Кружковый курс «Казачий кадетский класс» (Школа выживания)
Бюджетное образовательное учреждение Орловской области дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников им. Ю.А. Гагарина»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения
«Казачий кадетский класс»
(«Школа выживания»)
Составитель:
педагог д/о
Акулов П.В.
г. Орел, 2014 год.
I. Введение.
Физическая культура и спорт являются одним из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья, подготовка к труду, состоящее из физических упражнений, соревнований. В эпоху научно-технической революции, основной причиной утраты здоровья, многих болезней, преждевременного старения являются ежедневные нервно-психические и эмоциональные перегрузки. Противостоять этим неблагоприятным факторам можно лишь с помощью регулярных физических упражнений, закаливания, здорового образа жизни. Целью физического воспитания, наряду с укреплением здоровья, является формирование физического совершенства, готовности использования достижений физической культуры, для сохранения здоровья и высокой работоспособности на долголетний период жизни.
II. Пояснительная записка.
Необходимость в организации «Школы выживания» заключалась в развитии социальной адаптации подростков в современном мире, которая невозможна без организации непрерывного воспитания и образования, что создает оптимальные условия для раскрытия личностного потенциала и всестороннего развития. «Школа выживания» включает в себя огромное разнообразие и выбор спортивной деятельности и физической подготовки, а также военно – патриотического воспитания.
Программа имеет социально – педагогическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подготовке молодых людей к службе в Армии.
Новизна программы состоит в том, что имеет нетрадиционный подход в обучении и воспитании школьников. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: военном – прикладном спорте, спортивные игры, туризм и применение полученных навыков в реальной жизни. Образовательная программа модернизированная.
Цель программы:
- формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности. Военно – спортивное – патриотическое воспитание обучающихся.
Задачи программы:
- образовательные:
- познакомить с основными методами и приемами выживания в сложных условиях;
- помочь расширить общий кругозор по проблеме безопасного поведения в социуме, природной среде;
- изучить правила военно – прикладного спорта на основе формирования умений и навыков безопасного поведения в окружающем мире.
- развивающие:
- совершенствовать основные двигательные и военно – прикладные навыки передвижения по пересеченной местности, преодоление препятствий;
- способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма обучающихся, повышению уровня работоспособности.
- воспитательные:
- пробуждать интерес к спортивным играм;
- воспитать морально – волевых качеств, коллективизма, чувства ответственности за окружающих, любви к малой родине.
К формам и методам организации образовательного процесса можно отнести следующие: беседы, объяснения, рассказ, практические занятия, конкурсы, игры, встречи с интересными людьми.
Методы:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: показ иллюстраций, пособий, плакатов, схем, видеоматериалов, мультимедийных презентаций;
- практические: практические занятия, игры, тестирование, экскурсии, полевые выходы и летние смены в лагерях труда и отдыха.
В «Школу выживания» принимаются дети от 10 до 14 лет, имеющие медицинские справки о состоянии здоровья. Программа рассчитана на 2 года и учитывает возрастные критерии и физическую подготовку детей, 1 год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год; 2 год обучения – 216 часов в год. Курс предусматривает теоретическую и практическую часть.
Реализация данной программы предполагает, что главная задача, стоящая перед обучающимися «Школы выживания» — формирование социальных потребностей, мотивов, интересов, связанных со здоровым образом жизни, готовности использовать спортивные достижения для сохранения здоровья и высокой работоспособности. Программа предусматривает изучение теоретических знаний и практических знаний.
Направление «ВПС» — является важной составляющей общей физической подготовки обучающихся «Школы выживания» и имеет целью формирование физического совершенства и готовности использовать достижения физической культуры и спорта для сохранения здоровья и высокой работоспособности. В процессе изучения теоретических знаний и овладение практическими навыками и умениями решаются следующие задачи физической подготовки:
• развитие и постоянное совершенство выносливости, силы, быстроты и ловкости;
• совершенствование основных двигательных и военно-прикладных навыков в передвижении по пересеченной местности, преодолении препятствий, лыжной подготовке;
• укрепление здоровья, закаливание организма, поддержания высокого уровня работоспособности.
Направление «Спортивные игры» — признано расширить кругозор и знания обучающихся в вопросах истории развития спортивных игр, о правилах игры, о правилах техники безопасности. Задачей этого направления является пробудить интерес у обучающихся к спортивным играм, в результате чего происходит развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости, гибкости; воспитание морально-волевых качеств: смелости, честности, товарищества, солидарности, коллективизма, что несомненно пригодится обучающимся в дальнейшей жизни.
Направление «Туризм» предназначено для формирования у обучающихся представлений о туристическом спорте и его развитии, жизненно-важных двигательных умений и навыков, привитие любви к родному краю, коллективизма. Последним этапом в овладении является многодневный поход по местам родного края.
III. Учебно – тематический план (по годам обучения):
I год обучения:
Наименование темы, раздела |
Количество часов |
Теория |
Практика |
|
Раздел ВПС. 1. Элементы рукопашного боя |
71 12 |
5 --- |
66 12 |
|
1. |
Защита от прямых и боковых ударов кулака |
--- |
2 |
|
2. |
Захват атакующей руки и ноги противника |
--- |
2 |
|
3. |
Безопасное положение противника (приемы конвоирования) |
--- |
2 |
|
4. |
Удары ножом и их отражение |
--- |
2 |
|
5. |
Выбивание ножа в момент нападения |
--- |
2 |
|
6. |
Захват руки с ножом и обезвреживание противника |
--- |
2 |
|
2. В П П П (военно-прикладная полоса препятствий 400м) |
12 |
--- |
12 |
|
1. |
Бег 100м |
--- |
2 |
|
2. |
Бег 400м |
--- |
2 |
|
3. |
Бег с преодолением 3-х препятствий (барьер, щит, окно) |
--- |
2 |
|
4. |
Бег с преодолением 6-ти препятствий (барьер, щит, окно, стрельба из пневматической винтовки стоя по высоким мишеням 10 м., метание гранаты в горизонтальную цель 10м., 2х метровый ров) |
--- |
2 |
|
5. |
Бег 400 м с элементами стрельбы и метания гранаты |
--- |
2 |
|
6. |
Преодоление 10 препятствий (барьер, щит, окно, качающаяся балка, тройная перекладина, наземная сетка, стрельба стоя 10м, метание в горизонтальную цель, перенос боеприпасов, 2-х м ров) |
--- |
2 |
|
3. СП (стрелковый поединок 100м) |
10 |
