Тема: «Лаборатория Снеговика»
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о свойствах снега и льда;
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
Учить делать выводы и проверять их опытным путем;
Обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).
Развивающие:
Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
Развивать связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
Воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе.
Оборудование и материалы: подносы со льдом и снегом, пластиковая тарелка, пластиковый стаканчик, салфетка, цветная бумага, кисточка, гуашь(красного, желтого, синего, зеленого цвета) на каждого ребенка; картинки с изображениями снежинок, зимних забав; игрушка Снеговик.
Ход проведения:
Учитель-дефектолог: Ребята, вам нравится зима? Почему?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Правильно, зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему?
Дети: Потому, что зимой есть и снег, и лёд.
Учитель-дефектолог: Ребята слышите, к нам кто-то пришел в гости. Посмотрите, кто это?
Дети: Снеговик.
Учитель-дефектолог: Правильно ребята, это Снеговик. Он пришел к нам, чтобы рассказать и показать, что такое снег и лёд. Для этого Снеговику нужно провести вместе с нами, разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть исследовательскую лабораторию, и назвать ее - Лаборатория Снеговика.
Для того чтобы наша лаборатория начала работать вам надо отгадать загадки Снеговика:
Он пушистый, серебристый
Но рукой её не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь.
Дети: Снег
Внесение снега, его исследование.
Учитель-дефектолог: Что такое снег? Какой он?
Дети: Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.
Учитель-дефектолог: Откуда он берётся? (Педагог выслушивает ответы детей.)
Пришло время еще одной загадки Снеговика. Слушайте внимательно:
«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это?
Дети: Лёд.
Внесение льда, его исследование.
Учитель-дефектолог: Что такое лёд? Как он получается?
Дети: Замерзает вода.
Учитель-дефектолог: Какой он?
Дети: Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.
Учитель-дефектолог: Как вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?
Дети: Они растают.
Учитель-дефектолог: А теперь давайте проверим все свойства льда и снега на опытах.
Опыт № 1 «Что быстрее растает?»
У вас на столе в тарелочке, снег и кусочек льда. Посмотрите, что происходит с ними. Что быстрее тает снег или лед? (снег). Почему? (он мягкий и рыхлый).
Опыт №2. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Опыт №3. «Определение прозрачности».
Теперь вы положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).
Опыт №4. «Определение твердый - мягкий».
Взять горсть снега и высыпать её. Какой снег? (мягкий). Как можно еще назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? (твердый). Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
Игра «Хорошо – плохо»
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега?
Дети: Играть можно в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках, снег укрывает всё и согревает.
Учитель-дефектолог: Для кого и когда снег – плохо?
Дети: Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.
Учитель-дефектолог: Когда лёд приносит пользу?
Дети: Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и озера.
Учитель-дефектолог: Почему со льдом надо обращаться осторожно?
Дети: Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.
Физкультминутка: «Пушистый снег»
Снег над нами кружится –
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Закружились, как снежок.
(Дети изображают зимние фигуры.)
Опыт №5 «Имеют ли снег и лёд форму?»
– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)
– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
Вывод: Снег непрочный, рыхлый.
– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)
– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?
(Воспитатель вносит цветную льдинку.)
– Как вы думаете, почему они цветные?
– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки и украсить ими участок.
Учитель-дефектолог подводит итог.
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории Снеговика. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Общие свойства снега и льда:
- холодные на ощупь;
- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;
- не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.
Различия снега и льда:
- снег белый и рыхлый:
- лед прозрачный и хрупкий.
Теперь мы ребята знаем свойства льда и снега, и в этом нам помог Снеговик, но пришла пора Снеговику возвращаться в зимний лес, где много снега и прохлады. Давайте с ним попрощаемся и скажем спасибо за интересные опыты со снегом и льдом.