Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «ЮНЫЙ АСТРОНОМ»

6
0
Материал опубликован 6 June

14


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга






Принята

Утверждена

Педагогическим советом

приказом от ______ № ______

(протокол от __ № 1)

Директор




_________________С.П. Сергеева





Дополнительная

общеразвивающая программа

«Юный астроном»




Срок освоения: 12 часов

Возраст обучающихся: 9-11 лет





Разработчик программы:

Мосунова Виктория Витальевна

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере образования, а также локальными актами ДДТ.

Основные характеристики программы

Направленность социально-педагогическая.

Адресат программы: программа адресована учащимся (юношам и девушкам)
9-11 лет


Актуальность В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план. Первоначальные знания дети получают на уроках окружающего мира, однако часов на изучение темы в программе недостаточно. Данная программа дает более широки знания в астрономии школьникам, которые проявляют интерес к этой теме.

Уровень освоения программы: общекультурный.

Срок и объем освоения программы: 6 дней, 12 часов.

Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.

Задачи программы:

обучающие:

дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;

научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;

развивающие:

начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

развивать самостоятельность, ответственность, активность.

развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

способствовать формированию общей культуры;

воспитывать любовь и уважение к науке.

Планируемые результаты освоения учащимися программы:

личностные

воспитание культуры и потребностей приобретения естественнонаучных знаний;

формирование умения сотрудничать с товарищами в совместной деятельности;

формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.;

метапредметные:

формирование умения использовать теоретическую информацию для решения практических задач;

повышение творческой активности и самостоятельности;

предметные:

расширение круга научных знаний обучающихся, их представлений о строении вселенной;

формирование понимания природы некоторых космических явлений.


Организационно-педагогические условия реализации программы

Язык реализации программы: государственный язык РФ (русский).

Форма обучения: очная.

Условия набора учащихся: к обучению по программе приглашаются все желающие 9-10 лет, имеющие интерес к истории Санкт-Петербурга.

Условия формирования групп: группы комплектуются по мере набора

Количество учащихся в группе: 15 человек.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальная (при подаче теоретического материала), групповая (на практических занятиях, экскурсиях).

Материально-техническое оснащение программы:

Наличие учебного кабинета;

Компьютер;

Настольные игры;

Наглядный материал, макеты;

Раздаточный материал;

Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

«Юный астроном»


п/п

Тема

Количество часов


Формы контроля


всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, просмотр

2

Основы астрономии






Необыкновенные небесные явления

2

1

1

Викторина.


Строение солнечной системы

6

2

4

Экскурсия

3

Итоговое занятие

2

0

2

Игра-квиз


Итого

12

3

9



Рабочая программа

дополнительной общеразвивающей программы

«Юный астроном»


Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.

Задачи программы:

обучающие:

дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;

научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;

развивающие:

начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

развивать самостоятельность, ответственность, активность.

развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

способствовать формированию общей культуры;

воспитывать любовь и уважение к науке.


Содержание программы:

1. Вводное занятие

Теория: Зачем изучать астрономию.

Практика: беседа, просмотр.

2. Основы астроном

Необыкновенные небесные явления

Теория: Природа некоторых астрономических явлений.

Практика: беседа, викторина.

Строение солнечной системы

Теория: Планеты солнечной системы.

Практика: экскурсия в планетарий.

3. Итоговое занятие

Практика: игра-квиз по полученным знаниям.


Планируемые результаты освоения учащимися программы:

личностные

воспитание культуры и потребностей приобретения естественнонаучных знаний;

формирование умения сотрудничать с товарищами в совместной деятельности;

формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.;

метапредметные:

формирование умения использовать теоретическую информацию для решения практических задач;

повышение творческой активности и самостоятельности;

предметные:

расширение круга научных знаний обучающихся, их представлений о строении вселенной;

формирование понимания природы некоторых космических явлений.


Методические и оценочные материалы

Методические материалы

Методики, методы и приемы, технологии обучения

Основными методами обучения являются:

Словесные (вербальные) методы обучения: устное объяснение/разъяснение, беседа, анализ видеоматериала.

Наглядные методы обучения: просмотр видеоматериалов, демонстрация макетов.

Практические методы обучения: выполнение заданий в группах, экскурсия.

Высокая результативность работы по программе может быть достигнута при использовании следующих педагогических технологий:

технология личностно ориентированного обучения (обучение каждого учащегося в группе, исходя из его возможностей, способностей, перспективы);

здоровьесберегающие технологии (использование физкультминуток во время занятия);

коммуникативные технологии (использование разнообразных методов для создания ситуации равноправного общения в группе, ситуации успеха для каждого учащегося).