--- |
10 |
|
1. |
Бег 100м |
--- |
1 |
|
2. |
Бег 100м со специальным снаряжением |
--- |
1 |
|
3. |
Бег 100м с пневматической винтовкой |
--- |
1 |
|
4. |
Стрельба, лежа по мишеням стрелкового поединка |
--- |
2 |
|
5. |
Одиночный стрелковый поединок |
--- |
1 |
|
6. |
Командный стрелковый поединок |
--- |
2 |
|
7. |
Соревнования по СП и судейство |
2 |
--- |
|
4. Цифровая стрельба. |
12 |
2 |
10 |
|
1. |
Техника безопасности обращения с пневматической винтовкой, устройство ИЖ-38- С. |
1 |
--- |
|
2. |
Общие специальные упражнения |
1 |
--- |
|
3. |
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по искусственным мишеням |
--- |
2 |
|
4. |
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по цифровым мишеням |
--- |
2 |
|
5. |
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по искусственным мишеням |
--- |
2 |
|
6. |
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по цифровым мишеням |
--- |
2 |
|
7. |
Стрельба по искусственным мишеням после выполнения различных упражнений лежа, сидя. |
--- |
2 |
|
5. Мини – биатлон. |
12 |
--- |
12 |
|
1. |
Передвижение на лыжах по лыжне 3 км |
--- |
2 |
|
2. |
Передвижение коньковым ходом 3 км |
--- |
2 |
|
3. |
Передвижение на лыжах различными ходами со снаряжением 3 км |
--- |
2 |
|
4. |
Передвижение на лыжах по пересеченной местности 5 км. Подъемы. Спуски. Торможение. |
--- |
2 |
|
5. |
Передвижение на лыжах 3 км с этапами стрельбы из пневматической винтовки, лежа в 5 мишеней и метание малого мяча в горизонтальную цель. |
--- |
3 |
|
6. |
Соревнование по мини-биатлону и судейство. |
1 |
--- |
|
6. ВК (военизированный кросс 3 км) |
13 |
--- |
13 |
|
1. |
Бег 1 км |
--- |
2 |
|
2. |
Бег по пересеченной местности 3 км |
--- |
2 |
|
3. |
Шестиминутный бег. Развитие выносливости. |
--- |
1 |
|
4. |
Кросс 3 км с элементами метания гранаты 650 гр на дальность. |
--- |
2 |
|
5. |
Кросс 3 км с элементами метания гранаты и элементами стрельбы, лежа по 5-ти мишеням. |
--- |
2 |
|
6. |
Марш - бросок 5 км |
--- |
2 |
|
7. |
Соревнования по ВК и судейство |
--- |
2 |
|
Раздел II. Спортивные игры. 1. Баскетбол |
35 12 |
10 6 |
25 6 |
|
1. |
Правила игры |
1 |
--- |
|
2. |
Специальные физические упражнения |
1 |
--- |
|
3. |
Броски, ловля мяча |
--- |
1 |
|
4. |
Штрафной бросок |
--- |
1 |
|
5. |
Баскетбольные подвижные игры |
--- |
2 |
|
6. |
Техника нападения |
1 |
--- |
|
7. |
Техника защиты |
1 |
--- |
|
8. |
Контрольные игры и соревнования |
--- |
2 |
|
9. |
Контрольное тестирование |
2 |
--- |
|
2. Футбол. |
14 |
2 |
12 |
|
1. |
Правила игры |
1 |
--- |
|
2. |
Общая и специальная физическая подготовка |
1 |
--- |
|
3. |
Удары по мячу ногой и головой |
--- |
2 |
|
4. |
Техника передвижения |
--- |
2 |
|
5. |
Остановка и ведение мяча |
--- |
2 |
|
6. |
Обманные движения игрока, отбор мяча |
--- |
2 |
|
7. |
Соревнования |
--- |
2 |
|
8. |
Контрольное тестирование |
--- |
2 |
|
3. Волейбол. |
9 |
2 |
7 |
|
1. |
Правила игры |
1 |
--- |
|
2. |
Общая и специальная физическая подготовка |
1 |
--- |
|
3. |
Действия без мяча и с мячом |
--- |
1 |
|
4. |
Подвижные игры с элементами волейбола |
--- |
2 |
|
5. |
Соревнования |
--- |
2 |
|
6. |
Контрольное тестирование |
--- |
2 |
|
Раздел III. Туризм 1. Детский туризм |
39 15 |
14 4 |
25 11 |
|
1. |
Виды туризма |
1 |
--- |
|
2. |
Формы туризма |
1 |
--- |
|
3. |
Основные элементы топографии |
1 |
--- |
|
4. |
Условные топографические знаки |
1 |
--- |
|
5. |
Работа с картой |
--- |
1 |
|
6. |
Ориентирование на местности по карте |
--- |
2 |
|
7. |
Ориентирование на местности |
--- |
2 |
|
8. |
Турпоходы выходного дня |
--- |
2 |
|
9. |
Выбор района путешествия и разработка маршрута |
--- |
2 |
|
10. |
Организационно - тренировочные сборы |
--- |
2 |
|
2. Велотуризм. |
10 |
3 |
7 |
|
1. |
Знакомство с устройством велосипеда |
1 |
--- |
|
2. |
Сборка и разборка велосипеда |
--- |
1 |
|
3. |
Местная прогулка |
--- |
2 |
|
4. |
ПДД для велосипедиста |
2 |
--- |
|
5. |
Однодневные велосипедные путешествия |
--- |
2 |
|
6. |
Организационно – тренировочные сборы |
--- |
2 |
|
3. Пешеходный туризм. |
13 |
7 |
6 |
|
1. |
Снаряжение |
1 |
--- |
|
2. |
Движение по травянистым склонам |
--- |
1 |
|
3. |
Движение по осыпям |
--- |
1 |
|
4. |
Организация переправ |
--- |
1 |
|
5. |
Техника вязания узлов и их применение |
--- |
1 |
|
6. |
Обеспечение безопасности |
1 |
--- |
|
7. |
Гигиеническое обеспечение туристических путешествий |
1 |
--- |
|
8. |
Возможные травмы в походах, первая помощь, предупреждение травматизма |
1 |
--- |
|
9. |
Приемы самомассажа |
--- |
2 |
|
10. |
Ожоги, потертости, мозоли |
1 |
--- |
|
11. |
Желудочно-кишечные заболевания в пути |
1 |
--- |
|
12. |
Простудные заболевания верхних дыхательных путей |
1 |
--- |
|
Итого: |
144 |
29 |
115 |
IV. Содержание программы I года обучения:
Раздел военно – прикладной спорт:
Элементы рукопашного боя.
Все занятия по рукопашному бою относятся к занятиям практической направленности, где обучающиеся приобретают навыки и умения связанные с общефизическими и специальными знаниями.
Защита от прямых и боковых ударов кулака включает в себя умение обучающегося блокировать данные удары и контратаковать.
Захват атакующей руки и ноги противника включает в себя умение блокировать руку или ногу противника и наносить контратакующий удар.
Безопасное положение противника (приемы конвоирования) включает в себя знание о способах конвоирования и обезвреживания противника.
Удары ножом и их отражение знания об ударах, их направленности, уязвимых местах и умение их отражать.
Выбивание ножа в момент нападения умение контратаковать во время нападения противника.
Захват руки с ножом и обезвреживание противника включает в себя умение выбивать нож или другое холодное оружие и обезвреживать противника.
В П П П (военно-прикладная полоса препятствий 400м).
Бег 100м обучающиеся развивают скоростные качества и готовятся к преодолению более длинной дистанции.
Бег 400м развитие скоростных качеств и силовой выносливости, дистанция пробегается со снаряжением и без него.
Бег с преодолением 3-х препятствий (барьер, щит, окно) развивает силовые качества обучающихся.
Бег с преодолением 6-ти препятствий (барьер, щит, окно, стрельба из пневматической винтовки, стоя по высоким мишеням 10 м., метание гранаты в горизонтальную цель 10м., 2х метровый ров) развивает скоростные, силовые качества обучающихся, а также меткость и точность броска в цель.
Бег 400 м с элементами стрельбы и метания гранаты развивает скоростные, силовые качества обучающихся, а также меткость и точность броска в цель.
Преодоление 10 препятствий (барьер, щит, окно, качающаяся балка, тройная перекладина, наземная сетка, стрельба стоя 10м, метание в горизонтальную цель, перенос боеприпасов, 2-х м ров) развивает умения и навыки силы, выносливости, меткости и точности.
СП (стрелковый поединок 100м).
Бег 100м обучающиеся развивают скоростные качества и готовятся к преодолению более длинной дистанции.
Бег 100м со специальным снаряжением скоростных качеств и силовой выносливости.
