Материал на проверке

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные патриоты России» для детей 1 класса

0
0
Материал опубликован 4 October в группе






Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Юные патриоты России»

для детей 1 класса


Программу разработали:

Максакова Д.А. (воспитатель ГПД)










2025-2026 учебный год

г. Сыктывкар



Пояснительная записка


Программа по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Программа помогает ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Рабочая программа внеурочной деятельности для детей 1- 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного, патриотического направления разработана на основе:                       


- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Устав школы

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".

Нравственное воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.

         

       

Программа предназначена для занятий с учащимися 1-4 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)





Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной      республике, городу, деревне, семье, школе);

- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, фольклору,

- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);

- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;

-  развивать чувство сопричастности к окружающему;

-  развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.


Принципы Программы:

- Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.

Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.

Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.

Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.

Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.


Планируемые результаты


-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы;

-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;


- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умению    координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве

- при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру   необходимую информацию как ориентир для построения действия.



Материально-техническая база:

Учебные наглядные пособия:

- плакаты

- портреты русских полководцев,

- репродукции о войне

- карта города и страны

- символы государства и города Сыктывкара РК, города России, фотографии городских улиц, достопримечательностей

- литература

- фотографии














1 класс

Сентябрь  


Тема

Количество часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

01.09

«1 сентября – День знаний»

35 минут



Пробудить у детей интерес к школе, знаниям; провести беседу о российском празднике «День знаний»; провести игру «Путешествие по стране Знаний»

Беседа; игра



2

08.09

«Правила поведения в школе. Экскурсия по школе»

35 минут

Формировать у учащихся понимание правил поведения в школе; потребность соблюдать эти правила; воспитывать чувства товарищества, взаимоуважение, доброты. Познакомить с традициями школы, воспитывать чувство причастности к коллективу школы; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Беседа; экскурсия


3

15.09

«Правила знакомства, представления и обращения»

35 минут

Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения; обучить вежливому знакомству с новыми людьми; развивать навыки речевого общения; воспитывать уважительное отношение к окружающим

Просмотр обучающего видеоролика; беседа; памятка с правилами представления


4

22.09

«О вежливых словах и их применении»

35 минут

Духовно- нравственное воспитание через чтение художественной литературы «Скажи человеку: «Здравствуйте»»; «Для чего говорят: «Спасибо»?»

Автор:  В. Сухомлинский

Чтение;

Беседа по содержанию.

https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i-vezhlivosti

29.09

«День учителя»


35 минут

Беседа о празднике «День учителя». Развитие у обучающихся представлений о роли учителя в жизни человека и общества.

Беседа;

Создание открыток для учителей



Октябрь






6

06.10

«Памятники культуры и архитектуры города Сыктывкара»

35 минут

Формировать представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики, воспитывать у детей чувства любви к малой Родине, к родному городу. Познакомить учащихся с достопримечательностями Сыктывкара.

Игра-путешествие



https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2020/03/23/prezentatsiya-dostoprimechatelnosti-g-syktyvkara

7

13.10

«В мире профессий»

35 минут

Создание у обучающихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий; осознание ценности и важности профессий в мире профессий.

Игра-викторина


8

20.10

«Природа Коми края»

35 минут

Конкретизировать и расширять представления детей о растительном и животном мире Коми Республики; рассказать о диких животных, приспособленности их к изменениям в природе родного края.

Виртуальная экскурсия;

Рисунок «Природа Коми края»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/04/15/prezentatsiya-priroda-i-zhivotnye-respubliki-komi

Ноябрь






9

03.11

«День народного единства»

35 минут

Формировать представления о народах, населяющих нашу страну, национальных костюмах, традициях, праздниках; пробуждать у детей стремление узнать историю своей страны; воспитывать чувство патриотизма.

Беседа;

Рисунок «Народы России»

https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2023/01/13/prezentatsiya-narody-rossii-my-raznye-my-vmeste

10

10.11

«Маленькое дело лучше большого безделья»

35 минут

Познакомить учащихся с правилами коллективной работы. Формировать ответственное отношение к своим поручениям и обязанностям. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированное поведение учащихся; совершенствовать трудовые умения и навыки.

Чтение;

Создание памятки «Наши обязанности»



11

17.11

«День отца»

35 минут

Формировать представление о празднике «День отца»; воспитывать уважительное отношение к отцам, дедушкам, воспитывать бережное отношение и любовь в процессе выполнения практической работы.

Беседа; Создание открыток для пап (дедушек)


12

24.11

«При солнышке – тепло, при матери – добро. День матери»

35 минут

Формировать представление о празднике «День матери»; воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помочь им; воспитывать бережное отношение и любовь к матери в процессе выполнения практической работы.

Мастер-класс «Подарок для мамы»


Декабрь






13

01.12

«День волонтера в России»

35 минут

Познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности; рассказать детям о волонтёрах, о людях, которые добровольно тратят свое время на добрые дела. 

