Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «ЮНЫЙ АСТРОНОМ»
14
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга
Принята | Утверждена |
Педагогическим советом | приказом от ______ № ______ |
(протокол от __ № 1) | Директор |
| |
| _________________С.П. Сергеева |
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Юный астроном»
Срок освоения: 12 часов
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Разработчик программы:
Мосунова Виктория Витальевна
педагог дополнительного образования
Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере образования, а также локальными актами ДДТ.
Основные характеристики программыНаправленность социально-педагогическая.
Адресат программы: программа адресована учащимся (юношам и девушкам)
9-11 лет
Актуальность В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план. Первоначальные знания дети получают на уроках окружающего мира, однако часов на изучение темы в программе недостаточно. Данная программа дает более широки знания в астрономии школьникам, которые проявляют интерес к этой теме.
Уровень освоения программы: общекультурный.
Срок и объем освоения программы: 6 дней, 12 часов.
Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.
Задачи программы:
обучающие:
дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;
научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;
развивающие:
начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
развивать самостоятельность, ответственность, активность.
развивать коммуникативные навыки.
воспитательные:
способствовать формированию общей культуры;
воспитывать любовь и уважение к науке.
Планируемые результаты освоения учащимися программы:
личностные
воспитание культуры и потребностей приобретения естественнонаучных знаний;
формирование умения сотрудничать с товарищами в совместной деятельности;
формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.;
метапредметные:
формирование умения использовать теоретическую информацию для решения практических задач;
повышение творческой активности и самостоятельности;
предметные:
расширение круга научных знаний обучающихся, их представлений о строении вселенной;
формирование понимания природы некоторых космических явлений.
Язык реализации программы: государственный язык РФ (русский).
Форма обучения: очная.
Условия набора учащихся: к обучению по программе приглашаются все желающие 9-10 лет, имеющие интерес к истории Санкт-Петербурга.
Условия формирования групп: группы комплектуются по мере набора
Количество учащихся в группе: 15 человек.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальная (при подаче теоретического материала), групповая (на практических занятиях, экскурсиях).
Материально-техническое оснащение программы:
Наличие учебного кабинета;
Компьютер;
Настольные игры;
Наглядный материал, макеты;
Раздаточный материал;
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».
Учебный пландополнительной общеразвивающей программы
«Юный астроном»
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, просмотр |
2 | Основы астрономии | | | | |
| Необыкновенные небесные явления | 2 | 1 | 1 | Викторина. |
| Строение солнечной системы | 6 | 2 | 4 | Экскурсия |
3 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Игра-квиз |
| Итого | 12 | 3 | 9 | |
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный астроном»
Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.
Задачи программы:
обучающие:
дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;
научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;
развивающие:
начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
развивать самостоятельность, ответственность, активность.
развивать коммуникативные навыки.
воспитательные:
способствовать формированию общей культуры;
воспитывать любовь и уважение к науке.
Содержание программы:
1. Вводное занятие
Теория: Зачем изучать астрономию.
Практика: беседа, просмотр.
2. Основы астроном
Необыкновенные небесные явления
Теория: Природа некоторых астрономических явлений.
Практика: беседа, викторина.
Строение солнечной системы
Теория: Планеты солнечной системы.
Практика: экскурсия в планетарий.
3. Итоговое занятие
Практика: игра-квиз по полученным знаниям.
Планируемые результаты освоения учащимися программы:
личностные
воспитание культуры и потребностей приобретения естественнонаучных знаний;
формирование умения сотрудничать с товарищами в совместной деятельности;
формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.;
метапредметные:
формирование умения использовать теоретическую информацию для решения практических задач;
повышение творческой активности и самостоятельности;
предметные:
расширение круга научных знаний обучающихся, их представлений о строении вселенной;
формирование понимания природы некоторых космических явлений.
Методические и оценочные материалы
Методические материалыМетодики, методы и приемы, технологии обучения
Основными методами обучения являются:
Словесные (вербальные) методы обучения: устное объяснение/разъяснение, беседа, анализ видеоматериала.
Наглядные методы обучения: просмотр видеоматериалов, демонстрация макетов.
Практические методы обучения: выполнение заданий в группах, экскурсия.
Высокая результативность работы по программе может быть достигнута при использовании следующих педагогических технологий:
технология личностно ориентированного обучения (обучение каждого учащегося в группе, исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
здоровьесберегающие технологии (использование физкультминуток во время занятия);
коммуникативные технологии (использование разнообразных методов для создания ситуации равноправного общения в группе, ситуации успеха для каждого учащегося).
