Технологическая карта урока краеведения в 6 классе по теме «Рельеф»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Дата 23.10. Класс____6_______
Учитель Кровякова Светлана Викторовна
Предмет ___краеведение
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок-практикум.
Тема урока Рельеф. Практическая работа№3: «Нанесение основных форм рельефа».
Оборудование: физическая карта России, физическая карта Саратовской области, презентация к уроку.
УМК:
-Л.В. Макарцева «Географическое краеведение»( П.4, стр 12-18);
- Рабочая тетрадь , 6 класс (стр 5-8);
- Атласы, контурные карты.
Дополнительные источники:
Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
.Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с
Интернет-ресурсы.
Цели образования
Обучающие: дать представление о формах рельефа, об особенностях рельефа Правобережья и Левобережья Саратовской области;
Развивающие: способствовать развитию пространственного мышления, продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, составлять описание, давать оценку рельефа своей местности (какие формы поверхности образуют рельеф, называть полезные ископаемые своей местности), самостоятельно работать с дополнительным материалом, с географическими картами.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры в процессе парной и фронтальной деятельности, развитию эмоциональной сферы.
Межпредметные и внутрипредметные связи: география
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. |
Подготовка к уроку. Отвечают на приветствие, готовятся к уроку. |
|||
2. Постановка учебной задачи Формулирование целей и задач урока |
Постановка учебной задачи. Перед учащимися открывается презентация, (слайд http://урок.рф/library/faq.html#presentation1 ) на котором изображены формы рельефа Саратовской области, (слайд 2 ) на котором изображена физическая карата Саратовской области. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Ребята, что вы видите перед собой? Что это такое? Как вы думаете, что изображено на физической карте нашей области? Подводящий диалог и определение учащимися темы урока – «Рельеф» (слайд3) Учитель предлагает сформулировать определения понятия «рельеф»
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Понимание, поиск и выделение необходимой информации, |
Излагать свое мнение, аргументировать, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.Построение проекта выхода из затруднения |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) На данном этапе учащимся предлагается: 1.Сформулировать определения понятия «рельеф» 2.Найти определение в учебнике и выписать в тетрадь |
1. Учащиеся сталкиваются с трудностями в определении понятий 2. В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя формулируют определение и находят в учебнике, выписывают в тетрадь |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Понимание, поиск и выделение необходимой информации, |
Излагать свое мнение, аргументировать, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4.Создание мотивационной установки |
Какая форма рельефа преобладает в Саратовской области? Особенность рельефа Правобережья и Левобережья. Максимальная высота и минимальная отметка в рельефе. (слайд 4) |
Работают с физической картой Саратовской области (атлас стр. 9) и физической картой России. Выполняют задания в рабочей тетр. (1,2,3,4 стр 5-6). Отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что Саратовская область находится в юго-восточной части Русской, или Восточно-Европейской, равнины. Волга делит территорию области на две части: западную. Правобережную, - более возвышенную и заволжскую, левобережную, - низменную. |
Выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что предстоит освоить |
Знакомство с основным содержанием темы урока |
Построение логической цепи рассуждений. |
5. Изучение нового материала |
1. Учитель демонстрирует презентацию «Рельеф Саратовской области» (слайды3-10) 2. Предлагает работу с текстом учебника П4 стр 12-18 и картой атласа заполнить таблицу (зад. 6 в раб. тетр. стр6) 3. Обсуждения результатов проведенного мини-исследования |
1.Учащиеся, работая в паре с текстом учебника, атласами и картами, электронными ресурсами, изучают рельеф Саратовской области. 2. Заполняют таблицу (зад. 6 в раб. тетр. стр6) 3. В ходе беседы формулируются выводы, |
Наличие мотивации работы на результат, Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению |
Знакомство с основными понятиями, овладение элементарными практическими умениями |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Применение методов информационного поиска Работать в группах в разных ролях Строить связанное монологическое высказывание |
6. Проведение физкультурной паузы |
(Слайд 11)Теперь всех приглашаю на зарядку, |
||||
7. Первичное закрепление |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель направляет учащихся, обращает внимание на физическую карту и правильность показа географических объектов. |
отвечают на вопросы к П4, стр 18 уч. |
Оценивание усваиваемого содержания Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Овладение основами картографической грамотности |
Овладение действиями обобщения, соотнесения Преобразовывать информацию из одной формы в другую |
8. Практическая работа с самопроверкой по эталону |
Практическая работа№3: «Нанесение основных форм рельефа». Учитель организует деятельность по применению новых знаний. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их взаимопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. |
Выполняют Практическую работа№3: «Нанесение основных форм рельефа». |
Практическая работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Учащийся, работая над заданием, проводит самооценку своего труда. |
Применять полученные знания и умения для решения практических задач (заполнить контурную карту). |
Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: |
9.Закрепление |
Тестирование (слайд 12,13) «Рельеф Саратовской области» 1Наиболее возвышенная часть Саратовской области: а)правобережье б)левобережье 2.Найдите лишнее. Формы рельефа Саратовской области: а)Хвалынские горы б)Приволжская возвышенность в)Валдайская возвышенность г)Змеевы горы 3.Самая низкая часть рельефа Саратовской области: а)Окско-Донская равнина б)Прикаспийская низменность в)общий Сырт 4. Главные черты рельефа где ты живешь: а) холмистый; б) ступенчатый; в) и то и другое. 5. В каком предложении правильно определено положение крупных форм рельефа Саратовской области: а) Приволжская возвышенность находится на правом берегу Волги; б) Прикаспийская низменность расположена на востоке области; в) Окско-Донская низменность примыкает к Общему Сырту; г) Змеевые горы и Синие горы являются наиболее высокой частью Приволжской возвышенности. |
Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ 1-а; 2-в; 3-б; 4-а; 5-а. |
Оценивание усваиваемого содержания |
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний |
Осознание качества и уровня усвоения. |
10. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует рефлексию На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Осознание того, что уже усвоено |
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний |
владение основами самоконтроля, самооценки |
11. Объяснение домашнего задания |
П4, стр 12-18- Выполните устно задание 1-3 учебника. - Выполните задания в рабочей тетради(зад.5 стр 6.зад.10,стр8) |
- Готовят ответ на задания в конце параграфа. - Выполняют задания в тетради |
|||
12.Дополнительное задание (по желанию и по выбору) |
Предлагается опережающее задание: Подготовить сообщения, презентации о горных породах Саратовской области |
Определяют выполнение Задания индивидуально |