Просмотр познавательного мульфильма;

Игра-квест


14

08.12

«Писатели о Родине»

35 минут

Познакомить учащихся с произведениями русских писателей о Родине; учиться читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Чтение текстов различных жанров о Родине


15

15.12

«Новый год – семейный праздник»

35 минут

Расширять представления о семье, способствовать пониманию важности новогодних традиций празднования Нового года; воспитывать у обучающихся уважение к семье; укреплять позитивный взгляд на совместную деятельность.

Игра


16

22.12

«Государственные символы России»


35 минут

Формировать представления детей о государственной символике страны; закрепить знания детей о гос. символах России: флаг, герб, гимн; развивать познавательный интерес к историческому наследию России; воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию.

Беседа; разучивание гимна


Январь






17

12.01

«Старый Новый год»


35 минут

Познакомить с историей возникновения праздника. Приобщать учащихся к русским традициям, воспитывать чувство коллективизма, уважения. 

Беседа;

Загадки;

Ребусы


18


19.01



«Добрые и недобрые дела»

35 минут

Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; формировать потребности в совершении добрых дел, поступков; учиться оценивать и различать поступки (добрые, недобрые.

Чтение;

Беседа по содержанию.


19

26.01

«День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады»

35 минут

Познакомить ребят с понятием блокада. Формировать у детей уважительное отношение к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине, чувства сопереживания к испытаниям военного времени. Воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну.

Презентация;

Беседа.


Февраль






20

2.02

«Уникальные природные объекты Республики Коми»

35 минут

Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к родному краю; закреплять навык отвечать на вопросы в зависимости от содержания; расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с природными объектами РК; учить ориентироваться на карте, выделять границы республики, столицу.

Виртуальная экскурсия


21

9.02

«Русские народные промыслы»

35 минут

Познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи. Расширить представления детей о народных промыслах России.

Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи, их характерных особенностей.

Показ иллюстраций. Творческая работа.


22

16.02

Каникулы?

«Богатырская наша сила»

35 минут

Познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Чтение худож. литературы. Беседа по содержанию.

https://deti-online.com/skazki/byliny/

23

23.02

«День защитника Отечества»

35 минут

Познакомить с историей возникновения праздника. Формировать представления о Российской армии; уточнить и расширить знания учащихся о празднике 23 февраля.

Презентация.

Беседа.


Март






24

2.03

«Международный женский день»

35 минут

Формировать знания об истории и традициях праздника. Формировать у детей чувства уважения к матери, к бабушке, к одноклассницам.

Беседа.

Творческая работа:

«Открытка для мамы (бабушки, сестры)»


25

16.03

«Сбережем нашу планету вместе»

35 минут

Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;

способствовать воспитанию ответственного отношения к природе; развивать у детей умение работать в группе.

Рассматривание иллюстраций; просмотр видео- и мультфильмов экологической направленности. Викторина «Сбережем планету вместе»


26

30.03

«Москва  - главный город России. Великие достопримечательности столицы»

35 минут

Воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране.

Воспитывать интерес к достопримечательностям столицы нашей Родины; актуализировать знания о Родине; познакомить с основными достопримечательностями столицы России.

Виртуальная экскурсия


Апрель






27

06.04

«День космонавтики»

35 минут

Дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства

Просмотр видеоролика; Творческая работа: «Рисунок. Полёт в космос» 


28

13.04

«Мой дом – моя крепость»

35 минут

Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях. Формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.

Игра


29

20.04

«Читая книги о войне, мы помним подвиги героев!»


35 минут

Воспитывать гражданственность и патриотизм у детей на примере героев произведений детской литературы о Великой Отечественной войне.

Расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне; формировать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину; прививать интерес к чтению; развивать речь.

Чтение худож. литературы

https://nukadeti.ru/rasskazy/o-vojne

30

27.04

«Города-герои»

35 минут

Расширить знания учеников о героических страницах истории нашего  Отечества; ознакомить с городами – героями; пробуждать стремление узнать историю своей страны; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма; воспитывать чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны и людям старшего поколения.

Альбом «Города-герои»


Май






31

04.05

«Великий День Победы»




35 минут

Ознакомление детей с историей Великой Отечественной войны;  развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне. Расширить знания об истории своей страны. Прививать обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины. Воспитывать любовь к Родине, уважение к подвигам наших предков.

Беседа;

Творческая работа: «Рисунок: День Победы»


32

18.05

«Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна»

35 минут

Расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе. Научить находить в людях и самом себе то, что заставляет людей быть друзьями.

Воспитывать чувство ответственность за свои мысли и поступки перед товарищами.

Воспитывать стремление быть настоящим и верным другом.

Воспитывать  уважительное отношение к окружающим людям.

Командная игра


33

25.05

«Россия – Родина моя»

35 минут

Систематизировать и обобщить полученные знания. Расширять кругозор учащихся; активизировать внимание и память; развивать познавательные и творческие способности учащихся; формировать умения работать в группе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Интерактивная игра


Всего: 33








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.