Для эффективной реализации программы педагогом могут быть использованы разные формы организации и проведения занятий:

теоретические: через объяснение, видеоматериал учащиеся получают основные знания по теории; конкретизируют специальные понятия, получают знания по основам астрономии.

практические: являются основной формой работы по программе. На практических занятиях учащиеся выполняют задания-игры, участвуют в экскурсии.


Перечень дидактических материалов
Раздел/тема
учебного плана

Дидактический материал

Вводное занятие

Тематические подборки фотографий, макетов

Видеоматериал.

Основы астрономии

Макеты, карты, викторины. Материал для квеста во время очной экскурсии.

Итоговое занятие

Презентация для игры-квиза

Информационные источники

Список литературы для использования педагогом:

1. Батурин Ю.М. Повседневная жизнь российских космонавтов- Изд.: Молодая гвардия, 2011-320 с

2. Брашнов Д.Г. Удивительная астрономия- Изд.: ЭНАС-КНИГА, 2016-208 с

3. Волков А.В.100 великих загадок астрономии- Изд.: Вече,2012

4. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с

5. Громов А.Н. Удивительная Солнечная система- Изд.: Эксмо, 2012- 368 с

6. Лапина И. К., Сурдин В. Г. Школа юного астронома- Изд.: Просвещение 2021- 96 с


Интернет- ресурсы:

Книги и учебники

https://fictionbook.ru/genre/astronomy-for-kids/


9 игр и приложений для юных астрономов познаем солнечную систему и далекий космос весело и увлекательно

https://tlum.ru/news/9-igr-i-prilozenij-dla-unyh-astronomov/


История астрономии. Представления древних астрономов о вселенной

https://earth-chronicles.ru/news/2011-08-01-4568


Как менялись представления о Вселенной

http://newtonew.com:81/science/cosmological-theories


Тайны Вселенной. Полезная информация и интересные факты о Солнечной системе, далеких звездах, планетах и их спутниках. Величайшие тайны Вселенной, загадки физики и необъяснимые парадоксы космоса.

https://kosmolog.ru/


Список литературы в адрес учащихся и родителей:

1. Eduardo Banqueri Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия

для детей-Изд.: Аванта+, АСТ, 2015- 72 с

2. Воллиман Доминик Профессор Астрокот и его путешествие в космос – Изд.: Манн,

Иванов и Фербер, 2015- 64с

3. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.:

Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с

4. Гиваргизов А. А. Космонавты- Изд.: Эксмо, 2013- 56 с

5. Дрисколл Майкл Звёздное небо. Детская энциклопедия- Изд.: АСТ,2015- 96 с

6. Дэйнс Кэти Вопросы и ответы о космосе»-Изд.: Робинс, 2018- 13 с

7. Качур Е.А. Увлекательная астрономия- Изд.: Манн, Иванов и Фербер-2017- 80с

8. Сотникова Н. Планета Земля и ее соседи. Астрономия для малышей/Серия: Читай,

наблюдай-Изд.: Качели, 2018- 24 с

Оценочные материалы

Оценка освоения программы производится по трехуровневой/трехбалльной системе:

высокий уровень освоения программы – 3 балла,

средний уровень освоения программы – 2 балла,

низкий уровень освоения программы – 1 балл.

Формы контроля и сроки проведения

Входной контроль – не проводится.

Текущий контроль осуществляется по мере освоения теории и практики и предполагает оценивание уровня освоения программы учащимися через выполнение последними конкретных заданий.

Критерии для оценивания метапредметных и личностных результатов освоения учащимися программы представлены в Приложении 1.

Итоговый контроль осуществляется по итогам освоения программы на итоговом занятии в форме игры-квиза.

Контрольно-измерительные материалы


Вид контроля

Формы контроля

Контрольно-измерительные

материалы

Критерии

оценивания

Текущий


Викторина

Вопросы по темам курса


Общий уровень знаний по теме

(см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний»)

Практическое задание

Заготовки для макета



Умение использовать теоретические знания на практике

(см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний»)

Итоговый

Итоговое

занятие

Игра-квиз

Общий уровень знаний по предмету

(см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний»), Умение использовать теоретические знания на практике

(см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний»)




Формы фиксации результатов: все результаты освоения учащимися образовательной программы заносятся в «Карту результатов освоения образовательной программы» (см. Приложение 4).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга





УТВЕРЖДЕН

приказом директора

от __________ № ________

Директор

________________________

С.П. Сергеева




КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Юный астроном»

на 2023-2024 учебный год


Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Всего учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 год



6

6

12

1 раз
в неделю

по 2 часа


Один учебный час 45 минут.



