Занятие для дошкольников на тему «Лаборатория Снеговика»

3
0
Материал опубликован 23 March 2023 в группе

Тема: «Лаборатория Снеговика»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

 Расширять представления детей о свойствах снега и льда;

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

Учить делать выводы и проверять их опытным путем;

Обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный). 

Развивающие:

Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

Развивать связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

Воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе.


Оборудование и материалы: подносы со льдом и снегом, пластиковая тарелка, пластиковый стаканчик, салфетка, цветная бумага, кисточка, гуашь(красного, желтого, синего, зеленого цвета) на каждого ребенка; картинки с изображениями снежинок, зимних забав; игрушка Снеговик.

Ход проведения:

Учитель-дефектолог: Ребята, вам нравится зима? Почему?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Правильно, зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему?

Дети: Потому, что зимой есть и снег, и лёд.

Учитель-дефектолог: Ребята слышите, к нам кто-то пришел в гости. Посмотрите, кто это?

Дети: Снеговик.

Учитель-дефектолог: Правильно ребята, это Снеговик. Он пришел к нам, чтобы рассказать и показать, что такое снег и лёд. Для этого Снеговику нужно провести вместе с нами, разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть исследовательскую лабораторию, и назвать ее - Лаборатория Снеговика.

Для того чтобы наша лаборатория начала работать вам надо отгадать загадки Снеговика:

Он пушистый, серебристый

Но рукой её не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь.

Дети: Снег

Внесение снега, его исследование.

Учитель-дефектолог: Что такое снег? Какой он?

Дети: Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.

Учитель-дефектолог: Откуда он берётся? (Педагог выслушивает ответы детей.)

Пришло время еще одной загадки Снеговика. Слушайте внимательно:

«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это?

Дети: Лёд.

Внесение льда, его исследование.

Учитель-дефектолог: Что такое лёд? Как он получается?

Дети: Замерзает вода.

Учитель-дефектолог: Какой он?

Дети: Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?

Дети: Они растают.

Учитель-дефектолог: А теперь давайте проверим все свойства льда и снега на опытах.

Опыт № 1 «Что быстрее растает?»

У вас на столе в тарелочке, снег и кусочек льда. Посмотрите, что происходит с ними. Что быстрее тает снег или лед? (снег). Почему? (он мягкий и рыхлый).

Опыт №2. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)

- Какого цвета лёд? (бесцветный)

Опыт №3. «Определение прозрачности».

Теперь вы положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

Опыт №4. «Определение твердый - мягкий».

Взять горсть снега и высыпать её. Какой снег? (мягкий). Как можно еще назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? (твердый). Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Игра «Хорошо – плохо»

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

Что хорошего от снега?

Дети: Играть можно в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках, снег укрывает всё и согревает.

Учитель-дефектолог: Для кого и когда снег – плохо?

Дети: Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.

Учитель-дефектолог: Когда лёд приносит пользу?

Дети: Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и озера.

Учитель-дефектолог: Почему со льдом надо обращаться осторожно?

Дети: Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.

Физкультминутка: «Пушистый снег»

Снег над нами кружится –

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Закружились, как снежок.

(Дети изображают зимние фигуры.)

Опыт №5 «Имеют ли снег и лёд форму?»

Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?

Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)

Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

Вывод: Снег непрочный, рыхлый.

А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)

Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?

(Воспитатель вносит цветную льдинку.)

Как вы думаете, почему они цветные?

Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки и украсить ими участок.

Учитель-дефектолог подводит итог.

Вот и закончились наши исследования в лаборатории Снеговика. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Общие свойства снега и льда:

- холодные на ощупь;

- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;

- не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Различия снега и льда:

- снег белый и рыхлый:

- лед прозрачный и хрупкий.

Теперь мы ребята знаем свойства льда и снега, и в этом нам помог Снеговик, но пришла пора Снеговику возвращаться в зимний лес, где много снега и прохлады. Давайте с ним попрощаемся и скажем спасибо за интересные опыты со снегом и льдом.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.