Бег 100м с пневматической винтовкой умение бегать на время и скоростные качества.
Стрельба, лежа по мишеням стрелкового поединка, развивает точность и меткость стрельбы после упражнений на скорость и силовую выносливость.
Одиночный стрелковый поединок развивает умение соревноваться с соперником, меткость.
Командный стрелковый поединок развивает чувство коллективизма, умение работать в команде, нести ответственность за товарища.
Соревнования по СП и судейство умение проводить стрелковые соревнования, вести судейство, соблюдать технику безопасности.
4. Цифровая стрельба.
Техника безопасности обращения с пневматической винтовкой, устройство ИЖ-38- С обучающиеся получают начальные знания об устройстве, обращении, уходом за пневматической винтовкой.
Общие специальные упражнения включают в себя комплекс упражнений для изготовки к стрельбе и физической выносливости.
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по искусственным мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения лежа.
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по цифровым мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения лежа для проведения стрелкового поединка.
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по искусственным мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения, сидя для проведения стрелкового поединка.
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по цифровым мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения, сидя для проведения стрелкового поединка.
Стрельба по искусственным мишеням после выполнения различных упражнений лежа, сидя обучающиеся развивают меткость после выполнения различных скоростно – силовых упражнений.
Мини – биатлон.
Передвижение на лыжах по лыжне 3 км обучение первоначальным навыкам ходьбе на лыжах, со специальным снаряжением и без него, отработка различных лыжных ходов.
Передвижение коньковым ходом 3 км отработка данного вида лыжного хода.
Передвижение на лыжах различными ходами со снаряжением 3 км для проведение стрелкового поединка, самостраховка, безопасность при передвижении по лыжне.
Передвижение на лыжах по пересеченной местности 5 км. Подъемы. Спуски. Торможение. Развивает умение управления лыжами, силовую выносливость, умение выполнять поставленную задачу и добиваться цели.
Передвижение на лыжах 3 км с этапами стрельбы из пневматической винтовки, лежа в 5 мишеней и метание малого мяча в горизонтальную цель обучающиеся приобретают навыки ходьбы на лыжах, метания предмета в цель, совершенствую навыки стрельбы.
Соревнование по мини-биатлону и судейство умение проводить стрелковые соревнования, вести судейство, соблюдать технику безопасности.
ВК (военизированный кросс 3 км).
Бег 1 км развитие скоростных качеств и силовой выносливости, дистанция пробегается со снаряжением и без него.
Бег по пересеченной местности 3 км развитие скоростных качеств и силовой выносливости.
Шестиминутный бег. Развитие выносливости. Развитие скоростных качеств и силовой выносливости, дистанция пробегается со снаряжением и без него.
Кросс 3 км с элементами метания гранаты 650 гр. на дальность развивает точность и меткость метания после упражнений на скорость и силовую выносливость.
Кросс 3 км с элементами метания гранаты и элементами стрельбы, лежа по 5-ти мишеням развивает точность и меткость метания и стрельбы после упражнений на скорость и силовую выносливость.
Марш - бросок 5 км отработка всех навыков полученных на занятиях.
Соревнования по ВК и судейство умение проводить соревнования, вести судейство, соблюдать технику безопасности.
Раздел спортивные игры.
Баскетбол
Правила игры обучающиеся узнают правила игры, историю, современное развитие данного вида спорта.
Специальные физические упражнения включают в себя подготовку к проведению игры и соревнований. Упражнения на гибкость, растяжку, подвижность суставов.
Броски, ловля мяча отработка бросков из различных положений, мест игровой площадки, а также ловля мяча, распасовка, передача партнеру.
Штрафной бросок умение его выполнять.
Баскетбольные подвижные игры занятие включает различные игры для отработки баскетбольных навыков.
Техника нападения отработка техник коллективного и индивидуального нападения, умение атаковать в команде.
Техника защиты отработка техник коллективной и индивидуальной защиты, умение защищаться в команде.
Контрольные игры и соревнования проведение соревнований между обучающимися.
Контрольное тестирование по правилам игры, истории, современному развитию данного вида спорта.
Футбол.
Правила игры обучающиеся узнают правила игры, историю, современное развитие данного вида спорта.
Общая и специальная физическая подготовка включают в себя подготовку к проведению игры и соревнований. Упражнения на гибкость, растяжку, подвижность суставов.
Удары по мячу ногой и головой умение выполнять данные удары,
травмобезопасность.
Техника передвижения в команде и индивидуально, ведение мяча.
Остановка и ведение мяча в команде и индивидуально, распасовка.
Обманные движения игрока, отбор мяча в команде и индивидуально.
Соревнования проведение соревнований между обучающимися.
Контрольное тестирование по правилам игры, истории, современному
развитию данного вида спорта.
Волейбол.
Правила игры обучающиеся узнают правила игры, историю, современное развитие данного вида спорта.
Общая и специальная физическая подготовка включают в себя подготовку
к проведению игры и соревнований. Упражнения на гибкость, растяжку,
подвижность суставов.
Действия без мяча и с мячом отработка бросков из различных положений, мест игровой площадки, а также ловля мяча, распасовка, передача партнеру.
Подвижные игры с элементами волейбола занятие включает различные игры для отработки волейбольных навыков.
Соревнования проведение соревнований между обучающимися.
Контрольное тестирование по правилам игры, истории, современному
развитию данного вида спорта.
Раздел туризм
Детский туризм
Виды туризма обучающиеся узнают о видах, формах и истории туризма.
Формы туризма обучающиеся узнают о видах туризма.
Основные элементы топографии начальные навыки работы с топографической картой, топознаки, обозначение.
Условные топографические знаки навыки работы с топографической картой.
Работа с картой ориентирование на местности с помощью карты, умение читать различные карты, определение масштаба.
Ориентирование на местности по карте как ориентировать карту на местности, по компасу, по линиям местности, по направлениям на местные предметы.
Ориентирование на местности по местным предметам, умение определять своё местоположение, определять стороны горизонта, выдерживать нужное направление движения.
Турпоходы выходного дня практическая отработка полученных навыков.
Выбор района путешествия и разработка маршрута умение определять район путешествия, место стоянок, разрабатывать маршрут, соблюдать безопасность в походе.
Организационно - тренировочные сборы практическая отработка полученных навыков.
Велотуризм.
Знакомство с устройством велосипеда история создания, современное развитие велостроения, начальные навыки технического обслуживания велосипеда.
Сборка и разборка велосипеда навыки технического обслуживания велосипеда.
Местная прогулка начальные навыки вождения велосипеда, небольшая велосипедная прогулка с обучающимися.
ПДД для велосипедиста изучение правил дорожного движения.
Однодневные велосипедные путешествия практическая отработка полученных навыков.
Организационно – тренировочные сборы практическая отработка полученных навыков.
Пешеходный туризм.
Снаряжение умение подбирать необходимое снаряжение для пешего похода согласно времени года и погоды.
Движение по травянистым склонам порядок передвижения по склонам, безопасность при передвижении.
Движение по осыпям порядок передвижения по осыпям, безопасность при передвижении.
Организация переправ умение наводить переправу через водные преграды, умение переправляться в одиночку и в группе, безопасность при переправе.
Техника вязания узлов и их применение начальные навыки вязки узлов.
Обеспечение безопасности при проведение пешего похода, безопасность бивака.
Гигиеническое обеспечение туристических путешествий обучающие узнают о правилах гигиены в походе, гигиенических приемах.
Возможные травмы в походах, первая помощь, предупреждение травматизма получение навыков первой помощи и самопомощи.
Приемы самомассажа обучающиеся получают навыки массажа и самомассажа.
Ожоги, потертости, мозоли начальные навыки первой помощи при данных повреждениях.
Желудочно-кишечные заболевания в пути первая помощь.
Простудные заболевания верхних дыхательных путей в пути виды первой помощи.
V. Прогнозируемые результаты уровня освоения программы и формы аттестации обучающихся.
В результате первого года обучения обучающийся должен знать и уметь:
1. ВПП (военизированная полоса препятствий) — её протяженность 400 метров и состоит из 10 препятствий: 1)барьер; 2)щит двух метровой высоты; 3)окно; 4)тройная перекладина; 5)наземная сетка 20 метров; 6)стрельба из пневматической винтовки по мишеням; 7)метание гранаты в цель; 8)ящик с боеприпасами; 9) двух метровый ров; 10)бум.
В результате «ВПП» воспитанник «Школы выживания» должен:
Знать:
— о правилах соревнований и соблюдаемой технике безопасности во время проведения соревнований;
— о судействе на этапах.
Уметь:
развивать скоростные и скоростно-силовые качества.
Овладеть навыками:
барьерного бега, бега на 400 метров.
2. «Стрелковый поединок» или «Дуэль» — вид многоборья, где соревнуются команды, заключается в преодолении с винтовкой за спиной расстояние 100 метров и из положения, лежа выбивание мишени противника.
В результате изучения этого вида многоборья воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— о правилах соревнований и о соблюдении техники безопасности во время
соревнований;
— о судействе соревнований,
Уметь:
— Развивать скоростные качества:
— выполнять программные упражнения.
Овладеть навыками:
— бега на 100 м с винтовкой и без нее;
— специально-подготовленных упражнений.
3. Военизированный кросс (3 км) — вид многоборья.
Заключается в преодолении по пересеченной местности 3 км с винтовкой за спиной, где после первого километра производится стрельба по 5-ти мишеням, а на 2-ом километре — производится метание гранаты на дальность попадания.
В результате изучения этого раздела воспитанник «Школы выживания»
должен:
Иметь представление:
— о правилах проведения соревнований и соблюдении техники безопасности во время соревнований:
— о судействе соревнований.
Уметь:
— развивать скоростные качества и выносливость.
Овладеть навыками:
— бега 3 км; скоростного бега на различные дистанции;
— специально-подготовительных упражнений.
В пятиборье, кроме описанных выше трех видов многоборья, входят еще, как дополнение, 2 вида:
— мини - биатлон 3 км
— стрельба из пневматической винтовки по цифровым мишеням.
4. Мини- биатлон — современное зимнее двоеборье, лыжная гонка со стрельбой из винтовки. Латинская приставка «би» означает «двойной», «атлон» в переводе с греческого — «состязание».
В результате обучение мини-биатлоном воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— о исторических сведениях по биатлону;
— о правилах соревнований;
— о судействе.
Уметь:
— развивать скоростные качества;
— силовые качества.
Овладеть навыками:
— конькового передвижения на лыжах;
— специально-подготовительных упражнений.
5. Стрельба из пневматической винтовки по цифровым мишеням.
В результате обучения стрельбе из пневматической винтовки воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— о правилах соревнований;
— о судействе.
Уметь:
— развивать глазомер специальными упражнениями;
— вести стрельбу стоя, лежа, сидя.
Овладеть навыками:
— заряжения винтовки;
— задержки дыхания, прицеливания;
— специально-подготовительных упражнений.
2. НАПРАВЛЕНИЕ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ».
Включает следующие спортивные игры:
— баскетбол
— волейбол
— футбол
В результате обучения «Спортивных игр» воспитанник «Школы выживания» должен:
ФУТБОЛ
Иметь представление:
— об общих исторических сведениях
— о правилах игры
— о правилах соревнований
— о правилах по технике безопасности
— о судействе игры.
Уметь:
— выполнять общие физические упражнения, разрабатывать тактику защиты и нападения в игре.
Овладеть навыками:
— удара по мячу ногой, головой, остановки и ведения мяча, отбора мяча и
обманных движений, упражнений контрольных испытаний.
ВОЛЕЙБОЛ
Иметь представление:
— об общих исторических сведениях
— о правилах игры
— о правилах соревнований
— о правилах по технике безопасности
— о судействе игры.
Овладеть навыками:
— перемещений, верхних и нижних передач мяча;
— упражнений в контрольных испытаниях.
БАСКЕТБОЛ
Необходимо знать:
— общие исторические сведения игры;
— правила игры;
— правила соревнований;
— правила по технике безопасности во время игры;
— судейство игры.
Уметь:
— выполнять общие и специальные упражнения;
— разрабатывать тактику нападения и защиты.
Овладеть навыками:
— перемещений, ведения мяча, передач мяча, бросков мяча в кольцо с места и
после ведения, обманных движений, упражнений включенных в контрольные
испытания.
3. НАПРАВЛЕНИЕ «ТУРИЗМ»
- детский туризм;
- пешеходный туризм;
- велотуризм;
Занятия по «Туризму» направлены на развитие силы, выносливости, ловкости, мужества, настойчивости, дисциплинированности, воспитания чувства коллективизма, любви к природе, расширения кругозора. До выхода на маршрут проводятся специальные тренировки, на которых воспитанники «Школы выживания» отрабатывают элементы спортивной и туристкой техники: устанавливают палатку, разжигают костры, укладывают рюкзак.
В результате изучения «Туризма» воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— об истории туризма,
— о видах и формах туризма,
— об основных элементах топографии,
— об условных топографических знаках,
— о гигиеническом обеспечении туристических путешествий,
— о видах самомассажа,
— о судействе на соревнованиях.
Уметь:
— ориентироваться на местности по карте, по небесным светилам, по местным предметам, распределять личное снаряжение, устанавливать палатки, разводить костры, готовить пищу.
II год обучения:
Наименование темы, раздела |
Количество часов |
Теория |
Практика |
|
Раздел ВПС. 1. Элементы рукопашного боя |
83 10 |
4 |
79 10 |
|
1. |
Защита от прямых и боковых ударов кулака |
--- |
2 |
|
2. |
Захват атакующей руки и ноги противника |
--- |
2 |
|
3. |
Безопасное положение противника (приемы конвоирования) |
--- |
1 |
|
4. |
Удары ножом и их отражение |
--- |
2 |
|
5. |
Выбивание ножа в момент нападения |
--- |
2 |
|
6. |
Захват руки с ножом и обезвреживание противника |
--- |
1 |
|
2. В П П П (военно-прикладная полоса препятствий 400м) |
12 |
--- |
12 |
|
1. |
Бег 100м |
--- |
2 |
|
2. |
Бег 400м |
--- |
2 |
|
3. |
Бег с преодолением 3-х препятствий (барьер, щит, окно) |
--- |
2 |
|
4. |
Бег с преодолением 6-ти препятствий (барьер, щит, окно, стрельба из пневматической винтовки стоя по высоким мишеням 10 м., метание гранаты в горизонтальную цель 10м., 2х метровый ров) |
--- |
2 |
|
5. |
Бег 400 м с элементами стрельбы и метания гранаты |
--- |
2 |
|
6. |
Преодоление 10 препятствий (барьер, щит, окно, качающаяся балка, тройная перекладина, наземная сетка, стрельба стоя 10м, метание в горизонтальную цель, перенос боеприпасов, 2-х м ров) |
--- |
2 |
|
3. СП (стрелковый поединок 100м) |
14 |
--- |
14 |
|
1. |
Бег 100м |
--- |
2 |
|
2. |
Бег 100м со специальным снаряжением |
--- |
2 |
|
3. |
Бег 100м с пневматической винтовкой |
--- |
2 |
|
4. |
Стрельба, лежа по мишеням стрелкового поединка |
--- |
2 |
|
5. |
Одиночный стрелковый поединок |
--- |
2 |
|
6. |
Командный стрелковый поединок |
--- |
2 |
|
7. |
Соревнования по СП и судейство |
--- |
2 |
|
4. Цифровая стрельба. |
14 |
4 |
10 |
|
1. |
Техника безопасности обращения с пневматической винтовкой, устройство ИЖ-38- С. |
2 |
--- |
|
2. |
Общие специальные упражнения |
2 |
--- |
|
3. |
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по искусственным мишеням |
2 |
||
4. |
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по цифровым мишеням |
--- |
2 |
|
5. |
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по искусственным мишеням |
--- |
2 |
|
6. |
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по цифровым мишеням |
--- |
2 |
|
7. |
Стрельба по искусственным мишеням после выполнения различных упражнений лежа, сидя. |
--- |
2 |
|
5. Мини – биатлон. |
19 |
--- |
19 |
|
1. |
Передвижение на лыжах по лыжне 3 км |
--- |
2 |
|
2. |
Передвижение коньковым ходом 3 км |
--- |
4 |
|
3. |
Передвижение на лыжах различными ходами со снаряжением 3 км |
--- |
2 |
|
4. |
Передвижение на лыжах по пересеченной местности 5 км. Подъемы. Спуски. Торможение. |
--- |
4 |
|
5. |
Передвижение на лыжах 3 км с этапами стрельбы из пневматической винтовки, лежа в 5 мишеней и метание малого мяча в горизонтальную цель. |
--- |
4 |
|
6. |
Соревнование по мини-биатлону и судейство. |
--- |
3 |
|
6. ВК (военизированный кросс 3 км) |
10 |
--- |
10 |
|
1. |
Бег 1 км |
--- |
1 |
|
2. |
Бег по пересеченной местности 3 км |
--- |
1 |
|
3. |
Шестиминутный бег. Развитие выносливости. |
--- |
1 |
|
4. |
Кросс 3 км с элементами метания гранаты 650 гр на дальность. |
--- |
1 |
|
5. |
Кросс 3 км с элементами метания гранаты и элементами стрельбы, лежа по 5-ти мишеням. |
--- |
1 |
|
6. |
Марш - бросок 5 км |
--- |
2 |
|
7. |
Соревнования по ВК и судейство |
--- |
3 |
|
Раздел спортивные игры. 1. Баскетбол |
55 22 |
14 6 |
41 16 |
|
1. |
Правила игры |
2 |
--- |
|
2. |
Специальные физические упражнения |
2 |
--- |
|
3. |
Броски, ловля мяча |
--- |
2 |
|
4. |
Штрафной бросок |
--- |
2 |
|
5. |
Баскетбольные подвижные игры |
--- |
4 |
|
6. |
Техника нападения |
--- |
2 |
|
7. |
Техника защиты |
--- |
2 |
|
8. |
Контрольные игры и соревнования |
--- |
4 |
|
9. |
Контрольное тестирование |
2 |
--- |
|
2. Футбол. |
18 |
4 |
14 |
|
1. |
Правила игры |
2 |
--- |
|
2. |
Общая и специальная физическая подготовка |
--- |
2 |
|
3. |
Удары по мячу ногой и головой |
--- |
2 |
|
4. |
Техника передвижения |
--- |
2 |
|
5. |
Остановка и ведение мяча |
--- |
2 |
|
6. |
Обманные движения игрока, отбор мяча |
--- |
2 |
|
7. |
Соревнования |
--- |
4 |
|
8. |
Контрольное тестирование |
2 |
--- |
|
3. Волейбол. |
15 |
4 |
11 |
|
1. |
Правила игры |
2 |
--- |
|
2. |
Общая и специальная физическая подготовка |
--- |
2 |
|
3. |
Действия без мяча и с мячом |
--- |
2 |
|
4. |
Подвижные игры с элементами волейбола |
--- |
2 |
|
5. |
Соревнования |
--- |
5 |
|
6. |
Контрольное тестирование |
2 |
--- |
|
Раздел туризм 1. Детский туризм |
78 34 |
32 12 |
46 22 |
|
1. |
Виды туризма |
2 |
--- |
|
2. |
Формы туризма |
2 |
--- |
|
3. |
Основные элементы топографии |
2 |
--- |
|
4. |
Условные топографические знаки |
2 |
--- |
|
5. |
Работа с картой |
--- |
2 |
|
6. |
Ориентирование на местности по карте |
--- |
2 |
|
7. |
Ориентирование на местности |
--- |
4 |
|
8. |
Турпоходы выходного дня |
--- |
6 |
|
9. |
Выбор района путешествия и разработка маршрута |
2 |
--- |
|
10. |
Организационно - тренировочные сборы |
2 |
8 |
|
2. Велотуризм. |
18 |
4 |
14 |
|
1. |
Знакомство с устройством велосипеда |
2 |
--- |
|
2. |
Сборка и разборка велосипеда |
--- |
2 |
|
3. |
Местная прогулка |
--- |
2 |
|
4. |
ПДД для велосипедиста |
2 |
--- |
|
5. |
Однодневные велосипедные путешествия |
--- |
4 |
|
6. |
Организационно – тренировочные сборы |
--- |
6 |
|
3. Пешеходный туризм. |
26 |
16 |
10 |
|
1. |
Снаряжение |
2 |
--- |
|
2. |
Движение по травянистым склонам |
--- |
2 |
|
3. |
Движение по осыпям |
--- |
2 |
|
4. |
Организация переправ |
--- |
2 |
|
5. |
Техника вязания узлов и их применение |
--- |
2 |
|
6. |
Обеспечение безопасности |
4 |
--- |
|
7. |
Гигиеническое обеспечение туристических путешествий |
2 |
--- |
|
8. |
Возможные травмы в походах, первая помощь, предупреждения травматизма |
2 |
--- |
|
9. |
Приемы самомассажа |
--- |
2 |
|
10. |
Ожоги, потертости, мозоли |
2 |
--- |
|
11. |
Желудочно-кишечные заболевания в пути |
2 |
--- |
|
12. |
Простудные заболевания верхних дыхательных путей |
2 |
--- |
|
Итого: |
216 |
55 |
161 |
VI. Содержание программы II года обучения:
Раздел военно – прикладной спорт:
Элементы рукопашного боя.
Все занятия по рукопашному бою относятся к занятиям практической направленности, где обучающиеся приобретают навыки и умения связанные с общефизическими и специальными знаниями.
Защита от прямых и боковых ударов кулака включает в себя умение обучающегося блокировать данные удары и контратаковать.
Захват атакующей руки и ноги противника включает в себя умение блокировать руку или ногу противника и наносить контратакующий удар.
Безопасное положение противника (приемы конвоирования) включает в себя знание о способах конвоирования и обезвреживания противника.
Удары ножом и их отражение знания об ударах, их направленности, уязвимых местах и умение их отражать.
Выбивание ножа в момент нападения умение контратаковать во время нападения противника.
Захват руки с ножом и обезвреживание противника включает в себя умение выбивать нож или другое холодное оружие и обезвреживать противника.
В П П П (военно-прикладная полоса препятствий 400м).
Бег 100м обучающиеся развивают скоростные качества и готовятся к преодолению более длинной дистанции.
Бег 400м развитие скоростных качеств и силовой выносливости, дистанция пробегается со снаряжением и без него.
Бег с преодолением 3-х препятствий (барьер, щит, окно) развивает силовые качества обучающихся.
Бег с преодолением 6-ти препятствий (барьер, щит, окно, стрельба из пневматической винтовки, стоя по высоким мишеням 10 м., метание гранаты в горизонтальную цель 10м., 2х метровый ров) развивает скоростные, силовые качества обучающихся, а также меткость и точность броска в цель.
Бег 400 м с элементами стрельбы и метания гранаты развивает скоростные, силовые качества обучающихся, а также меткость и точность броска в цель.
Преодоление 10 препятствий (барьер, щит, окно, качающаяся балка, тройная перекладина, наземная сетка, стрельба стоя 10м, метание в горизонтальную цель, перенос боеприпасов, 2-х м ров) развивает умения и навыки силы, выносливости, меткости и точности.
СП (стрелковый поединок 100м).
Бег 100м обучающиеся развивают скоростные качества и готовятся к преодолению более длинной дистанции.
Бег 100м со специальным снаряжением скоростных качеств и силовой выносливости.
Бег 100м с пневматической винтовкой умение бегать на время и скоростные качества.
Стрельба, лежа по мишеням стрелкового поединка, развивает точность и меткость стрельбы после упражнений на скорость и силовую выносливость.
Одиночный стрелковый поединок развивает умение соревноваться с соперником, меткость.
Командный стрелковый поединок развивает чувство коллективизма, умение работать в команде, нести ответственность за товарища.
Соревнования по СП и судейство умение проводить стрелковые соревнования, вести судейство, соблюдать технику безопасности.
4. Цифровая стрельба.
Техника безопасности обращения с пневматической винтовкой, устройство ИЖ-38- С обучающиеся получают начальные знания об устройстве, обращении, уходом за пневматической винтовкой.
Общие специальные упражнения включают в себя комплекс упражнений для изготовки к стрельбе и физической выносливости.
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по искусственным мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения лежа.
Стрельба из пневматической винтовки, лежа по цифровым мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения лежа для проведения стрелкового поединка.
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по искусственным мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения, сидя для проведения стрелкового поединка.
Стрельба из пневматической винтовки, сидя за столом по цифровым мишеням обучающиеся приобретают первоначальные навыки стрельбы из положения, сидя для проведения стрелкового поединка.
Стрельба по искусственным мишеням после выполнения различных упражнений лежа, сидя обучающиеся развивают меткость после выполнения различных скоростно – силовых упражнений.
5.Мини – биатлон.
Передвижение на лыжах по лыжне 3 км обучение первоначальным навыкам ходьбе на лыжах, со специальным снаряжением и без него, отработка различных лыжных ходов.
Передвижение коньковым ходом 3 км отработка данного вида лыжного хода.
Передвижение на лыжах различными ходами со снаряжением 3 км для проведение стрелкового поединка, самостраховка, безопасность при передвижении по лыжне.
Передвижение на лыжах по пересеченной местности 5 км. Подъемы. Спуски. Торможение. Развивает умение управления лыжами, силовую выносливость, умение выполнять поставленную задачу и добиваться цели.
Передвижение на лыжах 3 км с этапами стрельбы из пневматической винтовки, лежа в 5 мишеней и метание малого мяча в горизонтальную цель обучающиеся приобретают навыки ходьбы на лыжах, метания предмета в цель, совершенствую навыки стрельбы.
Соревнование по мини-биатлону и судейство умение проводить стрелковые соревнования, вести судейство, соблюдать технику безопасности.
6.ВК (военизированный кросс 3 км).
Бег 1 км развитие скоростных качеств и силовой выносливости, дистанция пробегается со снаряжением и без него.
Бег по пересеченной местности 3 км развитие скоростных качеств и силовой выносливости.
Шестиминутный бег. Развитие выносливости. Развитие скоростных качеств и силовой выносливости, дистанция пробегается со снаряжением и без него.
Кросс 3 км с элементами метания гранаты 650 гр. на дальность развивает точность и меткость метания после упражнений на скорость и силовую выносливость.
Кросс 3 км с элементами метания гранаты и элементами стрельбы, лежа по 5-ти мишеням развивает точность и меткость метания и стрельбы после упражнений на скорость и силовую выносливость.
Марш - бросок 5 км отработка всех навыков полученных на занятиях.
Соревнования по ВК и судейство умение проводить соревнования, вести судейство, соблюдать технику безопасности.
Раздел спортивные игры.
Баскетбол
Правила игры обучающиеся узнают правила игры, историю, современное развитие данного вида спорта.
Специальные физические упражнения включают в себя подготовку к проведению игры и соревнований. Упражнения на гибкость, растяжку, подвижность суставов.
Броски, ловля мяча отработка бросков из различных положений, мест игровой площадки, а также ловля мяча, распасовка, передача партнеру.
Штрафной бросок умение его выполнять.
Баскетбольные подвижные игры занятие включает различные игры для отработки баскетбольных навыков.
Техника нападения отработка техник коллективного и индивидуального нападения, умение атаковать в команде.
Техника защиты отработка техник коллективной и индивидуальной защиты, умение защищаться в команде.
Контрольные игры и соревнования проведение соревнований между обучающимися.
Контрольное тестирование по правилам игры, истории, современному развитию данного вида спорта.
Футбол.
Правила игры обучающиеся узнают правила игры, историю, современное развитие данного вида спорта.
Общая и специальная физическая подготовка включают в себя подготовку к проведению игры и соревнований. Упражнения на гибкость, растяжку, подвижность суставов.
Удары по мячу ногой и головой умение выполнять данные удары,
травмобезопасность.
Техника передвижения в команде и индивидуально, ведение мяча.
Остановка и ведение мяча в команде и индивидуально, распасовка.
Обманные движения игрока, отбор мяча в команде и индивидуально.
Соревнования проведение соревнований между обучающимися.
Контрольное тестирование по правилам игры, истории, современному
развитию данного вида спорта.
Волейбол.
Правила игры обучающиеся узнают правила игры, историю, современное развитие данного вида спорта.
Общая и специальная физическая подготовка включают в себя подготовку
к проведению игры и соревнований. Упражнения на гибкость, растяжку,
подвижность суставов.
Действия без мяча и с мячом отработка бросков из различных положений, мест игровой площадки, а также ловля мяча, распасовка, передача партнеру.
Подвижные игры с элементами волейбола занятие включает различные игры для отработки волейбольных навыков.
Соревнования проведение соревнований между обучающимися.
Контрольное тестирование по правилам игры, истории, современному
развитию данного вида спорта.
Раздел туризм
Детский туризм
Виды туризма обучающиеся узнают о видах, формах и истории туризма.
Формы туризма обучающиеся узнают о видах туризма.
Основные элементы топографии начальные навыки работы с топографической картой, топознаки, обозначение.
Условные топографические знаки навыки работы с топографической картой.
Работа с картой ориентирование на местности с помощью карты, умение читать различные карты, определение масштаба.
Ориентирование на местности по карте как ориентировать карту на местности, по компасу, по линиям местности, по направлениям на местные предметы.
Ориентирование на местности по местным предметам, умение определять своё местоположение, определять стороны горизонта, выдерживать нужное направление движения.
Турпоходы выходного дня практическая отработка полученных навыков.
Выбор района путешествия и разработка маршрута умение определять район путешествия, место стоянок, разрабатывать маршрут, соблюдать безопасность в походе.
Организационно - тренировочные сборы практическая отработка полученных навыков.
Велотуризм.
Знакомство с устройством велосипеда история создания, современное развитие велостроения, начальные навыки технического обслуживания велосипеда.