Утвержден

приказом от ____________. № _______



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Юный астроном»

на 2023-2024 учебный год

для группы № _____

педагога Мосуновой Виктории Витальевны


п\п

Дата

Тема\содержание

занятия

Количество часов

Примечание

план

факт

1



Вводное занятие

Беседа по охране труда

2


2



Основы астрономии

Необыкновенные небесные явления

2


3



Основы астрономии

Строение солнечной системы

2


4



Основы астрономии

Строение солнечной системы

2


5



Основы астрономии

Строение солнечной системы

2


6



Итоговое занятие

2





Всего часов

12




Согласован:

Заведующий отделом ____________________________________________(Н.В. Доронина)

Дата: «_» _________2023 года


Приложение 1


Критерии оценки метапредметных и личностных результатов освоения программы


Уровень мотивации к занятиям

Постоянно интересуется астрономией

Иногда интересуется астрономией

Не интересуется астрономией

Уровень социализации

Выполняет все требования и нормы, принятые в объединении, считает себя полноправным членом коллектива, соблюдает технику безопасности

С удовольствием выполняет большинство требований и норм, принятых в объединении,

считает себя лучше или хуже других членов коллектива

Нарушает принятые в объединении нормы поведения, противопоставляет себя группе, не соблюдает технику безопасности

Уровень коммуникативной культуры

Не испытывает трудностей в общении с педагогом,

адекватно реагирует на его просьбы, критику,

требования. Свободно общается со всеми

участниками объединения

Небольшие, легко устранимые затруднения в общении с педагогом: отказ в выполнении ряда просьб, несогласие с замечаниями и критикой, готовность и желание

разбираться в случае проблем, избирательное общение

Остро реагирует на критику и замечания со стороны педагога, игнорирует его

просьбы и

требования. Испытывает проблемы в общении с родителями других учащихся. Обособленная позиция, замкнутость, конфликты с другими учащимися

Кругозор в области танцевального творчества

Систематическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериалов

Эпизодическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериалов

Нет данных о посещении культурных мероприятий, просмотре видеоматериалов

Приложение 2


Критерии оценки теоретических знаний



При определении уровня освоения теоретических знаний по программе следует руководствоваться следующими критериями:

3 балла (высокий уровень) – от 80% правильных ответов

2 балла (средний уровень) – от 50% правильных ответов

1 балл (низкий уровень) – от 30% правильных ответов




Приложение 3


Критерии оценки практических знаний


Критерии, параметры

Степень выраженности

(уровень)

Количество баллов

1

Умение находить и вычленять необходимую информацию в дополнительных источниках

Высокий уровень

С легкостью находит в предложенном теоретическом материале необходимую информацию.

3

Средний уровень

Испытывает некоторые трудности с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации.

2

Низкий уровень

Не справляется с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации.

1

2

Использование полученной информации при выполнении практических заданий

Высокий уровень

Правильно использует теоретическую информацию для выполнения практических заданий

3

Средний уровень

Испытывает трудности с использованием теоретической информации для выполнения практических заданий.

2

Низкий уровень

Не может использовать теоретическую информацию для выполнения практических заданий.

1


Приложение 4


Карта результатов освоения дополнительная общеразвивающая программы

«Юный астроном»


Номер группы_____________________________________________________________

ФИО педагога - Мосунова Виктория Витальевна

Дата проведения___________________________________________________________


Примечание:

Баллы выставляются каждому учащемуся по трехбалльной шкале по каждому показателю,

затем все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл

Уровень освоения программы выявляется по следующей шкале:

если среднеарифметический балл учащегося составил:

от 1,0 до 1, 5 – уровень низкий (Н),

от 1,6 до 2,1 – уровень средний (Ср)

от 2,2 до 3,0 – уровень высокий (В)



Фамилия, имя учащегося

Критерии оценки

Теоретические знания

Практические навыки




Текущий контроль




Итоговый контроль

Использование теоретических знаний при выполнении практических заданий

Текущий контроль

Итоговый контроль

2








3








4








5











Выводы по итогам освоения ДОП «Юный астроном»





14





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей