы «где?», «на чем?» 2. Предложенные конструкции: |
Обозначение времени года - «зима» |
|
Январь |
1-2 неделя: Любимые фрукты |
Название фруктов Растут, зреют, срываем. Прилагательные, обозначающие цвет Наверху, внизу. |
1. Понимание вопроса 2. Существительные мн. 3. Предлоги -НА,-ПОД |
Сад, Фрукты |
3-4 неделя: Какая посуда нам нужна |
Название посуды Глаголы: моем, вытираем, ставим. Чистая, грязная. |
1. Вопросы «где?», «чем?» 2. Существительные Т.П.: 3. Предлоги: - В, - НА, - ИЗ |
Обобщающее понятие «посуда» Дифференц-ия: наливаем – выливаем |
|
Февраль |
1-2 неделя: Животные рядом с нами |
Названия домашних животных, частей тела, детеныши домашних животных, звукоподражание: МУ, ГАВ, МЯУ, ME, И-ГО. Глаголы: мычит, рычит, ржет, лает, мяукает. Прилагательные: рогатая, усатая. |
1. Вопросы «у кого?», 2. Сущ. мн. ч. - Ы , - И 3. Глаголы мн. ч. Н. вр. 3 л.: 4. Предлог - НА, - У. |
Обобщающее понятие «животные» Показ домашних животных по названиям, признакам, по звукоподражанию. |
2-3-4 неделя: На чем люди ездят |
Понимать: руль, машина, кузов, кабина, колеса, поезд. Едет, гудит, пыхтит. |
1. Вопросы: «куда?», «где?», «что?» |
Различать: уехал - приехал |
|
Март |
1-2 неделя: Мамин праздник |
Понимать: Мама Любит, заботится, ухаживает, моет, стирает, готовит, играет, читает. Мамин, мамина, мамины |
2. Вопросы: «кого?», «чем?», «кому?» 2. Предлоги -У, - ЗА |
Дифференцировать глаголы: моет - стирает, подметает - чистит. |
3-4 неделя: Наш дом и то, что в нем |
Дом, крыша, стены, крыльцо, труба. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Играем, спим, едим, отдыхаем, работаем. |
1 .Вопросы: «кого?», «чем?», «кому?». 2. Предлоги - У , - ЗА. |
Дифференцировать глаголы: моет, стирает, подметает - чистит. |
|
Апрель |
1-2 неделя: Животные в лесу |
Названия диких животных, части тела. Глаголы, обозначающие способы передвижения: скачет, идет, бежит, ползет. |
1. Вопросы «у кого?», «кому?» 2. Сущ. мн. ч. 3. Сущ. с уменьшительно 4. Гл. мн. ч. Н. вр. |
Обобщающее понятие «лес», «дикие животные» |
3-4 неделя: Растения |
Весна, ручьи, лужи, капель, сосульки, солнышко, лучики. Тепло - светло, голубое (небо), теплый ветер |
1. Вопрос «где?» 2. Гл. Н.в. ед. и мн.ч.: поет-поют |
Слово, обозначающие время года «весна» |
|
Май |
1-2 неделя: Лето красное |
Дерево, части (ветка, листья, стебель, лепестки) Ромашка, одуванчик, колокольчик. |
1. Предложения «букет из » 2. Предлоги -НА, -ИЗ, -В. 3. Сущ. мн. ч. в Р.п. |
Обобщающие слова: «лес», «сад», «цветы», «букет» |
3-4 неделя |
Обследование |
речи детей |
4. Планирование работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста (2-3 года)
(первый год обучения)
Месяц |
Лексическая тема |
Мелкая моторика |
Сентябрь |
1-2 3. Вкусные овощи |
Обследование речи детей Массаж ладошек П.и. «Бежит ежик по дорожке» «Туки-туки» |
Октябрь |
1. Мой детский сад |
П.г. «Танины куклы», «Мячик», «Лошадка» |
2. Золотая осень |
П.и. «Осенние листья», «Капля-1, Капля-2» |
|
Ноябрь |
1. Я и моя семья |
П.и. «Этот мальчик-дедушка», «Бусы для мамы» Фасоль и горох (разложить по мисочкам) |
2. Наши игрушки |
Сжимание маленьких резиновых мячей Выкладывания домика для куклы по контуру |
|
Декабрь |
1. Что мы надеваем 2. Зимние сказки |
П.и. «Большие ножки» Пуговицы - разложи в разные коробки «Продевание шнура в дырочку» П.и. «Пальчики сцепляются - елка получается» «Снеговик» - выкладывание, «Снежные хлопья» - отрывание бумаги |
Январь |
1. Любимые фрукты |
П.и. «Апельсин», «Яблочко с кулачок» |
2. Какая посуда нам нужна |
П.и. «Ну - ка, ну - ли» Пересыпание крупы ложкой из одной в другую |
|
Февраль |
1. Животные рядом с нами 2. На чем ездят |
П.и. «Идет коза рогатая», «Киска как тебя зовут?», «Теремок», «Над нашей квартирой» П.и. «Пароход плывет по речке» Выкладывание рельс и шпал из палочек и шнуров |
Март |
1. Мамин праздник |
П.и. «Целый день», «Солнышко встало», «Соберем таблетки» |
2. Наш дом и то, что в нем |
П.и. «На полянке дом стоит», «Дорожка к дому» |
|
Апрель |
1 .Животные в лесу 2. Весенние прогулки |
П.и. «Хома - хома - хомячок», «Сидит белка на тележке» Разложи орешки (большие и маленькие) «Солнышко» выкладывание палочек по контуру Массаж со словами «динь - дон» |
Май |
1. Растения 1 |
П.и. «Деревья и ветерок», «Наши яркие цветы» Выкладывание цветов из овалов Обследование речи у детей |
5. Планирование игр и упражнений по развитию артикуляционной моторики
у детей раннего возраста (2-3 года)
(первый год обучения)
Месяц |
Лексическая тема |
Звук |
Артикуляционные упражнения |
|
Сентябрь |
1-2 3. Вкусные овощи |
(А) |
Обследование речи детей «Домик открываем - закрываем» (опускание нижней челюсти) |
|
Октябрь |
1. Мой детский сад 2. Золотая осень |
(О) (У) |
«Бублик» (округлить губы) «Домик открываем - закрываем» |
|
Ноябрь |
1. Я и моя семья 2. Наши игрушки |
(И) «АУ» «УА» «ИО» |
«Заборчик для лошадки» (оскал) «Целуем мамочку»(вытягивание губ вперед) «Открываем домик - целуем мамочку» «Заборчик - бублик» «Заборчик - бублик - домик» |
|
Декабрь |
1. Что мы надеваем 2. Зимние сказки |
(П-Пь) (М-Мь) |
«Лопающие пузырьки» (взрывное движение губами) Захват губами салфетки, удерживание салфетки губами |
|
Январь |
1. Любимые фрукты 2. Какая посуда нам нужна |
(Б –Бь) (T-ТЬ) |
«Барабанчик» (взрывное движение губами с голосом) «Блинчики» (ударяем верхней губой по спинке языка, лежащего на нижней губе) «Дом - заборчик-бублик» «Кусаем блинчики» (покусывание кончика языка, лежащего на нижней губе) |
|
Февраль |
1. Животные рядом с нами 2. На чем люди ездят |
(Д-Дь) (К-Кь) (Г-Гь) |
«Молоточек» (язык стучит по верхним зубкам) «Прятки» «Горка» |
|
Март |
1. Мамин праздник 2. Наш дом и то, что в нем |
(Т-Д) (Г-К) |
«Язычок дружит с носиком» «Язычок спрятался за зубки» «Молоточек» (стучат по верхним зубкам) |
|
Апрель |
1. Животные в лесу |
(В-Ф) |
«Расческа» «Прятки» |