Сборка и разборка велосипеда навыки технического обслуживания велосипеда.
Местная прогулка начальные навыки вождения велосипеда, небольшая велосипедная прогулка с обучающимися.
ПДД для велосипедиста изучение правил дорожного движения.
Однодневные велосипедные путешествия практическая отработка полученных навыков.
Организационно – тренировочные сборы практическая отработка полученных навыков.
Пешеходный туризм.
Снаряжение умение подбирать необходимое снаряжение для пешего похода согласно времени года и погоды.
Движение по травянистым склонам порядок передвижения по склонам, безопасность при передвижении.
Движение по осыпям порядок передвижения по осыпям, безопасность при передвижении.
Организация переправ умение наводить переправу через водные преграды, умение переправляться в одиночку и в группе, безопасность при переправе.
Техника вязания узлов и их применение начальные навыки вязки узлов.
Обеспечение безопасности при проведение пешего похода, безопасность бивака.
Гигиеническое обеспечение туристических путешествий обучающие узнают о правилах гигиены в походе, гигиенических приемах.
Возможные травмы в походах, первая помощь, предупреждение травматизма получение навыков первой помощи и самопомощи.
Приемы самомассажа обучающиеся получают навыки массажа и самомассажа.
Ожоги, потертости, мозоли начальные навыки первой помощи при данных повреждениях.
Желудочно-кишечные заболевания в пути первая помощь.
Простудные заболевания верхних дыхательных путей в пути виды первой помощи.
VII. Прогнозируемые результаты уровня освоения программы и формы аттестации обучающихся.
В результате второго года обучения обучающийся должен знать и уметь:
1. ВПП (военизированная полоса препятствий) — её протяженность 400 метров и состоит из 10 препятствий: 1)барьер; 2)щит двух метровой высоты; 3)окно; 4)тройная перекладина; 5)наземная сетка 20 метров; 6)стрельба из пневматической винтовки по мишеням; 7)метание гранаты в цель; 8)ящик с боеприпасами; 9) двух метровый ров; 10)бум.
В результате «ВПП» воспитанник «Школы выживания» должен:
Знать:
— о правилах соревнований и соблюдаемой технике безопасности во время проведения соревнований;
— о препятствиях и о технике преодоления препятствий;
— о правилах пользования пневматической винтовкой, о технике безопасности во время стрельб;
— о судействе на этапах.
Уметь:
развивать скоростные и скоростно-силовые качества.
Овладеть навыками:
барьерного бега, бега на 400 метров, повторных ускорений 4Х200м; преодоления каждого препятствия в целом и по отдельности; стрельбы по мишеням; метании гранаты в горизонтальную цель.
2. «Стрелковый поединок» или «Дуэль» — вид многоборья, где соревнуются команды, заключается в преодолении с винтовкой за спиной расстояние 100 метров и из положения, лежа выбивание мишени противника.
В результате изучения этого вида многоборья воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— о правилах соревнований и о соблюдении техники безопасности во время
соревнований;
— об устройстве пневматической винтовке и о правилах пользования ею;
— о технике безопасности при стрельбе;
— о судействе соревнований,
Уметь:
— Развивать скоростные качества:
— выполнять программные упражнения.
Овладеть навыками:
— бега на 100 м с винтовкой и без нее;
— повторных ускорений 6×100 м;
— стрельбы лежа, по низким мишеням по диагональной системе;
— специально-подготовленных упражнений,
3. Военизированный кросс (3 км) — вид многоборья.
Заключается в преодолении по пересеченной местности 3 км с винтовкой за спиной, где после первого километра производится стрельба по 5-ти мишеням, а на 2-ом километре — производится метание гранаты на дальность попадания.
В результате изучения этого раздела воспитанник «Школы выживания»
должен:
Иметь представление:
— о правилах проведения соревнований и соблюдении техники безопасности во время соревнований:
— о правилах пользования пневматической винтовкой, технику безопасности стрельб;
— о судействе соревнований.
Уметь:
— развивать скоростные качества и выносливость.
Овладеть навыками:
— бега 3 км; скоростного бега на различные дистанции;
— стрельбы лежа по низким мишеням;
— метание гранаты на дальность;
— специально-подготовительных упражнений.
В пятиборье, кроме описанных выше трех видов многоборья, входят еще, как дополнение, 2 вида:
— мини - биатлон 3 км
— стрельба из пневматической винтовки по цифровым мишеням.
4. Мини- биатлон — современное зимнее двоеборье, лыжная гонка со стрельбой из винтовки. Латинская приставка «би» означает «двойной», «атлон» в переводе с греческого — «состязание».
В результате обучение мини-биатлоном воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— о исторических сведениях по биатлону;
— о правилах соревнований;
— о подборе и хранении лыжного инвентаря;
— о правилах техники безопасности во время соревнований;
— о правилах безопасности стрельбы из пневматической винтовки;
— о судействе.
Уметь:
— развивать скоростные качества;
— силовые качества.
Овладеть навыками:
— конькового передвижения на лыжах;
— спусков и подъемов, торможений;
— передвижение по лыжне 3 км;
— стрельбы лежа;
— метание малого мяча в вертикальную цель;
— специально-подготовительных упражнений.
5. Стрельба из пневматической винтовки по цифровым мишеням.
В результате обучения стрельбе из пневматической винтовки воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— о правилах соревнований;
— о правилах техники безопасности во время стрельб;
— об устройстве пневматической винтовки;
— о судействе.
Уметь:
— развивать глазомер специальными упражнениями;
— вести стрельбу стоя, лежа, сидя.
Овладеть навыками:
— заряжения винтовки;
— задержки дыхания, прицеливания;
— специально-подготовительных упражнений.
2. НАПРАВЛЕНИЕ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ».
Включает следующие спортивные игры:
— баскетбол
— волейбол
— футбол
В результате обучения «Спортивных игр» воспитанник «Школы выживания» должен:
ФУТБОЛ
Иметь представление:
— об общих исторических сведениях
— о правилах игры
— о правилах соревнований
— о правилах по технике безопасности
— о судействе игры.
Уметь:
— выполнять общие и физические упражнения, разрабатывать тактику защиты и нападения в игре.
Овладеть навыками:
— удара по мячу ногой, головой, остановки и ведения мяча, отбора мяча и
обманных движений, упражнений контрольных испытаний.
ВОЛЕЙБОЛ
Иметь представление:
— об общих исторических сведениях
— о правилах игры
— о правилах соревнований
— о правилах по технике безопасности
— о судействе игры.
Овладеть навыками:
— перемещений, верхних и нижних передач мяча;
— подача мяча в заданную зону;
— нападающего удара;
— обманные движения;
— упражнений в контрольных испытаниях.
БАСКЕТБОЛ
Необходимо знать:
— общие исторические сведения игры;
— правила игры;
— правила соревнований;
— правила по технике безопасности во время игры;
— судейство игры.
Уметь:
— выполнять общие и специальные упражнения;
— разрабатывать тактику нападения и защиты.
Овладеть навыками:
— перемещений, ведения мяча, передач мяча, бросков мяча в кольцо с места и
после ведения, обманных движений, упражнений включенных в контрольные
испытания.
3. НАПРАВЛЕНИЕ «ТУРИЗМ»
— состоит из следующих разделов:
— пешеходный туризм;
— велотуризм;
В результате изучения «Туризма» воспитанник «Школы выживания» должен:
Иметь представление:
— об истории туризма,
— о видах и формах туризма,
— об основных элементах топографии,
— об условных топографических знаках,
— о гигиеническом обеспечении туристических путешествий,
— о видах самомассажа,
— о правилах мед.подготовки,
— о правилах поведения в экстремальных ситуациях,
— о правилах безопасности во время стрельбы,
— о прохождении препятствий,
— о судействе на соревнованиях.
Уметь:
— ориентироваться на местности по карте, по небесным светилам, по местным предметам, распределять личное снаряжение, устанавливать палатки, разводить костры, готовить пищу.
Раздел «ВЕЛОТУРИЗМ»
Знать:
правила дорожного движения, устройство велосипеда, правила безопасности во время велосипедных путешествий.
Уметь:
собирать и разбирать велосипед, вождение велосипеда, проводить профилактику неисправностей велосипеда.
VIII. Содержание образовательной программы, включающее воспитательный блок.
Одной из форм образовательно-воспитательной работы «Школы выживания» является проведение мероприятий с детьми, в процессе которых они самостоятельно принимают решения, и организуют самостоятельную деятельность при проведении каких-либо турниров, походов соревнований и др. форм работы, указанных в таблице. При этом могут привлекаться родители, учащиеся др. детских объединений. Предлагаю примерный план мероприятий: |
|||
№ |
Вид мероприятия |
Цель |
Сроки |
1. |
Осенний спортивный праздник «Старты надежд». |
Пропаганда здорового образа жизни. |
Сентябрь |
2. |
День туризма. |
Пропаганда активного отдыха. |
Октябрь Апрель |
3. |
Военно-спортивный конкурс. |
Соблюдение традиций спортивно-военизированных праздников. |
Ноябрь Февраль |
4. |
Спортивные новогодние игры «Веселые старты». |
Пропаганда активного отдыха. |
Декабрь |
5. |
Викторина «Юный патриот». |
Проверка знаний по истории России. |
Январь |
6. |
День здоровья «Лыжня юных». |
Пропаганда здорового образа жизни. |
Март |
7. |
Конкурс «Лучший спортсмен года». |
Повышение интереса к регулярным тренировкам, соревнованиям. |
Май |
IX. Педагогический мониторинг.
№ |
Сроки |
Раздел программы, тестируемые двигательные способности и теоретические знания |
Формы проведения |
1 |
Сентябрь |
Футбол. Ведение мяча. Удар по мячу ногой на точность. Бросок на дальность. Судейство. Правила игры |
Контрольные упражнения. Соревновательные формы |
2 |
Октябрь |
Волейбол. Правила игры. Судейство. Подача мяча. Передача мяча. Атакующий удар. Индивидуальные тактические действия |
Контрольные упражнения |
3. |
Ноябрь |
Элементы рукопашного боя. Захваты и освобождение от них |
Тестирование. Контрольные упражнения Игровая форма текста (опрос) |
4. |
Декабрь |
ВПС (военно-прикладной спорт). Правила безопасности. Правила соревнований. Судейство. Преодоление военизированной полосы препятствий 400 м. Стрельба из пневматической винтовки, стоя по цифровым и искусственным мишеням. Бег 400 м. |
Соревновательная форма. Контрольные упражнения. Тестирование двигательных способностей (опрос). |
5. |
Январь |
Стрелковый поединок. Правила соревнований. Судейство. Бег 100 м. Парный стрелковый поединок. Со стрельбой стоя и лёжа из пневматической винтовки по цифровым мишеням. |
Тестирование физических качеств. Соревновательная форма. |
6. |
Февраль |
Лыжный туризм. Прохождение |
Тестирование физических качеств. Контрольные упражнения (блиц-опрос практических умений). |
7. |
Март |
Военизированный кросс Зкм. Мини -биатлон Зкм. Бег 3 км. Бег 3 км на лыжах. Стрельба по кроссовым мишеням. Метание гранаты и метание мяча на дальность. Военизированный кросс. 3 км. Правила соревнований. Судейство. |
Тестирование. Контрольные упражнения. Соревновательная форма (опрос). |
8. |
Апрель |
Баскетбол. Правила, игры. Судейство. Ведения мяча. Броски мяча в кольцо после ведения. Штрафной бросок. Высота подскока. Броски с точек. Учебная игра. |
Контрольные упражнения. Соревновательная форма (опрос) |
9. |
Май |
Туризм. Велосипедный туризм. Знание деталей велосипеда. Фигурная езда на велосипеде. Туристическая велосипедная прогулка 20 км. Вязание узлов. Разведение костра. Установка палатки. Приготовление пищи. Ориентирование по компасу. Медицинская подготовка. Оказание |
Блиц-опрос. Контрольные упражнения (опрос). Соревновательная форма Блиц-опрос. Контрольные упражнения. Викторина. Практические приемы |
X. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение включает в себя методические пособия и разработки по всем темам программы, видео- и мультимедийные презентации, подборки плакатов, схем, рисунков по темам. Видеопособие по безопасному поведению в быту и на природе: «Приключения Юли и Ромы».
Материальная база — это комплекс материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки воспитанников «Школы выживания" в соответствии с учебным планом и образовательными программами.
Для успешной реализации данной программы как минимум необходимы: — спортивный зал с матами (для стрельбы лежа);
· волейбольная площадка (сетка, мячи);
· футбольное поле с воротами (футбольный мяч);
· баскетбольная площадка (баскетбольный мяч);
· комплект для наземной маскировки.
XI. Список литературы.
ВПС (военно-прикладной спорт)
Для педагогов:
1. Афанасьев А. Н. «На военизированной полосе препятствий» Воениздат
1995 г.
2. Воробьев Ю. Л. «Военизированная полоса препятствий» 1988 г.
3. Рипа М. Д. «Для подготовки к воинской службе» 1988 г.
для обучающихся:
1. Евдокимов B.C. «А ну-ка, парни!» 1998г.
2. Евдокимов B.C. «Один день в армии» 1998 г.
3. Литвинов Е. Н. «Час допризывной подготовки» 1987 г.
4. Маркевич В. М «Военно-спортивный праздник в школе» 1983 г.
5. Рогулева Л. К. "А ну-ка, мальчики«,1988 г.
6. Теплов П. В. «А ну-ка мальчики» 1988 г.
7. Чукуров А. И. «А ну-ка парни» 1988г.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
для педагогов:
1. Дихтярев В. Я. Чиркин И. Б „Обучение волейболу“ 1999 г,
2. Нестэровский Д. М. „Баскетбол“ 1999г.
3. Порптных Ю. И. „Спортивные и подвижные игры“ 1984 г.
4. Шпрах С. Л. „Настольный теннис в школе“ 1999 г.
для обучающихся:
1. Дихтярев В. Я. Тур. С. и. Игры и эстафеты с элементы волейбола» 1999 г.
2. Копылов Ю. А. «Тренируем кисти рук» 1999 г,
3. Пономарева В. Г. «Путешествие в страну баскетболию». 1999 г,.
ТУРИЗМ
для педагогов:
1. Алешин В. М., Серебряников Л. В. «Туристская топография» Москва 1985г.
2. Курилова В. И. «Туризм» Москва Просвещение 1988 г.
3. Остапец Л. А. «Педагогика туристско-краеведческой работы в школе» Москва Педагогика 1985 г.
4. Тыкул В. И. «Спортивное ориентирование» Издательство Просвещение 1990 г.
для обучающихся:
1. Архипов Е. М. "За здоровьем на велосипеде «Москва «Советский спорт 1989 г.
2. Булгаков А. А. „Велосипедный туризм для всех“ Москва 1984 г.
3. Минделевич С. И. „Пора в поход“ Москва 1985г.
4. Остапец А. А. „На маршруте туристы следопыты“ Москва 1987г.
5. Ютюмер Ю. А. Краткий справочник туриста Москва 1985 г,