Коррекционно-развивающее занятие по психокоррекции «Цветочные секреты» Контингент: учащиеся 3б класса с ЗПР.
Коррекционно-развивающее занятие по психокоррекции «Цветочные секреты»
Контингент: учащиеся 3б класса с ЗПР.
Цель: -познакомить с отличительными особенностями культурных и дикорастущих цветов, расширить представления об их внешнем виде, местах произрастания;
-обогащать словарный запас, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, исключение, сравнение, классификацию), зрительное, обонятельное восприятие, процессы запоминания, функциональную грамотность;
-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты включают:
внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к занятию;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
способность к оценке своей учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, исключения, обобщения и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание), владеть диалогической формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: набор карточек с изображением цветов, презентация, полянки, вырезанные ромашки, схемы клумб, розы по 6 шт. на каждого, тетради, ручки, раздаточные карточки с заданиями, два круга, стрелка.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, отгадайте загадку, о чём пойдёт речь на нашем занятии.
Нарядные сестрички
Весь день встречают,
Мёдом угощают. (цветы) слайд с демонстрацией разнообразия цветов.
-Верно, сегодня мы будем вести речь о разнообразных цветах и цветочных секретах, разделим их на группы, найдём их сходства и отличия. Мы побываем сегодня в саду, на лугу, поле и в лесу. У каждого ученика будет своя полянка, которую нужно будет в течение занятия украшать цветами-ромашками, полученными за правильно выполненные задания, чем успешнее работа, тем больше цветов, тем выше оценка.
2.Дыхательная гимнастика.
-Закройте глаза (в классе распространяется цветочный аромат), ребята, вы чувствуете какой в классе аромат, давайте вдохнём его, повторяйте за мной.
Дых. упр.: Руки вверх, делаем вдох (цветок раскрывается),
Опускаем руки вниз, выдох (цветок закрывается)
Вдыхаем аромат цветка (вдох, выдох 3 раза)
«Одуванчик»
Дети на выдохе произносят звук «фууу-фууу…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.
3.Массаж для ушей:
-Ваши уши- лепестки роз, которые могут распускаться и закрываться ( пальцами скручиваем верхнюю часть уха вверх, вниз; внешнюю и нижнюю по 5-6 раз, массируем подушечками пальцев)
4. Работа по теме занятия.
-Какие цветы вы знаете? Где они растут? (в саду, на лугу, поле, в лесу, в водоёмах, горах…)
-Как вы думаете на какие 2 большие группы можно разделить их? (культурные и дикорастущие). Молодцы! Сейчас я буду показывать вам цветы, а вы будете распределять их на эти группы. (на доске прикреплены два круга-области, дети называют цветок и помещают картинку в определённую группу), За верные ответы дети получают ромашки, которыми постепенно заполняют свои полянки.
-Я прикреплю стрелку от дикорастущих цветов к культурным, как вы думаете, что она означает?Как появились культурные цветы? (ответы)
-Ребята, а вы знаете, что многие садовые растения были привезены к нам из тёплых стран, а некоторые из ближайших лесов и лугов, например роза, тюльпан, лилия. Как правило многие дикие цветы (ландыш, ромашка, василёк) успешно приживаются на клумбах, но всё же они имеют свои отличительные особенности (секреты).
-Как вы думаете, почему лесным цветам хорошо расти в лесу? слайд (ответы) Оказывается летом они предпочитают расти в тени, а зимой в толстом слое опавших листьев, защищающих их корни от холода. Такие цветы в культурной жизни нужно высаживать вблизи деревьев и кустарников.
-Подумайте, что же любят луговые, полевые, степные цветы? (свободу, простор и много света) Отличительной чертой этих цветов является цвет листьев. Какой у них цвет? (светло-зелёный, с серебристым оттенком) Такие цветы хорошо растут на просторных, солнечных клумбах.
Садовые цветы (культурные, клумбовые) они обладают эффектной яркой внешностью. Как вы думаете почему? слайд (ответы) Верно за ними ухаживает человек, как он за ними ухаживает? (выращивает рассаду, поливает, удобряет почву, рыхлит, пропалывает, охраняет от холода, жары и т. д.)
-А чем по виду отличаются дикие цветы? (ответы) Совершенно верно, они имеют более мелкие цветки и менее яркую окраску, за ними никто не ухаживает, поэтому они очень закалённые, живут в суровых условиях, к которым приспосабливаются самостоятельно.
-Среди цветов еще есть первоцветы или по другому их называют раннецветущими (показ слайда) медуница, подснежник, одуванчик, нарцисс, ландыш, клевер и др. Почему первоцветы появляются первыми? (ответы) Эти цветы любят яркий солнечный свет и появляются тогда, когда деревья ещё не покрылись листьями.
