Статья «Краеведение как основа патриотического воспитания младших школьников»
Краеведение как основа патриотического
воспитания младших школьников
Патриотизм как цель и результат
патриотического воспитания молодёжи
– это проявление любви к Родине,
Отчизне, Отечеству.
Владимир Даль
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Ребенок, только начинающий учиться, ещё очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Именно краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формированию гражданской позиции. Краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину и готовых приносить ей пользу.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе… Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.
Эффективность введения краеведения в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. Но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир».
Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют учителю богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников. Без интеграции с краеведческим материалом невозможно изучение следующих тем:
2 класс: «Жизнь города и села», «Чему учит экономика»;
3 класс: «Сохраним удивительный мир растений и животных»;
4 класс: «Родной край – часть большой страны».
Краеведческий материал как нельзя лучше способствует развитию активной познавательной деятельности детей, формированию исследовательских умений. Дети с удовольствием участвуют в создании путеводителя по родному селу, Красной книги и книги рекордов нашего края, в составлении родословной семьи. Учащимися были выполнены проекты: «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Моя малая Родина», «Книга природы родного края», «Кем работают мои родители» и др.
Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах великих предков. Через уроки, внеклассную работу, исследовательскую деятельность, взаимодействие с краеведческим музеем, детской библиотекой, районным отделением ВООВ "Боевое братство" организую деятельность детей своего класса по развитию патриотизма, воспитания гражданина нашей Родины.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов войны и тружеников тыла. Встречи с ними уже невозможны, но дети узнают от своих родственников о героическом прошлом своих прабабушек и прадедушек. На классных часах с гордостью рассказывают о них, выполняют исследовательские и проектные работы: "Наследие", "Бессмертный полк", «Спасибо деду за Победу». Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают осознавать свою причастность к историческим событиям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеют экскурсии, в том числе производственные экскурсии и экскурсии по историческим местам родного села. Ведь глубокое знание своего села, своего округа, делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует их воспитанию в духе патриотизма.
В 1-2 классах провожу курс внеурочной деятельности «Занимательное краеведение», в 3-4 классах "Маленький пермяк». Курсы разработаны по учебным пособиям Н.Ю.Перевозниковой (издательство "Планета"), позволяют расширить знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Они сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Курсы обеспечивают содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе. В увлекательной, нестандартной форме на занятиях дети знакомятся с историей Пермского края, героями коми-пермяцких сказок и легенд. В интересной, игровой форме, с помощью творческих заданий, литературных страничек, кроссвордов, дети совершают путешествие по Перми и Пермскому краю: узнают о знаменитых земляках, писателях, исторических, природных памятниках культуры, реках, городах Прикамья. Работа с книгой способствует активизации познавательной активности и повышению мотивации обучения у младших школьников.
Занятия краеведения стараюсь проводить разнообразно, использую разные формы и методы, в том числе и интерактивные: игры, библиокешинги, квесты, гаджет-кроссы, уроки-пазлы.
Использованная литература:
- Родионова Н.В. "Уроки краеведения в начальной школе" https://infourok.ru/statya-na-temu-uroki-kraevedeniya-v-nachalnoy-shkole-2400482.html
- Котова Е.М. "Роль краеведческого воспитания в формировании патриотизма личности учащихся" https://s-ba.ru/conf-posts-2021-10/tpost/m61s42ris1-rol-kraevedcheskogo-vospitaniya-v-formir
Краеведение как основа патриотического воспитания
DOCX / 2.88 Мб
Светлана Евгеньевна Лось
Надежда
Россиева Антонина Владимировна
Надежда
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Надежда
Шишкина Людмила Николаевна
Надежда
Горбачёва Марина Юрьевна
Надежда
Надежда
Надежда
Надежда
Надежда