Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные патриоты России» для детей 1 класса

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Юные патриоты России»
для детей 1 класса
Программу разработали:
Максакова Д.А. (воспитатель ГПД)
2025-2026 учебный год
г. Сыктывкар
Пояснительная записка
Программа по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Программа помогает ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Рабочая программа внеурочной деятельности для детей 1- 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного, патриотического направления разработана на основе:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Устав школы
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".
Нравственное воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Программа предназначена для занятий с учащимися 1-4 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, фольклору,
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Принципы Программы:
- Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Планируемые результаты
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умению координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
- при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия:
- плакаты
- портреты русских полководцев,
- репродукции о войне
- карта города и страны
- символы государства и города Сыктывкара РК, города России, фотографии городских улиц, достопримечательностей
- литература
- фотографии
| Тема | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |
№ 1 01.09 | «1 сентября – День знаний» | 35 минут | Пробудить у детей интерес к школе, знаниям; провести беседу о российском празднике «День знаний»; провести игру «Путешествие по стране Знаний» | Беседа; игра | ||
№ 2 08.09 | «Правила поведения в школе. Экскурсия по школе» | 35 минут | Формировать у учащихся понимание правил поведения в школе; потребность соблюдать эти правила; воспитывать чувства товарищества, взаимоуважение, доброты. Познакомить с традициями школы, воспитывать чувство причастности к коллективу школы; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. | Беседа; экскурсия | ||
№ 3 15.09 | «Правила знакомства, представления и обращения» | 35 минут | Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения; обучить вежливому знакомству с новыми людьми; развивать навыки речевого общения; воспитывать уважительное отношение к окружающим | Просмотр обучающего видеоролика; беседа; памятка с правилами представления | ||
№ 4 22.09 | «О вежливых словах и их применении» | 35 минут | Духовно- нравственное воспитание через чтение художественной литературы «Скажи человеку: «Здравствуйте»»; «Для чего говорят: «Спасибо»?» Автор: В. Сухомлинский | Чтение; Беседа по содержанию. | https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i-vezhlivosti | |
№5 29.09 | «День учителя» | 35 минут | Беседа о празднике «День учителя». Развитие у обучающихся представлений о роли учителя в жизни человека и общества. | Беседа; Создание открыток для учителей | ||
Октябрь | ||||||
№6 06.10 | «Памятники культуры и архитектуры города Сыктывкара» | 35 минут | Формировать представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики, воспитывать у детей чувства любви к малой Родине, к родному городу. Познакомить учащихся с достопримечательностями Сыктывкара. | Игра-путешествие | https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2020/03/23/prezentatsiya-dostoprimechatelnosti-g-syktyvkara | |
№ 7 13.10 | «В мире профессий» | 35 минут | Создание у обучающихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий; осознание ценности и важности профессий в мире профессий. | Игра-викторина | ||
№ 8 20.10 | «Природа Коми края» | 35 минут | Конкретизировать и расширять представления детей о растительном и животном мире Коми Республики; рассказать о диких животных, приспособленности их к изменениям в природе родного края. | Виртуальная экскурсия; Рисунок «Природа Коми края» | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/04/15/prezentatsiya-priroda-i-zhivotnye-respubliki-komi | |
Ноябрь | ||||||
№9 03.11 | «День народного единства» | 35 минут | Формировать представления о народах, населяющих нашу страну, национальных костюмах, традициях, праздниках; пробуждать у детей стремление узнать историю своей страны; воспитывать чувство патриотизма. | Беседа; Рисунок «Народы России» | ||
№10 10.11 | «Маленькое дело лучше большого безделья» | 35 минут | Познакомить учащихся с правилами коллективной работы. Формировать ответственное отношение к своим поручениям и обязанностям. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированное поведение учащихся; совершенствовать трудовые умения и навыки. | Чтение; Создание памятки «Наши обязанности» | ||
№11 17.11 | «День отца» | 35 минут | Формировать представление о празднике «День отца»; воспитывать уважительное отношение к отцам, дедушкам, воспитывать бережное отношение и любовь в процессе выполнения практической работы. | Беседа; Создание открыток для пап (дедушек) | ||
№12 24.11 | «При солнышке – тепло, при матери – добро. День матери» | 35 минут | Формировать представление о празднике «День матери»; воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помочь им; воспитывать бережное отношение и любовь к матери в процессе выполнения практической работы. | Мастер-класс «Подарок для мамы» | ||
Декабрь | ||||||
№13 01.12 | «День волонтера в России» | 35 минут | Познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности; рассказать детям о волонтёрах, о людях, которые добровольно тратят свое время на добрые дела. | Просмотр познавательного мульфильма; Игра-квест | ||
№14 08.12 | «Писатели о Родине» | 35 минут | Познакомить учащихся с произведениями русских писателей о Родине; учиться читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину | Чтение текстов различных жанров о Родине | ||