-Ребята, как вы думаете, чем цветы полезны для человека? Слайды (они предсказывают погоду, по ним можно определить время суток, являются лекарственными растениями, кормом для животных, пчёлы получают мёд от сбора пыльцы, используют в косметологии и просто для красоты, для хорошего настроения и т. д.) дети за хорошую работу получают ромашки.
Упр. «Мак» для развития мелкой моторики:
На пригорке вырос мак,(ладони образуют бутон)
Он склонил головку так. (наклоны кистей влево, вправо)
Бабочка над ним летает, (взмахи руками и кистями)
Быстро крыльями махает.
«Цветок на поляне»
Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении, ладони
прижаты друг к другу, пальцы округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальчики в стороны
Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами
вместе – врозь.
Дружно дают под землей корешки. Тыльные стороны ладоней соединены,
пальцы опущены вниз – корень растения.
Вот сколько много интересных фактов мы узнали о цветах, теперь предлагаю вам вспомнить о каких группах цветов мы говорили, нужно найти общее название данной группе цветов и отметить первой буквой, «с»-садовые, «д»-дикие, «л» лекарственные, «п»-первоцветы.
Упр. «Назови одним словом».
Георгин, астра, роза, гладиолус. (К)
Клевер, колокольчик, василёк, ромашка. (Д)
Подснежник, медуница, нарцисс, тюльпан, одуванчик. (П)
Одуванчик, аптечная ромашка, зверобой, мать и мачеха. (Л)
Слайд с ответами, проверка, раздаются ромашки.
Упр. «Вычеркни лишний цветок» (самостоятельная работа с карточкой)
Нарцисс, роза, астра, гвоздика.
Тюльпан, лилия, ирис, ромашка.
Гладиолус, лилия, георгин, одуванчик.
Подснежник, ромашка, колокольчик, роза.
Слайд с ответами, проверка, раздаются ромашки.
Физминутка «на лугу»
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
На лугу я гуляю,(маршируют), ноги выше поднимаю,
Наклонюсь к цветам поближе, (наклон)
Красоту из всю увижу. (руки в стороны)
Нежный, чудный аромат ощутить я тоже рад, (вдох-выдох)
Рвать не буду я цветы, (грозить пальцем, головой влево-вправо)
Много будет красоты! (развести руками)
-Ребята, что нужно делать и чего нельзя, чтобы сохранить всю эту красоту? (дети называют правила сохранения растений)
К нам в гости пришёл садовник (показ слайда) и он вам приготовил задание.
Задание: рассади розы в клумбы.
У каждого есть по три клумбы, которая разделена линиями на 2 ряда, по три столбика, нужно рассадить 6 роз -2 красные, 2 синие, 2 жёлтые тремя разными способами. Дети выполняют задание.
Проверка, один ученик у доски расставляет цветы, за правильные варианты получают ромашки.
Задание: логическая задача.
Перед тобой три девочки: Роза, Рита, Лиля и цветы роза, лилия и маргаритка. Узнай какой цветок любит каждая из девочек, если известно, что Рите не нравятся розы и маргаритки, а Роза не любит розы.
Проверка ответа: Лиля-розы
Рита-лилии
Роза-маргаритки
Задание: Чем отличаются по внешнему виду цветы?
Нужно по цепочке подобрать антонимы к предложенным описаниям.
Стебли бывают: короткие-длинные, изогнутые-прямые, толстые-тонкие, широкие-узкие, гладкие-шершавые; листья бывают: большие-маленькие, узкие-широкие, острые-округлые, толстые-тонкие, шершавые-гладкие.
-Чем могут отличаться цветки (цветоносы)? (по цвету, по форме, по величине, по запаху и т. д.)
-Мы с вами вырастили разноцветные цветы, а где продают их? (в цветочных магазинах) Верно, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Забывчивый покупатель»
Правила игры: дети выбирают продавца и покупателя, вывешивают картинки с изображениями цветов, покупателю необходимо купить цветок, но он забыл его название, он по карточке описывает его внешний вид, продавец отгадывает, все проверяют, за верный ответ получают цветок, если продавец не отгадал, игру повторяют, если отгадал, то ход переходит следующему. Игра начинается словами: «Я хочу купить цветок, но забыл его название…» (покупатель). «Какой вам нужен цветок?» (продавец) и т.д.
5. Подведение итога.
-Ребята, мы успешно справились со всеми запланированными заданиями, давайте еще раз назовём две большие группы на которые условно можно разделить все цветы (культурные, дикорастущие). С более подробной информацией по этой теме вы будете знакомиться на уроках биологии. Подсчитайте количество цветков на своих полянках, как вы оцениваете свои успехи? (каждый даёт себе оценку). Все получают подарок- раскраску цветы.