Для эффективной реализации программы педагогом могут быть использованы разные формы организации и проведения занятий:
теоретические: через объяснение, видеоматериал учащиеся получают основные знания по теории; конкретизируют специальные понятия, получают знания по основам астрономии.
практические: являются основной формой работы по программе. На практических занятиях учащиеся выполняют задания-игры, участвуют в экскурсии.
Перечень дидактических материалов | |
Раздел/тема учебного плана | Дидактический материал |
Вводное занятие | Тематические подборки фотографий, макетов Видеоматериал. |
Основы астрономии | Макеты, карты, викторины. Материал для квеста во время очной экскурсии. |
Итоговое занятие | Презентация для игры-квиза |
Список литературы для использования педагогом:
1. Батурин Ю.М. Повседневная жизнь российских космонавтов- Изд.: Молодая гвардия, 2011-320 с
2. Брашнов Д.Г. Удивительная астрономия- Изд.: ЭНАС-КНИГА, 2016-208 с
3. Волков А.В.100 великих загадок астрономии- Изд.: Вече,2012
4. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с
5. Громов А.Н. Удивительная Солнечная система- Изд.: Эксмо, 2012- 368 с
6. Лапина И. К., Сурдин В. Г. Школа юного астронома- Изд.: Просвещение 2021- 96 с
Интернет- ресурсы:
Книги и учебники
https://fictionbook.ru/genre/astronomy-for-kids/
9 игр и приложений для юных астрономов познаем солнечную систему и далекий космос весело и увлекательно
https://tlum.ru/news/9-igr-i-prilozenij-dla-unyh-astronomov/
История астрономии. Представления древних астрономов о вселенной
https://earth-chronicles.ru/news/2011-08-01-4568
Как менялись представления о Вселенной
http://newtonew.com:81/science/cosmological-theories
Тайны Вселенной. Полезная информация и интересные факты о Солнечной системе, далеких звездах, планетах и их спутниках. Величайшие тайны Вселенной, загадки физики и необъяснимые парадоксы космоса.
Список литературы в адрес учащихся и родителей:
1. Eduardo Banqueri Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия
для детей-Изд.: Аванта+, АСТ, 2015- 72 с
2. Воллиман Доминик Профессор Астрокот и его путешествие в космос – Изд.: Манн,
Иванов и Фербер, 2015- 64с
3. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.:
Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с
4. Гиваргизов А. А. Космонавты- Изд.: Эксмо, 2013- 56 с
5. Дрисколл Майкл Звёздное небо. Детская энциклопедия- Изд.: АСТ,2015- 96 с
6. Дэйнс Кэти Вопросы и ответы о космосе»-Изд.: Робинс, 2018- 13 с
7. Качур Е.А. Увлекательная астрономия- Изд.: Манн, Иванов и Фербер-2017- 80с
8. Сотникова Н. Планета Земля и ее соседи. Астрономия для малышей/Серия: Читай,
наблюдай-Изд.: Качели, 2018- 24 с
Оценочные материалыОценка освоения программы производится по трехуровневой/трехбалльной системе:
высокий уровень освоения программы – 3 балла,
средний уровень освоения программы – 2 балла,
низкий уровень освоения программы – 1 балл.
Формы контроля и сроки проведения
Входной контроль – не проводится.
Текущий контроль осуществляется по мере освоения теории и практики и предполагает оценивание уровня освоения программы учащимися через выполнение последними конкретных заданий.
Критерии для оценивания метапредметных и личностных результатов освоения учащимися программы представлены в Приложении 1.
Итоговый контроль – осуществляется по итогам освоения программы на итоговом занятии в форме игры-квиза.
Контрольно-измерительные материалы
Вид контроля | Формы контроля | Контрольно-измерительные материалы | Критерии оценивания | |
Текущий | Викторина | Вопросы по темам курса | Общий уровень знаний по теме (см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний») | |
Практическое задание | Заготовки для макета | Умение использовать теоретические знания на практике (см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний») | ||
Итоговый | Итоговое занятие | Игра-квиз | Общий уровень знаний по предмету (см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний»), Умение использовать теоретические знания на практике (см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний») | |
| |
Формы фиксации результатов: все результаты освоения учащимися образовательной программы заносятся в «Карту результатов освоения образовательной программы» (см. Приложение 4).