№15 15.12 | «Новый год – семейный праздник» | 35 минут | Расширять представления о семье, способствовать пониманию важности новогодних традиций празднования Нового года; воспитывать у обучающихся уважение к семье; укреплять позитивный взгляд на совместную деятельность. | Игра | ||
№16 22.12 | «Государственные символы России» | 35 минут | Формировать представления детей о государственной символике страны; закрепить знания детей о гос. символах России: флаг, герб, гимн; развивать познавательный интерес к историческому наследию России; воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию. | Беседа; разучивание гимна | ||
Январь | ||||||
№ 17 12.01 | «Старый Новый год» | 35 минут | Познакомить с историей возникновения праздника. Приобщать учащихся к русским традициям, воспитывать чувство коллективизма, уважения. | Беседа; Загадки; Ребусы | ||
№18 19.01 | «Добрые и недобрые дела» | 35 минут | Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; формировать потребности в совершении добрых дел, поступков; учиться оценивать и различать поступки (добрые, недобрые. | Чтение; Беседа по содержанию. | ||
№19 26.01 | «День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады» | 35 минут | Познакомить ребят с понятием блокада. Формировать у детей уважительное отношение к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине, чувства сопереживания к испытаниям военного времени. Воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну. | Презентация; Беседа. | ||
Февраль | ||||||
№20 2.02 | «Уникальные природные объекты Республики Коми» | 35 минут | Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к родному краю; закреплять навык отвечать на вопросы в зависимости от содержания; расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с природными объектами РК; учить ориентироваться на карте, выделять границы республики, столицу. | Виртуальная экскурсия | ||
№21 9.02 | «Русские народные промыслы» | 35 минут | Познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи. Расширить представления детей о народных промыслах России. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи, их характерных особенностей. | Показ иллюстраций. Творческая работа. | ||
№22 16.02 Каникулы? | «Богатырская наша сила» | 35 минут | Познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения. | Чтение худож. литературы. Беседа по содержанию. | https://deti-online.com/skazki/byliny/ | |
№23 23.02 | «День защитника Отечества» | 35 минут | Познакомить с историей возникновения праздника. Формировать представления о Российской армии; уточнить и расширить знания учащихся о празднике 23 февраля. | Презентация. Беседа. | ||
Март | ||||||
№24 2.03 | «Международный женский день» | 35 минут | Формировать знания об истории и традициях праздника. Формировать у детей чувства уважения к матери, к бабушке, к одноклассницам. | Беседа. Творческая работа: «Открытка для мамы (бабушки, сестры)» | ||
№ 25 16.03 | «Сбережем нашу планету вместе» | 35 минут | Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы; способствовать воспитанию ответственного отношения к природе; развивать у детей умение работать в группе. | Рассматривание иллюстраций; просмотр видео- и мультфильмов экологической направленности. Викторина «Сбережем планету вместе» | ||
№26 30.03 | «Москва - главный город России. Великие достопримечательности столицы» | 35 минут | Воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране. Воспитывать интерес к достопримечательностям столицы нашей Родины; актуализировать знания о Родине; познакомить с основными достопримечательностями столицы России. | Виртуальная экскурсия | ||
Апрель | ||||||
№ 27 06.04 | «День космонавтики» | 35 минут | Дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства | Просмотр видеоролика; Творческая работа: «Рисунок. Полёт в космос» | ||
№28 13.04 | «Мой дом – моя крепость» | 35 минут | Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях. Формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род. | Игра | ||
№29 20.04 | «Читая книги о войне, мы помним подвиги героев!» | 35 минут | Воспитывать гражданственность и патриотизм у детей на примере героев произведений детской литературы о Великой Отечественной войне. Расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне; формировать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину; прививать интерес к чтению; развивать речь. | Чтение худож. литературы | https://nukadeti.ru/rasskazy/o-vojne | |
№30 27.04 | «Города-герои» | 35 минут | Расширить знания учеников о героических страницах истории нашего Отечества; ознакомить с городами – героями; пробуждать стремление узнать историю своей страны; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма; воспитывать чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны и людям старшего поколения. | Альбом «Города-герои» | ||
Май | ||||||
№ 31 04.05 | «Великий День Победы» | 35 минут | Ознакомление детей с историей Великой Отечественной войны; развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне. Расширить знания об истории своей страны. Прививать обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины. Воспитывать любовь к Родине, уважение к подвигам наших предков. | Беседа; Творческая работа: «Рисунок: День Победы» | ||
№ 32 18.05 | «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна» | 35 минут | Расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе. Научить находить в людях и самом себе то, что заставляет людей быть друзьями. Воспитывать чувство ответственность за свои мысли и поступки перед товарищами. Воспитывать стремление быть настоящим и верным другом. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. | Командная игра | ||
№ 33 25.05 | «Россия – Родина моя» | 35 минут | Систематизировать и обобщить полученные знания. Расширять кругозор учащихся; активизировать внимание и память; развивать познавательные и творческие способности учащихся; формировать умения работать в группе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей. | Интерактивная игра | ||
Всего: 33 |