Статья «Краеведение как основа патриотического воспитания младших школьников»

10
14
Материал опубликован 10 December 2022 в группе

Краеведение как основа патриотического

воспитания младших школьников

Патриотизм как цель и результат 

патриотического воспитания молодёжи

– это проявление любви к Родине,

Отчизне, Отечеству.

                                                                                                                    Владимир Даль

     В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории  народа, восстановления духовности. Ребенок, только начинающий учиться, ещё очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Именно краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формированию гражданской позиции. Краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину и готовых приносить ей пользу. 

     Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе… Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.

     Эффективность введения краеведения в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. Но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир».

     Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют учителю богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников. Без интеграции с краеведческим материалом невозможно изучение следующих тем:

2 класс: «Жизнь города и села», «Чему учит экономика»;

3 класс: «Сохраним удивительный мир растений и животных»;

4 класс: «Родной край – часть большой страны».

    Краеведческий материал как нельзя лучше способствует развитию активной познавательной деятельности детей, формированию исследовательских умений. Дети с удовольствием  участвуют в создании путеводителя по родному селу, Красной книги и книги рекордов нашего края, в составлении родословной семьи. Учащимися были выполнены  проекты: «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Моя малая Родина», «Книга природы родного края», «Кем работают мои родители» и др.

t1670700738aa.pngt1670700738ab.png

t1670700738ac.gift1670700738ad.png

     Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах великих предков. Через уроки, внеклассную работу, исследовательскую деятельность, взаимодействие с краеведческим музеем, детской библиотекой,  районным отделением ВООВ "Боевое братство" организую деятельность детей своего класса по развитию патриотизма, воспитания гражданина нашей Родины.

     В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов войны и тружеников тыла. Встречи с ними уже невозможны, но дети узнают от своих родственников о героическом прошлом своих прабабушек и прадедушек. На классных часах с гордостью рассказывают о них, выполняют исследовательские и проектные работы: "Наследие", "Бессмертный полк", «Спасибо деду за Победу». Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают осознавать свою причастность к историческим событиям.

t1670700738ae.jpgt1670700738af.jpg

  Большое значение в патриотическом воспитании имеют экскурсии, в том числе производственные экскурсии и экскурсии по историческим местам родного села. Ведь глубокое знание своего села, своего округа, делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует их воспитанию в духе патриотизма.

     В 1-2 классах провожу курс внеурочной деятельности «Занимательное краеведение», в 3-4 классах "Маленький пермяк». Курсы разработаны по учебным пособиям Н.Ю.Перевозниковой (издательство "Планета"), позволяют расширить знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Они сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Курсы обеспечивают содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе. В увлекательной, нестандартной форме на занятиях дети знакомятся с историей Пермского края, героями коми-пермяцких сказок и легенд. В интересной, игровой форме, с помощью творческих заданий, литературных страничек, кроссвордов, дети совершают путешествие по Перми и Пермскому краю: узнают о знаменитых земляках, писателях, исторических, природных памятниках культуры, реках, городах Прикамья. Работа с книгой способствует активизации познавательной активности и повышению мотивации обучения у младших школьников.

     Занятия краеведения стараюсь проводить разнообразно, использую разные формы и методы, в том числе и интерактивные: игры, библиокешинги, квесты, гаджет-кроссы, уроки-пазлы.

t1670700738ah.png
    Таким образом, краеведческая деятельность является актуальным направлением современного образования, т.к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у младших школьников. Для становления гражданина - патриота родной земли - необходимо наполнить все звенья краеведческого учебно-воспитательного процесса содержанием, которое отражало бы историю, искусство, культуру, символику, природу родного края. Именно такой смысл будет обеспечивать формирование у школьников чувства патриотизма, уважения к родной земле, развитой духовной культуры личности, формировать интеллектуальный и культурный потенциал как высшей ценности общества.

Использованная литература:

- Родионова Н.В. "Уроки краеведения в начальной школе" https://infourok.ru/statya-na-temu-uroki-kraevedeniya-v-nachalnoy-shkole-2400482.html

- Котова Е.М. "Роль краеведческого воспитания в формировании патриотизма личности учащихся" https://s-ba.ru/conf-posts-2021-10/tpost/m61s42ris1-rol-kraevedcheskogo-vospitaniya-v-formir

​​​​​​​


Краеведение как основа патриотического воспитания
DOCX / 2.88 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Надежда, спасибо за Вашу кропотливую и творческую работу! Успехов Вам!

11 December 2022

Светлана Евгеньевна,спасибо!

11 December 2022

Ответ #427553 был удален 11 December 2022

Поздравляю с победой! К новым вершинам!

15 December 2022

Спасибо, Антонина Владимировна!

15 December 2022

Поздравляю с победой! Желаю вдохновения в Вашей работе!

15 December 2022

Спасибо, Ирина Вячеславовна!

15 December 2022

С интересом прочла вашу статью. Вы- просто МОЛОДЕЦ! Пусть ваши ученики любят свой край так, как любите его вы. Поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе! Дальнейших успехов, хороших творческих работ, новых побед!

17 December 2022

Людмила Николаевна, спасибо за высокую оценку моей работы!

18 December 2022

Благодарю за интересную работу! Рада,что моё мнение совпало с мнением коллег! Новых побед и достижений!!!

17 December 2022

Марина Юрьевна, спасибо за высокую оценку моей работы!

18 December 2022

Спасибо за высокую оценку!

11 January 2023

Спасибо, Марина Юрьевна!

22 January 2023

Спасибо, Марина Юрьевна!

6 February 2023

Спасибо большое!

28 February