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕН
приказом директора
от __________ № ________
Директор
________________________
С.П. Сергеева
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Юный астроном»
на 2023-2024 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Всего учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | | | 6 | 6 | 12 | 1 раз по 2 часа |
Один учебный час 45 минут.
Утвержден |
приказом от ____________. № _______ |
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Юный астроном»
на 2023-2024 учебный год
для группы № _____
педагога Мосуновой Виктории Витальевны
№ п\п | Дата | Тема\содержание занятия | Количество часов | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | | | Вводное занятие Беседа по охране труда | 2 | |
2 | | | Основы астрономии Необыкновенные небесные явления | 2 | |
3 | | | Основы астрономии Строение солнечной системы | 2 | |
4 | | | Основы астрономии Строение солнечной системы | 2 | |
5 | | | Основы астрономии Строение солнечной системы | 2 | |
6 | | | Итоговое занятие | 2 | |
| | | Всего часов | 12 | |
Согласован:
Заведующий отделом ____________________________________________(Н.В. Доронина)
Дата: «_» _________2023 года
Приложение 1
Критерии оценки метапредметных и личностных результатов освоения программы
Уровень мотивации к занятиям | Постоянно интересуется астрономией | Иногда интересуется астрономией | Не интересуется астрономией |
Уровень социализации | Выполняет все требования и нормы, принятые в объединении, считает себя полноправным членом коллектива, соблюдает технику безопасности | С удовольствием выполняет большинство требований и норм, принятых в объединении, считает себя лучше или хуже других членов коллектива | Нарушает принятые в объединении нормы поведения, противопоставляет себя группе, не соблюдает технику безопасности |
Уровень коммуникативной культуры | Не испытывает трудностей в общении с педагогом, адекватно реагирует на его просьбы, критику, требования. Свободно общается со всеми участниками объединения | Небольшие, легко устранимые затруднения в общении с педагогом: отказ в выполнении ряда просьб, несогласие с замечаниями и критикой, готовность и желание разбираться в случае проблем, избирательное общение | Остро реагирует на критику и замечания со стороны педагога, игнорирует его просьбы и требования. Испытывает проблемы в общении с родителями других учащихся. Обособленная позиция, замкнутость, конфликты с другими учащимися |
Кругозор в области танцевального творчества | Систематическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериалов | Эпизодическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериалов | Нет данных о посещении культурных мероприятий, просмотре видеоматериалов |
Приложение 2
Критерии оценки теоретических знаний
При определении уровня освоения теоретических знаний по программе следует руководствоваться следующими критериями:
3 балла (высокий уровень) – от 80% правильных ответов
2 балла (средний уровень) – от 50% правильных ответов
1 балл (низкий уровень) – от 30% правильных ответов
Приложение 3
Критерии оценки практических знаний
№ | Критерии, параметры | Степень выраженности (уровень) | Количество баллов |
1 | Умение находить и вычленять необходимую информацию в дополнительных источниках | Высокий уровень С легкостью находит в предложенном теоретическом материале необходимую информацию. | 3 |
Средний уровень Испытывает некоторые трудности с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации. | 2 | ||
Низкий уровень Не справляется с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации. | 1 | ||
2 | Использование полученной информации при выполнении практических заданий | Высокий уровень Правильно использует теоретическую информацию для выполнения практических заданий | 3 |
Средний уровень Испытывает трудности с использованием теоретической информации для выполнения практических заданий. | 2 | ||
Низкий уровень Не может использовать теоретическую информацию для выполнения практических заданий. | 1 |
Приложение 4
Карта результатов освоения дополнительная общеразвивающая программы
«Юный астроном»
Номер группы_____________________________________________________________
ФИО педагога - Мосунова Виктория Витальевна
Дата проведения___________________________________________________________
Примечание:
Баллы выставляются каждому учащемуся по трехбалльной шкале по каждому показателю,
затем все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл
Уровень освоения программы выявляется по следующей шкале:
если среднеарифметический балл учащегося составил:
от 1,0 до 1, 5 – уровень низкий (Н),
от 1,6 до 2,1 – уровень средний (Ср)
от 2,2 до 3,0 – уровень высокий (В)
№ | Фамилия, имя учащегося | Критерии оценки | |||||
Теоретические знания | Практические навыки | ||||||
Текущий контроль | Итоговый контроль | Использование теоретических знаний при выполнении практических заданий | |||||
Текущий контроль | Итоговый контроль | ||||||
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
Выводы по итогам освоения ДОП «Юный астроном»
14