Круглый стол для педагогов на тему: «Девиантное поведение у детей с интеллектуальным нарушением»
Круглый стол для педагогов на тему: «Девиантное поведение у детей с интеллектуальным нарушением»
Слайд 2
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Дети с нарушением интеллекта, имеющие диагноз, с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения незаметны или малозаметны для окружающих взрослых в раннем возрасте, а в школьном возрасте становятся более яркими.
Слайд 3
У школьников недостаточно развитие психические процессы: внимания, восприятия, памяти мышления.
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом.
У школьников с нарушением интеллекта снижен объём восприятия, замедлена его скорость.
памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения рече вого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
У школьников с нарушением интеллектуального развития значительно нарушено мышление. Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Мышление также характеризуется косностью, тугоподвижностью.
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции детей недостаточно дифференцированны: переживания примитивны, часто неадекватны, возбудимые и непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике.
У школьников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определённой цели.
Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребёнка, особенно в подростковом возрасте, существенно затрудняют усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений.
Слайд 4
При неблагоприятных условиях жизни у школьников с нарушением интеллекта могут возникать трудности в поведении, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
Слайд 5
Девиантное поведение (отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников.
Девиантное поведение можно рассмотреть также как результат неправильного, недостаточного воспитания. Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует то, что они видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше.
Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.
Слайд 6
Можно выделить 4 типа девиантного поведения:
- Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм.
- Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.
- Неагрессивное – устойчивая лож, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.
- Агрессивное – насилие над другими.
Подростки с девиантным поведением чувствуют одиночества, непонимания старшими, желание выделится в среде подростков. Ведь они по своей сути максималисты. Мир для них не имеет полутонов. Отсюда и словесный максимализм, близкий к жаргону «зоны». А для некоторых из них «зона» окружена ореолом романтики. Почему подростки становятся «трудными»? Причиной этого является социальная дезадаптация. Многие из них потеряли веру в школу, добро и справедливость. На первое место вышел культ физической силы. Проявлять свой интерес непрестижно и опасно: сверстники назовут «ботаником, заучкой». Такие подростки чаще всего совершают правонарушения, чтобы доказать свою значимость себе и окружающим.
«Трудные» ученики – это, как правило, дети из семей с нездоровой нравственной атмосферой, педагогически запущенные, склонные к конфликту с взрослыми и сверстниками, отличаются неуспеваемостью, недисциплинированностью, упрямством.
Слайд 7
Одной из основных проблем при работе с учащимися девиантного поведения является недисциплинированность этих учащихся. Недисциплинированность может быть вызвана конфликтами из-за невозможности завоевать определённую позицию в коллективе; следующей причиной является неусвоение учащимися правил поведения и их импульсивный и двигательно – подвижный характер.
И ещё одной проблемой, которую выявили, является приступ упрямства (приступ протеста) учащихся.
Приступы протеста чаще всего наблюдаются в двух случаях: либо учащегося принуждают делать то, что он делать не хочет, либо, напротив, ему запрещают делать то, что доставляет ему удовольствие. Приступ протеста направлен против взрослого (в школе – против учителя). Учащийся противится не потому, что это доставляет ему удовольствие, а потому, что он попал в сложную ситуацию, справится с которой не сможет самостоятельно. Приступы протеста или упрямства возникают внезапно, без всякой подготовки и раздумий. Эти приступы не рассчитаны на внешний эффект, учащийся вовсе не ставит перед собой цель любой ценой добиться желаемого, но не исключено, что если мы будем неправильно реагировать не его поведение, приступы превратятся со временем в привычку и средство давления.
Слайд 8
Как же работать с подобными учащимися? Прежде всего, необходимо научится предотвращать приступы протеста у учащегося. Корни упрямства кроются в душевном напряжении, поэтому прежде необходимо снять это напряжение. Первым условием душевного равновесия учащегося является спокойная, доброжелательная обстановка дома, ровные отношения между родителями (если это домашние дети), доброжелательные отношения воспитателей к своим подопечным (если это воспитанники детского дома или интерната).
Но если всё-таки у учащегося случился приступ упрямства, не следует подавлять его насилием. Это может вызвать враждебное отношение учащегося к учителю. Желательно быстро и решительно переключить внимание учащегося на что-то другое, что разрядит его напряжение. Не следует читать ему наставлений, призывать его к благоразумию. Не следует после того, как учащийся успокоился, дополнительно наказывать его или лишать его ласки. Наоборот, именно доброжелательность создаёт оптимальные условия для того, чтобы учащийся мог вернуться в нормальную колею.
Главное в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам:
Слайд 9
"Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".